Вдохновившись двумя ранее прочитанными романами, я решила отложить другие большие её книги «на потом» и попробовать малую прозу Качур. Что ж, это было максимально странно.
Рассказ написан в 2021 году, аккурат между романами «Капля духов в открытую рану» и «Любимчик Эпохи», и в атмосфере Ташкента 50-х годов, что, в общем то, могло быть интересно. Но сюжет поразил меня нелогичностью, нестыковками, путаницей в именах и национальностях, и максимально странными персонажами. Что вообще это было и зачем? Черновик несостоявшегося романа быть может?
«Как только Аркашка продрался сквозь засаленные юбки молочниц и окровавленные штаны мясников, его пробил сильнейший озноб. В проеме двери рыночного туалета, во второй дырке от входа виднелась мертвая мужская голова с приоткрытым ртом и глазами, залепленными отвратительной коричневой жижей».
Катя Качур
Как вам начало рассказа? Впечатляет?
📚Катя Качур «Виньетка тутового шелкопряда»
Третьеклассник Аркаша живет в Ташкенте в четырехкомнатной коммунальной квартире с мамой Бэллой Абрамовной, папой военпредом на авиационном заводе и соседями - бывшим полевым врачом и вдовцом дядей Додиком, статным красавцем и мастером на все руки, радиолюбителем дядей Гришей и городской сумасшедшей Лидой.
Аркаша - мальчик с прекрасными глазами, в которые влюблены все девочки, очень умный, и к тому же обладающий огромным воображением. При нем совершенно ничего нельзя рассказывать – вмиг нафантазирует, представит, а потом от переизбытка чувств температура поднимется и даже сыпь может появиться.
«Аркашка был впечатлительным. Он знал за собой этот грех, и ничего не мог с ним поделать. Под лысой головой с огромными ушами, растущими строго перпендикулярно его черепу, скрывался могучий на выдумки мозг. Он домысливал едва увиденное и услышанное до мельчайших деталей: будь то рассказ болтуна Левки Фегина или математическая формула, выведенная на доске Людмилой Ивановной».
Катя Качур
Лучший друг Аркаши – одноклассник Лёвка Фегин, который при родителях евреях почему-то выглядит как натуральный ташкентский ребенок. Это первая и далеко не последняя странность.
«Аркашка в который раз пожалел, что родился таким уродом. Фегин с его узбекскими, завернутыми вовнутрь черными глазками казался ему верхом природной эволюции, направленной на защиту человека от криминальных поползновений».
Катя Качур
Второй лучший друг мальчика – Лида. Вместе с ней он занимается разведением тутовых шелкопрядов – кормит их свежими листьями, наблюдая, как личинки красиво «виньеткой» их выгрызают, дает имена (самого красивого и жирного Лида назвала Мусей), а потом, когда образовывается кокон, относит их на какую-то фабрику и получает какое-то вознаграждение!
Более подробно о Лиде:
«У матери Лида всякий раз вызывала брезгливый страх: своим горящим безумным взглядом, рыхлым бесформенным телом, абсолютно белой прозрачной кожей и полным отсутствием бровей, да и вообще любой растительности на теле. Кроме светло-пшеничной косы и белесых ресниц, у нее не было ни одного волоска ни на руках, ни на ногах. Из-за этого Лида казалась чем-то средним между ангелом и лягушкой-альбиносом. Всем недовольным Лида совала в нос потрепанную бумажку, где неразборчивым почерком на латыни было что-то написано и стояла фиолетовая печать. По факту это означало, что она официально признана дурой и может делать все, что ей заблагорассудится. Сколько Лиде лет — не знал никто. Предполагали, от восемнадцати до сорока. <…> Впрочем, вскоре к Лиде привыкли. Женщины на рынке часто совали ей в карман фартука конфеты, изюм, яблоки. Пацаны — к*кашки, камни и жуков. Лида была одинаково рада и тому, и другому. Мужики не упускали возможности ущипнуть ее за дебелый зад и пухлые, болтающиеся под цветастым ситцем груди. Ее безумие их возбуждало».
Катя Качур
В общем, личинки тут больше как символ и образ, ибо в центре сюжета (вернитесь в первую цитату - начало рассказа), убийство, которое «расследуют» Аркаша, Лева и Эля – Аркашина двоюродная сестра чуть старше его. Эля, которая почему-то иногда становится Лилей – приехала в гости к ташкентским родственникам со своими родителями – с мамой и папой Аркаши они не виделись с войны.
В детективах Эля оказалась продвинута и вела среди пацанов допросы с пристрастием)) что это мол, ваши ташкентские милиционеры совсем не чешутся - до сих пор дело не раскрыто.
« - Элька впервые нашла себе друга. Она у нас бука. Зачитывается детективами, Конан Дойль, Джордж Сименон, мечтает стать начальником Московского МУРА.
- С такой худобой и выворотностью стоп ей нужно идти в балет, - засмеялась Бэлла Абрамовна.
- Что эта выворотность стоп в сравнении с выворотностью ее мозга, парировала Груня, она даже по поводу дохлой кошки в нашем дворе начинает расследование».
Катя Качур
Помимо того, что дети играют в сыщиков и следят за предполагаемым убийцей, в доме Аркаши творится что-то неладное – Лида в своих пространных речах упоминает, что по ночам к ней приходит какой-то принц, и скоро он поженятся и будут жить долго и счастливо.
И вскоре Аркаша выясняет, кто это, а заодно и кто убийца.
Вот что это было? Детский детектив (потому что ценз 12+)? Психологический портрет послевоенного Ташкента? Перелистнула последнюю страницу в полном недоумении. Моментами узнаваемый стиль и юмор Качур, но в остальном – такое себе.
Может кто-то читал сей рассказ? Что скажете?
Напоминаю, что у меня есть канал в ТГ и группа ВКонтакте, обсуждаем книги и кино и там тоже, вдруг кому-то это удобнее))