Найти в Дзене
PRO Историю

Фильм «Титаник» вас обманул. Вот реальные факты, которые вырезали из сценария

Когда Джеймс Кэмерон выпускал в 1997-м свой легендарный «Титаник», он обещал: «Я покажу, как всё было на самом деле». Но прошло четверть века и стало ясно: реальность была совсем не такой кинематографичной. Пока зрители замирали от сцены с разломом лайнера, эксперты хватались за голову. Угол наклона в 45 градусов? Серьёзно? В действительности «Титаник» уходил под воду с креном вдвое меньше. Максимум 20 градусов. А момент «героического взрыва корпуса» и вовсе чистая фантастика. Красивая, мощная, но далёкая от правды. Заинтересовало? Тогда двигаемся дальше. Эдвард Смит — капитан-миллионер, любимец элиты. Ему доверяли, им восхищались. Но именно он повёл лайнер ночью на полной скорости через ледяной район, который капитаны-реалисты обычно старались обойти. Самое страшное в том, что он прекрасно осознавал риск. И всё равно шёл напролом. Риск, как мы знаем, не оправдался. Те, кто пытается понять Смита, говорят: «Он действовал по стандартам своего времени». Но были и другие капитаны, что выби
Оглавление

Когда Джеймс Кэмерон выпускал в 1997-м свой легендарный «Титаник», он обещал: «Я покажу, как всё было на самом деле». Но прошло четверть века и стало ясно: реальность была совсем не такой кинематографичной.

Пока зрители замирали от сцены с разломом лайнера, эксперты хватались за голову. Угол наклона в 45 градусов? Серьёзно? В действительности «Титаник» уходил под воду с креном вдвое меньше. Максимум 20 градусов. А момент «героического взрыва корпуса» и вовсе чистая фантастика. Красивая, мощная, но далёкая от правды.

Заинтересовало? Тогда двигаемся дальше.

Кто действительно виноват?

Эдвард Смит — капитан-миллионер, любимец элиты. Ему доверяли, им восхищались. Но именно он повёл лайнер ночью на полной скорости через ледяной район, который капитаны-реалисты обычно старались обойти. Самое страшное в том, что он прекрасно осознавал риск. И всё равно шёл напролом. Риск, как мы знаем, не оправдался.

en.wikipedia.org
en.wikipedia.org

Те, кто пытается понять Смита, говорят: «Он действовал по стандартам своего времени». Но были и другие капитаны, что выбирали осторожный путь. Смит сделал ставку. И проиграл 1500 жизней.

Почему не хватило шлюпок?

Сегодня сложно поверить, но по нормам 1912 года судно должно было обеспечить спасением лишь треть пассажиров. Мол, водонепроницаемые отсеки спасут всех. Гибель «Титаника» разрушила эту иллюзию. Только после трагедии начали менять стандарты безопасности на морском флоте.

Шлюпки находились на верхней палубе, куда первыми попадали богатые. Третьеклассники пробивались наверх через закрытые переходы, мимо матросов, блокировавших выходы. И именно из их числа выжило меньше всего людей.

Правда о «непотопляемой Молли»

nur.kz
nur.kz

Героиня фильма Молли Браун якобы заставила рулевого шлюпки вернуться за утопающими. Но историки сомневаются: её история известна лишь со слов одного человека. Маргарет Браун, как её тогда называли, много рассказывала в газетах, но на официальное расследование её так и не пригласили.

«Титаник» предсказали?

Да, был американский писатель Морган Робертсон. За 14 лет до крушения он написал повесть о гигантском лайнере «Титан», который налетает на айсберг в апреле, тонет, потому что не хватает шлюпок. Совпадения пугающие. Но Робертсон был моряком, хорошо знал корабельные реалии. Он не гадал, а просто понимал, к чему ведёт жажда рекордов и роскоши.

Какой «Титаник» был в России?

gazeta.ru
gazeta.ru

Гибель лайнера обсуждали и в Российской империи. Газеты печатали переводы британских новостей, Николай II вспоминал о погибшем журналисте Стиде, а Блок записал в дневнике: «Гибель “Титаника” меня обрадовала… есть ещё океан». Звучит жутко, но эпоха и правда менялась.

А в советское время были свои "Титаники". В 1986 году в Цемесской бухте столкнулись «Пётр Васёв» и «Адмирал Нахимов». Почти 400 жертв. Его назовут «советским “Титаником”». И многие тогда скажут: это предвестие крушения СССР.

Что мы узнали позже?

Современные технологии дали новое понимание катастрофы. С помощью подводных аппаратов и глубоководных дронов в 2010 году исследовали весь район разброса обломков. Камера Кэмерона, аппараты «Мир-1» и «Мир-2», десятки часов съёмок и тонны новых данных. Появилась даже наука о биокоррозии останков «Титаника».

Катастрофа стала символом не только гибели корабля, но и конца эпохи. После неё началась Первая мировая, и уже ничего не было прежним.

А вы верите в версию из фильма? Или правда куда прозаичнее, чем хочется думать? Обсудим в комментариях и не забудьте подписаться на канал «PRO Историю», чтобы не пропустить самое интересное!

PRO Историю | Дзен

Читайте также: