Найти в Дзене
Живописные истории

Немецкий художник-экспрессионист Макс Бекман + 20 его картин

Макс Бекман родился в Лейпциге в 1884 году. Будучи студентом в колыбели немецкого просвещения, Веймаре, он запоем читал труды Шопенгауэра и интересовался Кантом, Гегелем и Ницше. Окончив обучение в 1903 году, он отправился в Париж. Бекман восхищался работами Поля Сезанна (1839-1906). И его ранние работы в целом были несколько импрессионистскими и довольно традиционными по своей композиции. Бекман на протяжении всей своей жизни сохранял инстинктивное чувство искусства прошлого, тяготея к образам и эпохам, в которых он видел мощное и простое выражение. По мере развития его собственного уникального стиля, это проявилось, в частности, в творческом взаимодействии с искусством Средневековья и Северного Возрождения. Бекман оставался в стороне от основных группировок экспрессионизма и страстных программ, которые они выпускали. Во многих отношениях он никогда не был истинным "экспрессионистом". Однако его работа между военными годами и серединой 1920-х годов представляет собой важный вкла

Макс Бекман родился в Лейпциге в 1884 году.

Будучи студентом в колыбели немецкого просвещения, Веймаре, он запоем читал труды Шопенгауэра и интересовался Кантом, Гегелем и Ницше.

Окончив обучение в 1903 году, он отправился в Париж.

Автопортрет, 1905
Автопортрет, 1905

Бекман восхищался работами Поля Сезанна (1839-1906).

И его ранние работы в целом были несколько импрессионистскими и довольно традиционными по своей композиции.

Молодые люди у моря, 1905
Молодые люди у моря, 1905
Portrait of Mink with Violet Shawl, 1910
Portrait of Mink with Violet Shawl, 1910

Бекман на протяжении всей своей жизни сохранял инстинктивное чувство искусства прошлого, тяготея к образам и эпохам, в которых он видел мощное и простое выражение.

Крушение «Титаника», 1912/13
Крушение «Титаника», 1912/13

По мере развития его собственного уникального стиля, это проявилось, в частности, в творческом взаимодействии с искусством Средневековья и Северного Возрождения.

Распятие
Распятие

Бекман оставался в стороне от основных группировок экспрессионизма и страстных программ, которые они выпускали.

Во многих отношениях он никогда не был истинным "экспрессионистом".

Однако его работа между военными годами и серединой 1920-х годов представляет собой важный вклад в авангардное немецкое искусство и в развитие — и упадок — экспрессионизма.

Битва, 1907
Битва, 1907

Некоторые из своих самых важных работ художник создал в форме автопортрета.

Относительно натуралистичный Selbstbildnis als Krankenpfleger (Автопортрет в образе санитара) является ранним примером этого.

Автопортрет в образе санитара
Автопортрет в образе санитара

Бекман написал его во время войны, в 1915 году, когда работал в Красном Кресте на Бельгийском фронте.

Из его писем домой, к своей первой жене Минне, видно, что он был под сильным впечатление от того, что происходило в больницах и ошеломлен потоком тех эмоций, которыми, как он чувствовал, его искусство могло бы “насытиться”.

Однако к июлю 1915 года интенсивность военных действий стала слишком высокой и Бекман, перенесший серьезный нервный срыв, был демобилизован.

Автопортрет, 1919
Автопортрет, 1919

В 1919 году, сразу после войны, Бекман посетил Берлин.

Это было в марте, в разгар уличных боев между революционерами и добровольческими корпусами.

Он откликнулся на хаос и насилие в городах Германии двумя своими самыми значительными работами того периода: картиной Die Nacht (Ночь) и серией литографий под названием Die Hölle (Ад).

Ночь
Ночь

Мрачность” его видения и чёрный юмор, с которыми он рассматривал современную Германию, хорошо видны в обеих работах.

На титульном листе Die Hölle Бекманн изображен в ярмарочном павильоне в чем–то вроде шутовского ошейника.

-10

Надпись на нём сообщает, что “Ад” обещает нам “великолепное зрелище в десяти картинках”.

Под портретом Бекмана можно прочесть:

Мы просим нашу уважаемую публику подойти поближе. Вас ожидает приятная перспектива не скучать в течение 10 минут. Всем, кто останется недоволен, будут возвращены деньги.

Берлин превратился в адский и безвкусный цирк ужасов.

Первая из серии гравюр — Путь домой.

-11

На ней изображен сам Бекман в сопровождении большого чёрного пса, беседующий на ночных улицах с изуродованным солдатом.

Здесь, как и на других листах, он использует приём, позволяющий элементам изображения (его плечу, высунутому языку собаки) выходить за пределы изображения. Это усиливает ощущение, что его серия рамок — это настоящие окна в современный ад.

