Найти в Дзене
Живописные истории

Немецкий художник-экспрессионист Отто Дикс + 25 его картин

Отто Дикс (1891–1969) был выходцем из рабочего класса. От чего позже он стал известен как "Кранах пролетариата". Дикс родился недалеко от Геры, но получил свой первый опыт и художественное образование в почтенном городе эпохи барокко Дрездене. Он вернулся туда в 1927 году, чтобы занять должность профессора Академии. Однако первая значительная работа Дикса была создана в разгар Первой мировой войны. Будучи немного моложе первых экспрессионистов, он прожил долгую и плодотворную карьеру, на протяжении которой его творчество претерпевало значительные изменения. В целом, эти изменения следовали за ключевыми тенденциями в немецком авангарде: от экспрессионизма к дадаизму, а затем, примерно с 1923 года, к так называемой Новой вещественности (Neue Sachlichkeit). Однако творчество Дикса было настолько разнообразным, что его сложно свести к простым формулам. Хотя он был одним из ведущих современных художников Германии, в основе многих его лучших работ, особенно с середины 1920-х годов, лежал

Отто Дикс (1891–1969) был выходцем из рабочего класса. От чего позже он стал известен как "Кранах пролетариата".

Дикс родился недалеко от Геры, но получил свой первый опыт и художественное образование в почтенном городе эпохи барокко Дрездене.

Ресторан на Эльбе, 1912 г.
Ресторан на Эльбе, 1912 г.
Всадник в пейзаже, 1917.
Всадник в пейзаже, 1917.

Он вернулся туда в 1927 году, чтобы занять должность профессора Академии.

Калеки войны, 1920 г.
Калеки войны, 1920 г.

Однако первая значительная работа Дикса была создана в разгар Первой мировой войны. Будучи немного моложе первых экспрессионистов, он прожил долгую и плодотворную карьеру, на протяжении которой его творчество претерпевало значительные изменения.

В целом, эти изменения следовали за ключевыми тенденциями в немецком авангарде: от экспрессионизма к дадаизму, а затем, примерно с 1923 года, к так называемой Новой вещественности (Neue Sachlichkeit).

Салон, 1921
Салон, 1921

Однако творчество Дикса было настолько разнообразным, что его сложно свести к простым формулам. Хотя он был одним из ведущих современных художников Германии, в основе многих его лучших работ, особенно с середины 1920-х годов, лежало тесное взаимодействие со старыми немецкими мастерами – Кранахом, Дюрером и Бальдунгом Грином.

Родители, 1921 г.
Родители, 1921 г.

Во время Первой мировой войны Дикс долгое время находился на действительной военной службе и был несколько раз ранен.

Тем не менее, когда у него была возможность, он писал картины, делал наброски и рисунки гуашью в яркой, энергичной экспрессионистской манере.

Он рассказывал, что рисование было для него противоядием от тяжёлой работы и долгих часов однообразной скуки, которые были неотъемлемой частью военной жизни.

Самоубийство, 1922
Самоубийство, 1922

Друг Дикса, художник Отто Грибель, которого Дикс знал по Дрездену, рассказывал, что однажды случайно встретил Дикса в окопах.

Дикс показал ему множество экспрессионистских рисунков и темперных картин.

Его художественный талант даже нашел практическое применение в окопной войне.

По словам Грибеля, Дикс написал два реалистичных пейзажа маслом, которые были установлены на пулеметной позиции над окопом, чтобы помочь солдатам ориентироваться.

Штурмовики наступают под газом, 1924
Штурмовики наступают под газом, 1924

Столкнувшись с образом и самоидентификацией себя как солдата, Дикс отреагировал неоднозначно. Отмечалось, что художник разрывался между восприятием себя как жертвы или как агрессора на войне. Ясно, что преобладало в его «Автопортрете в образе Марса».

Автопортрет в образе Марса, 1915 г.
Автопортрет в образе Марса, 1915 г.

Тем не менее и здесь есть некоторая двусмысленность. Голова Дикса словно бы одновременно излучает и наполняется зрелищными взрывами, обломками горящих домов, скачущими лошадьми, черепами и кровоточащими отверстиями.

В этой оргии цвета и футуристического динамизма Дикс представляет себя Марсом, богом войны.

Однако в том же году, с сардонической болезненностью и изрядной долей чёрного юмора, художник-солдат написал изображение своей головы на беленом фоне в качестве мишени для стрельбы.

-10

Подобные автопортреты можно трактовать в духе высказывания Дикса:

Нужно уметь отождествлять себя с тем, что изображаешь.

Дикс снова и снова возвращался к теме войны в своих работах.

В память о прекрасном времени, 1924
В память о прекрасном времени, 1924

После окончания войны Дикс вступил в ряды экспрессионистов и социалистов, таких как берлинская группа «Ноябрь».

Дикс неоднократно называл себя "реалистом".

В своих речах и поведении он был прямолинеен и не уделял много времени идеалистическим мечтам о революции.

Это отличало его от многих коллег-экспрессионистов, поскольку, движение притягивало мечтателей, реформаторов мира, потенциальных визионеров и всякого рода утопистов.

Прагерштрассе, 1920
Прагерштрассе, 1920

«Прагерштрассе» стала одним из самых новаторских и запоминающихся откликов Дикса на последствия войны.

