Найти в Дзене

История в предметах: РОСКОШНАЯ СТЕКЛЯННАЯ ПОСУДА ДРЕВНЕГО РИМА. Часть 1

Древние римляне не только строили дороги и устраивали гладиаторские бои – они создавали удивительно тонкое, цветное стекло, которое пережило две тысячи лет. Перед вами небольшая галерея сосудов, которые могли стоять на столе у богатого римлянина. Римское стекло – это смесь ремесла, химии и роскоши.
Его выдували вручную, окрашивали металлами, украшали узорами и использовали в быту так же активно, как мы используем фарфор или хрусталь.
Эти сосуды – редкие находки: многие из них сохранились только потому, что были погребены в земле во время пожаров и разрушений. Фотографии автора (старого Интер-Антиквара) Каждый из этих сосудов – не просто предмет быта, а маленькое чудо ремесла, которое пережило века. Если вам интересны редкие артефакты, древние технологии и красивые вещи — расскажу ещё много удивительного. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ – впереди античность, Средневековье и редкие фотографии, которые удивляют сильнее фильмов.
А вот пара ССЫЛОК на другую красоту И самая последняя выложенная статья из

Древние римляне не только строили дороги и устраивали гладиаторские бои – они создавали удивительно тонкое, цветное стекло, которое пережило две тысячи лет. Перед вами небольшая галерея сосудов, которые могли стоять на столе у богатого римлянина.

Римское стекло – это смесь ремесла, химии и роскоши.
Его выдували вручную, окрашивали металлами, украшали узорами и использовали в быту так же активно, как мы используем фарфор или хрусталь.
Эти сосуды – редкие находки: многие из них сохранились только потому, что были погребены в земле во время пожаров и разрушений.

Фотографии автора (старого Интер-Антиквара)