На последующих листах город предстает как место боевых действий, голода, пыток и хаоса.

-12

Знаменитый портрет Бекмана был сделан выдающимся фотографом веймарского периода Гуго Эрфуртом в 1928 году.

-13

Сильные, выразительные черты лица Бекмана всегда узнаваемы на его автопортретах.

Однако часто это образы, в которых Бекман выступает в роли, далекой от реальности, скорее напоминающей фигуру циркового зазывалы, проводника по “Аду” или традиционного шута в культуре Средневековья.

Одним из таких изображений является его Selbstbildnis als Clown (Автопортрет в образе клоуна) 1921 года.

Автопортрет в образе клоуна
Автопортрет в образе клоуна

Бекман держит маску, символизирующую как “роль” клоуна или дурака, которую он играет как художник, так и “разоблачающую” функцию его работы.

Образ клоуна и, во многих его работах, перевернутый мир карнавала дали Бекману возможность представить мир как дешевое зрелище.

В творчестве Бекмана шутка сталкивается с убийственной серьёзностью. И в данном автопортрете можно различить оба эти элемента.

Христос и грешница, 1917
Христос и грешница, 1917

Бекман редко делал публичные заявления о своей работе, предпочитая ограничивать свое самовыражение живописью.

Именно из-за скудости свидетельств художника его редкое высказывание в форме “философской исповеди” или “творческого кредо”, написанное в 1918 году и опубликованное в 1920 году писателем Казимиром Эдшмидом, стало важнейшим документом в его биографии.

Один из отрывков оттуда особенно ярко иллюстрирует, как холодная, безэмоциональная поверхность картины скрывает и контролирует взрывной хаос внутри творчества Бекмана:

«Я считаю, что особенно люблю живопись за то, что она заставляет меня быть объективным. Нет ничего, что я ненавижу больше, чем сентиментальность. Чем сильнее моя решимость постичь невыразимые вещи мира, чем глубже и мощнее пылают во мне эмоции по поводу нашего существования, тем крепче я держу рот на замке и тем холоднее становится моя воля — чтобы поймать этого монстра жизненной силы и заключить его в рамки, задушить его острыми линиями и плоскостями.
Я не плачу, слёзы для меня — презренное проявление рабства. Я всегда думаю о сути.

Картина 1921 года Der Traum (Сон) содержит множество иконографических и композиционных элементов, которые станут отличительными чертами творчества Бекмана: фигуры, теснящиеся в неоднозначном интерьере, музыкальные инструменты и приспособления, воротнички шутов, амбивалентные позы и жесты, фрагменты вывесок, рыба.

Сон
Сон

В ходе подробного композиционного анализа картины, проведенного в 1924 году, критик Вильгельм Френгер сравнил непревзойденную способность Бекмана органично передать всю полноту бурлящего движения в своей картине с умением старого фламандского мастера Питера Брейгеля организовывать различные формы хаоса.

Сам Бекманн как-то говорил о “смеси сомнамбулизма и ужасающей легкости сознания” в своём творчестве.

Эта фраза является подходящим описанием "сна” — одновременно болезненно яркого и неясного.

Frauenkampf, 1947
Frauenkampf, 1947

В 1925 году Густав Хартлауб, директор Кунстхалле Мангейма, организовал выставку, на которой появилось выражение “neue Sachlichkeit” (новая объективность) как критический термин для живописи “после экспрессионизма”.

Венера и Марс, 1939 г.
Венера и Марс, 1939 г.

На выставке преобладали работы Бекмана.

Например, изображения современного отчуждения и скуки посреди хаоса —Tanz in Baden Baden (Танец в Баден-Бадене) 1923 года, написанный в год безудержной гиперинфляции в Германии.

Танец в Баден-Бадене
Танец в Баден-Бадене

Благодаря этой формальной связи с Sachlichkeit / объективности, о которой он так часто говорил, Бекман стал олицетворять будущее немецкого искусства на волне упадка экспрессионизма.

Большое варьете с фокусником и танцором, 1942
Большое варьете с фокусником и танцором, 1942

Бекман покинул Германию вместе со своей второй женой Кваппи в 1937 году, на следующий день после того, как услышал полную ненависти речь Гитлера на открытии Дома немецкого искусства в Мюнхене.

Они отправились в изгнание в Амстердам и оставались там в изоляции и опасности, пока в 1947 году не переехали в Соединенные Штаты, где Бекманн устроился преподавателем в Сент-Луисе.

Лежащая женщина у моря, 1950
Лежащая женщина у моря, 1950

Он умер от сердечного приступа в Нью-Йорке три года спустя, по дороге на выставку современной американской живописи (включая его собственные работы) в музее Метрополитен.

-22
-23