Как и в случае с группой искалеченных ветеранов войны, играющих в карты, написанной в том же году, Дикс использовал грубое сопоставление искусственных материалов, фрагментов повседневных вещей и масляной краски, чтобы воссоздать хаотичную реальность изломанных тел и отчужденной современности.

Die Skatspielers, 1920
Die Skatspielers, 1920

Два поколоченных ветерана войны пересекаются на оживленной улице.

Буржуазный офицер бодро передвигается на колесах, сопровождаемый антисемитской рекламной листовкой.

Более бедный слепой бывший солдат просит милостыню, но получает в качестве подаяния только небрежно брошенную почтовую марку.

Вид тысяч искалеченных ветеранов войны на улицах немецких городов был болезненным и унизительным напоминанием о проигранной войне.

Летом 1916, 1924
Летом 1916, 1924

Сосредоточившись на жестоких последствиях войны для этих людей и грубости их протезной реконструкции, Дикс был явно полон решимости не допустить сентиментального приукрашивания военного опыта.

Неудобная тема, представленная напрямую, стала для него средством мощной политической критики как войны, так и современной Германии после её окончания.

Всё, от спешащих прохожих до дорогих протезов в витрине, которые не может позволить себе нищий, и даже до пучков настоящих волос, из которых Дикс соорудил парики в витрине в левом верхнем углу, подчёркивает гротескное положение этих людей и поверхностность общества, в котором им теперь нет места.

Торговец спичками, 1921
Торговец спичками, 1921

Летом 1921 года Дикс посетил городской порт Гамбурга.

В гавани он наблюдал за отрядами моряков, ненадолго сошедших на берег, чтобы насладиться прелестями жизни на суше.

Сцена в гавани, 1922 год
Сцена в гавани, 1922 год
-17

В известном квартале красных фонарей, на Репербане и вокруг него, он обнаружил изобилие проституток и борделей.

Дикс по-разному реагировал на эту среду.

Возможно, осознавая истинную низость сексуальной жизни в порту, романтическая драматизация Диксом в «Прощании с Гамбургом» жизни моряка как экзотического приключения в открытом море – это намеренный китч.

Прощание с Гамбургом
Прощание с Гамбургом

В 1920 году Дикс познакомился с дюссельдорфской экспрессионистской группой «Das junge Rheinland».

В этом городе его творчество продвигала Муттер Эй, полная и эксцентричная художница с прогрессивной галереей и чутким взглядом на лучшее авангардное искусство.

Дама в красном, 1925
Дама в красном, 1925

В 1922 году Дикс переехал туда из Дрездена.

С этого времени его дилером стал Карл Нирендорф, человек, оказавший значительное влияние на развитие Дикса.

Именно по совету Нирендорфа Дикс приступил к работе над одной из своих самых важных работ – серией офортов «Krieg» («Война»).

Изображения – всего около пятидесяти – показывают современную войну во всем её ужасе: от разрушенных пейзажей до умирающих солдат, гниющих трупов и современного газового оружия. Начиная эти работы, Дикс уже знал, насколько чувствительна немецкая публика к изображениям войны, демонстрирующим её мерзость, кровь и кишки.

Война, 1929-32
Война, 1929-32

В 1923 году большая и мучительно подробная картина, изображающая кошмарные ужасы окопной войны, «Der Graben» («Окоп»), была приобретена Музеем Вальрафа-Рихарца в Кельне.

Окоп, ныне утеряна
Окоп, ныне утеряна

Дикс создал эту ужасающую картину на основе многочисленных исследований, сделанных им в морге и на занятиях по анатомии.

Именно эту картину, по словам известного критика Майер-Грефе, "вызывала рвоту".

Картина, ныне утраченная, вероятно, уничтоженная нацистами, вызвала такой резонанс, что музей был вынужден вернуть картину в Нирендорф.

Портрет журналистки Сильвии фон Харден, 1926
Портрет журналистки Сильвии фон Харден, 1926

В 1920-х годах именно репутация Дикса как портретиста обеспечила ему наибольший успех и финансовую выгоду.

Его чёткое, как бритва, изображение ультрасовременной женщины, от которой веет тленом, журналистки Сильвии фон Харден, является образцом его лучших работ в так называемом стиле "новой вещественности".

Метрополис
Метрополис

К тому времени, как Дикс стал профессором Дрезденской академии, он работал с методами и материалами, которые обычно ассоциируются со старыми мастерами XVI века. Его триптих «Метрополис» 1928 года был подготовлен с бесконечной тщательностью и задуман как современный шедевр.

К этому времени Дикс уже отказался от экспрессионизма.

Тем не менее картины cекса в большом городе, основанные на блеске и нищете Берлина, с их резким противопоставлением Эроса и cмерти, продолжают темы, занимавшие Дикса почти с самого начала.

Семь смертных грехов, 1932
Семь смертных грехов, 1932

Распространённое заблуждение о Диксе заключается в том, что, отказываясь повторять формулы красоты, он был зациклен на уродстве.

Незадолго до своей смерти в 1969 году, в старости, Дикс сказал:

Меня никогда особенно не интересовало изображение уродства. Всё, что я видел, было прекрасно.
Христос и Вероника, 1943
Христос и Вероника, 1943
-26
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-27