Древнеримский флакончик в форме головы ребенка или юноши (I–III вв. н. э.), выдутый в форму. И да, римляне действительно массово производили такую «головную» посуду. Возможно, потому что это выглядело мило… а возможно – потому что им просто нравилось смотреть на такие штуки, стоящие на туалетном столике.
Древнеримский флакончик в форме головы ребенка или юноши (I–III вв. н. э.), выдутый в форму. И да, римляне действительно массово производили такую «головную» посуду. Возможно, потому что это выглядело мило… а возможно – потому что им просто нравилось смотреть на такие штуки, стоящие на туалетном столике.
Римская стеклянная амфористическая фляга с двумя высокими прикладными ручками (I–III вв. н. э.). Такой тип часто называют двуручной флягой или мини-амфорой из стекла. Насыщенный янтарно-золотой цвет – очень ценился, потому что требовал контролируемого окисления железа при плавке.
Римская стеклянная амфористическая фляга с двумя высокими прикладными ручками (I–III вв. н. э.). Такой тип часто называют двуручной флягой или мини-амфорой из стекла. Насыщенный янтарно-золотой цвет – очень ценился, потому что требовал контролируемого окисления железа при плавке.
Древнеримский флакон из агата или из стекла, имитирующего агат. Такие предметы – верх роскоши. Это уже не просто посуда, а предмет статуса, который могли позволить себе далеко не все граждане Империи.
Древнеримский флакон из агата или из стекла, имитирующего агат. Такие предметы – верх роскоши. Это уже не просто посуда, а предмет статуса, который могли позволить себе далеко не все граждане Империи.
Древнеримская двуручная кубковая чаша на ножке, II–IV вв. н. э.
Типология тянет либо к кантаросу, либо к миниатюрному келиху, который использовали не для литров вина, а для:
•	Специй, разбавленных ароматизированных вин,
•	или – что вероятнее – постоянно модных у римлян сладких десертных сиропов.
Цвет – кобальтово-синий, один из самых дорогих и эффектных в Римской империи.
Белые и светлые вкрапления – это остатки древней опалесценции и реакции стекла, иногда – намеренные декоративные вставки (малая имитация «мозаичного стекла»).
Древнеримская двуручная кубковая чаша на ножке, II–IV вв. н. э. Типология тянет либо к кантаросу, либо к миниатюрному келиху, который использовали не для литров вина, а для: • Специй, разбавленных ароматизированных вин, • или – что вероятнее – постоянно модных у римлян сладких десертных сиропов. Цвет – кобальтово-синий, один из самых дорогих и эффектных в Римской империи. Белые и светлые вкрапления – это остатки древней опалесценции и реакции стекла, иногда – намеренные декоративные вставки (малая имитация «мозаичного стекла»).
Прекрасный пример римского стекла «на каждый день, но все равно красиво».
Небольшая римская чаша или рюмка с раструбленным краем, датируемая I–III вв. н. э. Тонкое янтарное стекло – результат добавления оксидов железа и тщательно контролируемого обжига. Такой оттенок ценили: он считался «теплым» и «домашним».
Прекрасный пример римского стекла «на каждый день, но все равно красиво». Небольшая римская чаша или рюмка с раструбленным краем, датируемая I–III вв. н. э. Тонкое янтарное стекло – результат добавления оксидов железа и тщательно контролируемого обжига. Такой оттенок ценили: он считался «теплым» и «домашним».
Один из самых характерных и сразу узнаваемых типов римской посуды, которые вызывают у археологов либо восторг, либо нервный смешок.
Это древнеримский стеклянный псевдо-бальзамарий с двойной шейкой, I–III вв. н. э.
По-научному его иногда называют комбинированный унгентарий, или «сосуд, придуманный человеком, который явно устал от нормальных сосудов».
Две параллельные шейки – визитная карточка необычных римских флаконов.
Внутри сосуд однокамерный, но два горлышка позволяли либо:
– наливать очень осторожно,
– дозировать разными струями,
– или использовать одно отверстие как мини-вентиляцию при выливании через другое.
Один из самых характерных и сразу узнаваемых типов римской посуды, которые вызывают у археологов либо восторг, либо нервный смешок. Это древнеримский стеклянный псевдо-бальзамарий с двойной шейкой, I–III вв. н. э. По-научному его иногда называют комбинированный унгентарий, или «сосуд, придуманный человеком, который явно устал от нормальных сосудов». Две параллельные шейки – визитная карточка необычных римских флаконов. Внутри сосуд однокамерный, но два горлышка позволяли либо: – наливать очень осторожно, – дозировать разными струями, – или использовать одно отверстие как мини-вентиляцию при выливании через другое.
Элегантный древнеримский кувшинчик-ойнохоя, датируемый I–III вв. н. э., и он буквально кричит: «Я маленький, но стильный!»
Посмотрите на ручку: это витая, «жгутовая» ручка – любимый прием стеклодувов Сирии и Восточного Средиземноморья.
Элегантный древнеримский кувшинчик-ойнохоя, датируемый I–III вв. н. э., и он буквально кричит: «Я маленький, но стильный!» Посмотрите на ручку: это витая, «жгутовая» ручка – любимый прием стеклодувов Сирии и Восточного Средиземноморья.
Вот это – просто звезда римской кухонной магии.
Классический древнеримский стеклянный арибалл/ларинготóкос, точнее кувшинчик-оливник с длинным узким носиком. Его тип называют «клине-кувшин с носиком» (I–III вв. н. э.).
И да – это один из самых узнаваемых и самых обаятельных типов римского стекла.
Вот это – просто звезда римской кухонной магии. Классический древнеримский стеклянный арибалл/ларинготóкос, точнее кувшинчик-оливник с длинным узким носиком. Его тип называют «клине-кувшин с носиком» (I–III вв. н. э.). И да – это один из самых узнаваемых и самых обаятельных типов римского стекла.
Древнеримский стеклянный кувшин с высокой шейкой и вытянутой петлеобразной ручкой, датируемый I–III вв. н. э.
Тип формы обычно относят к длинношеим арибаллам.
Это классический домашний римский кувшинчик из натронного стекла – то есть повседневный предмет, но сделанный с такой любовью к форме, что современный дизайнер мог бы позавидовать.
Древнеримский стеклянный кувшин с высокой шейкой и вытянутой петлеобразной ручкой, датируемый I–III вв. н. э. Тип формы обычно относят к длинношеим арибаллам. Это классический домашний римский кувшинчик из натронного стекла – то есть повседневный предмет, но сделанный с такой любовью к форме, что современный дизайнер мог бы позавидовать.
Древнеримский стеклянный сосуд типа olla или кувшин (I–III вв. н. э.). Маленький пузатый «горшочек», выдутый из стекла цвета акватинтного голубого, с двумя характерными прикладными «ушастыми» ручками.
Ручки – это отдельная песня:
они вытянуты, прикладные, чуть волнистые, и выглядят так, будто стеклодув в момент создания сказал:
«А пусть будет красиво… ну, почти красиво».
Древнеримский стеклянный сосуд типа olla или кувшин (I–III вв. н. э.). Маленький пузатый «горшочек», выдутый из стекла цвета акватинтного голубого, с двумя характерными прикладными «ушастыми» ручками. Ручки – это отдельная песня: они вытянуты, прикладные, чуть волнистые, и выглядят так, будто стеклодув в момент создания сказал: «А пусть будет красиво… ну, почти красиво».
Древнеримский стеклянный флакон в форме сидящего обезьянообразного существа, играющего на сиринге (пановой флейте). Такие предметы – крайне редкие, но известные: римляне обожали выдувные сосуды в формах животных, мифических существ и прочих «симпатичных монстров».
Древнеримский стеклянный флакон в форме сидящего обезьянообразного существа, играющего на сиринге (пановой флейте). Такие предметы – крайне редкие, но известные: римляне обожали выдувные сосуды в формах животных, мифических существ и прочих «симпатичных монстров».
Вот это уже эксклюзив античного хоррора в формате стеклоделия – римляне умели не только делать красивые сосуды, но и периодически пугать будущих археологов.
Римский стеклянный флакон в форме головы (I–III вв. н. э.). Таких делали немного – это было дорого, сложно и требовало стеклодува, который умел не только дуть, но и хотя бы примерно понимать, как выглядит человеческое лицо.
Вот это уже эксклюзив античного хоррора в формате стеклоделия – римляне умели не только делать красивые сосуды, но и периодически пугать будущих археологов. Римский стеклянный флакон в форме головы (I–III вв. н. э.). Таких делали немного – это было дорого, сложно и требовало стеклодува, который умел не только дуть, но и хотя бы примерно понимать, как выглядит человеческое лицо.
Римский питьевой рог из цветного стекла
Изящный римский cornu potatorium, выполненный из прозрачного стекла с цветными аппликациями. Такие сосуды появились в I–III веках н.э. и считались предметами роскоши: их делали опытные мастера, сочетая выдувание и декоративные «нитевидные» накладки.
Из рога пили вино во время пиршеств, а сам предмет служил знаком статуса – стекло во времена Рима было дорогим, хрупким и по-настоящему модным.
Римский питьевой рог из цветного стекла Изящный римский cornu potatorium, выполненный из прозрачного стекла с цветными аппликациями. Такие сосуды появились в I–III веках н.э. и считались предметами роскоши: их делали опытные мастера, сочетая выдувание и декоративные «нитевидные» накладки. Из рога пили вино во время пиршеств, а сам предмет служил знаком статуса – стекло во времена Рима было дорогим, хрупким и по-настоящему модным.
Древнеримский высокостебельный бокал с прикладным рельефом (II–IV вв. н. э.). Такие изделия часто называют «стеклянный сосуд с нанесенными стеклянными нитями»» – то есть стекло с навитыми декоративными нитями. В данном случае узор особенно изящен: тонкие стеклянные дорожки, похожие на змей, спирали и лианы, вручную нанесенные на горячую поверхность.
Если бы этот бокал стоял на римском столе, кто-нибудь обязательно сказал бы:
«Только аккуратно ставь обратно – он дороже, чем половина виллы соседа!»
Древнеримский высокостебельный бокал с прикладным рельефом (II–IV вв. н. э.). Такие изделия часто называют «стеклянный сосуд с нанесенными стеклянными нитями»» – то есть стекло с навитыми декоративными нитями. В данном случае узор особенно изящен: тонкие стеклянные дорожки, похожие на змей, спирали и лианы, вручную нанесенные на горячую поверхность. Если бы этот бокал стоял на римском столе, кто-нибудь обязательно сказал бы: «Только аккуратно ставь обратно – он дороже, чем половина виллы соседа!»
Это – позднеримский стеклянный сосуд «диатретум» (или сосуд en cage, “в клетке”), один из самых сложных и дорогих видов античного стеклоделия. Если кратко – это топ-уровень элитной роскоши Римской империи, почти как «Феррари» среди стеклянной посуды.
Это – позднеримский стеклянный сосуд «диатретум» (или сосуд en cage, “в клетке”), один из самых сложных и дорогих видов античного стеклоделия. Если кратко – это топ-уровень элитной роскоши Римской империи, почти как «Феррари» среди стеклянной посуды.
Классическая римская стеклянная патера – такие делали примерно в III–IV веках н. э. Изготовлена она методом выдувания, а цветные волнистые нити – типичный декоративный «римский шик».
Ручка вытянутая, почти комичная – римляне явно не боялись обжечься, но и эстетики хотели. Вполне возможно, что из нее когда-то аккуратно наливали дорогие масла, вина или благовония. А может, ею пользовался какой-нибудь легионер, который притащил ее домой со словами: «Нет, Марция, это не мусор, это искусство!»
Классическая римская стеклянная патера – такие делали примерно в III–IV веках н. э. Изготовлена она методом выдувания, а цветные волнистые нити – типичный декоративный «римский шик». Ручка вытянутая, почти комичная – римляне явно не боялись обжечься, но и эстетики хотели. Вполне возможно, что из нее когда-то аккуратно наливали дорогие масла, вина или благовония. А может, ею пользовался какой-нибудь легионер, который притащил ее домой со словами: «Нет, Марция, это не мусор, это искусство!»
Вот это уже «тяжелая артиллерия» позднеримского стеклоделия – предмет посерьезнее предыдущего.
Римская стеклянная чаша с прикладными украшающими выступами (III–IV вв. н. э.), иногда их называют phiale или просто декоративные миски. Те самые маленькие «бугорки» по ободку – это прикладные нодули: стеклянные капли, которые мастер прилеплял раскаленными щипцами. Они служили как украшением, так и своеобразным древнеримским антискользящим лайфхаком. Чтобы не уронить миску, пока угощаешься чем-нибудь вкусным… или чем-нибудь ритуальным.
Вот это уже «тяжелая артиллерия» позднеримского стеклоделия – предмет посерьезнее предыдущего. Римская стеклянная чаша с прикладными украшающими выступами (III–IV вв. н. э.), иногда их называют phiale или просто декоративные миски. Те самые маленькие «бугорки» по ободку – это прикладные нодули: стеклянные капли, которые мастер прилеплял раскаленными щипцами. Они служили как украшением, так и своеобразным древнеримским антискользящим лайфхаком. Чтобы не уронить миску, пока угощаешься чем-нибудь вкусным… или чем-нибудь ритуальным.
Римская стеклянная фляга или бутыль с «уплощенным» корпусом (III–IV вв. н. э.). Редкий, почти дизайнерский вариант.
Если бы это стояло на столе у римлянина, он бы сказал гостям:
«Это стекло. Да, странной формы. Да, дорогое. Нет, руки не кривые – это так и должно быть».
Римская стеклянная фляга или бутыль с «уплощенным» корпусом (III–IV вв. н. э.). Редкий, почти дизайнерский вариант. Если бы это стояло на столе у римлянина, он бы сказал гостям: «Это стекло. Да, странной формы. Да, дорогое. Нет, руки не кривые – это так и должно быть».
Перед вами – древнеримский стеклянный кувшин из синего стекла, и это прям лакшери-сегмент античного мира. Такой цвет – не просто «ну, добавили краситель». Нет, это римляне бахнули туда кобальт, который стоил как хороший раб, только не разговаривал и не убегал.
Перед вами – древнеримский стеклянный кувшин из синего стекла, и это прям лакшери-сегмент античного мира. Такой цвет – не просто «ну, добавили краситель». Нет, это римляне бахнули туда кобальт, который стоил как хороший раб, только не разговаривал и не убегал.

Каждый из этих сосудов – не просто предмет быта, а маленькое чудо ремесла, которое пережило века. Если вам интересны редкие артефакты, древние технологии и красивые вещи — расскажу ещё много удивительного.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ – впереди античность, Средневековье и редкие фотографии, которые удивляют сильнее фильмов.

А вот пара ССЫЛОК на другую красоту

И самая последняя выложенная статья из подборки "История в иллюстрациях"

-20