Найти в Дзене

Морпехи по зайцу палили, а мы хотели их живьём взять: Чечня-1995, история подполковника

В мае-июне 1995 года федеральные силы продолжали наступательную операцию в Чечне. Одной из ключевых точек стал город Шали. Свою историю об тех днях, полных абсурда, опасности и горьких истин, продолжает подполковник Сергей Борисович Яновский. Это уже было за Шали. До предгорий оставалось километра три. Кругом стояли отдельные деревья, но в основном местность представляла собой степь с высокой травой. В этом поле стояли два недостроенных коттеджа, в подвале одного из которых мы и расположились. Здесь же находилась и сама станция ПСНР, работать на которой меня послали учиться к разведчикам мотострелкового полка из Владикавказа – «зелёным». Наши ушли в предгорья. Обстановка вроде спокойная, хотя охранение мы всё равно выставляли. И вот утром часов в пять забегает боец из охранения: «Духи!..». Мы – кто в чём – стали выползать из своего подвала. Во дворе стояла вкопанная в землю БМП. Слышим, как по её броне пули щёлкают! Туман утренний низко по земле стелется, сразу-то и не разобрать, откуд
Оглавление
Колонна боевых машин морских пехотинцев. Чечня, 1995
Колонна боевых машин морских пехотинцев. Чечня, 1995

«Морпехи по зайцу палили, а мы хотели их живьём взять»: Чечня-1995, история подполковника

В мае-июне 1995 года федеральные силы продолжали наступательную операцию в Чечне. Одной из ключевых точек стал город Шали. Свою историю об тех днях, полных абсурда, опасности и горьких истин, продолжает подполковник Сергей Борисович Яновский.

Это уже было за Шали. До предгорий оставалось километра три. Кругом стояли отдельные деревья, но в основном местность представляла собой степь с высокой травой. В этом поле стояли два недостроенных коттеджа, в подвале одного из которых мы и расположились. Здесь же находилась и сама станция ПСНР, работать на которой меня послали учиться к разведчикам мотострелкового полка из Владикавказа – «зелёным».

Морской пехотинец. Чечня, 1995
Морской пехотинец. Чечня, 1995

Наши ушли в предгорья. Обстановка вроде спокойная, хотя охранение мы всё равно выставляли. И вот утром часов в пять забегает боец из охранения: «Духи!..».

Мы – кто в чём – стали выползать из своего подвала. Во дворе стояла вкопанная в землю БМП. Слышим, как по её броне пули щёлкают! Туман утренний низко по земле стелется, сразу-то и не разобрать, откуда стреляют. Огонь мы открывать не стали – непонятно куда стрелять!

Но минут через пять увидели двоих посреди поля. Ходили они по полю какими-то непонятными зигзагами. Куда они стреляют, понять было невозможно. Хоть пули до нас и долетали, было ясно, что стреляют они не в нас. Первое, что мы подумали: это пара обкуренных «духов». Решили взять их живьём. Обошли с двух сторон и взяли.

А они оказались морпехами с Северного флота!.. И стреляли-то они в зайца! Им очень хотелось есть, вот они и охотились на «косого». Но они-то своего зайца видели, а мы – нет! А про то, что мы в своём подвале засели, они и знать не знали.

Забрали у них оружие и говорим: «Бегите к своим, пусть приезжает командир». Убежали... Через полчаса прискакивает их командир, старший лейтенант. Андрей, начальник разведки «зелёных», говорит: «Ну что, командир? Оружие, наверное, хочешь получить обратно?». Тот: «Да, да, да, да...». Андрюха ему: «За каждый автомат – по пол-литра спирта».

Старлей пытался спорить, но Андрей как отрезал: «Я два раза повторять не буду, дальнейший разговор бесполезный». Старлей запрыгнул на БТР и уехал.

Часа через два старлей подъезжает. Подаёт фляжку. Андрей: «Тогда только один автомат! И то без боеприпасов». Он: «Да нет, ребята! Это заменяет литр обычного спирта». Во фляжке оказался спирт с добавлением эфира. Андрюха наливает и подаёт взводному «северян»: «На, первым пей!». Старлей выпил, всё нормально. Они нам ещё и зелени привезли. Пожалели старлея, отдали ему оба автомата.

Спирт с эфиром нам очень понравился: небольшая доза – и тебе хорошо, но не дуреешь. Единственный недостаток: во рту послевкусие остаётся – как будто баллон резиновый съел.

А в том, что мы не смогли наших бойцов от «духов» на расстоянии отличить, не было ничего удивительного. Для того, чтобы в лесу как-то своих от чужих отличать, мы нашивали на руку и ногу камуфляжа куски «тельника».

«Инициатива наказуема»: Как мы сами решили проблему обстрелов

Пока мы осваивали станцию ПСНР, какая-то паскуда повадилась нас обстреливать: со стороны окраины Шали по ночам стали к коттеджам прилетать по две-три пули. Мы примерно видели, откуда стреляют – из брошенных домов на дороге.

Забыв о том, что инициатива наказуема, мы с Андреем попытались выйти на «Молот», артиллерию Группировки. Нам было сказано примерно так: «Вы не лезьте, это вообще не ваше дело».

Тогда мы обратились к коменданту Шали. Но он нас вежливо отшил: «У меня нет сил для такой операции. Куда вы вообще, ребятки, лезете...». А нам надо-то было от него всего человек десять.

Из-за отказа в помощи пришлось всё делать самим. «Духов» мы в «ночники» видели, но сколько их точно, не знали. Пошли втроём: я, Андрей и ещё один боец. Взяли пулемёт, подствольники. Подошли метров на семьдесят. Сначала забросили в дом по три-четыре гранаты от подствольников, а потом к-а-к дали из пулемёта!.. Оттуда взлетела ракета. И – тишина... Утром прошлись по дому: нашли патроны, гранаты, мины. На этом обстрелы прекратились.

«Корову по карте искала»: История пленной корректировщицы

Именно тогда мы выловили корректировщика огня. Им оказалась женщина лет тридцати, украинка. Тётка стала говорить, что она местный житель: якобы приехала в Чечню на заработки, а у нас корову ищет.

Но при обыске у неё нашли топографическую карту с нанесёнными нашими позициями, координаты, позывные. По её рассказу получалось, что она корову по карте искала... При более тщательном осмотре стало понятно, что физически она хорошо подготовлена. А на правом плече нашли синяки. Стало ясно, что она недавно много стреляла.

Вызвали особистов, которые стали «колоть» её дальше.

Оборотни в офицерских погонах: «Майор Вася»

Среди боевиков наших братьев-славян можно было встретить не так уж и редко. А знаменитый «майор Вася»! Это был капитальный спец! Тоже «афганец», танкист, за Афган был награждён.

«Майора Васю» уволили из Вооружённых сил по дискредитации, без жилья. И вот в результате получили серьёзного врага. «Майор Вася» возглавлял у «духов» бронетанковую службу. По его плану и под его руководством «духи» подняли танки в горы, создали оборудованные площадки, капониры. И это были такие капониры, что мы стреляли по ним из ПТУРов с нулевым результатом!

И с этих отличных позиций «майор Вася» за несколько километров попадал в цель. Он как опытный офицер грамотно мог предположить, где что расположено. Поэтому каждый выстрел – или трупы, или уничтоженная техника.

От его снарядов погибли люди, которых я знал лично. Среди них – капитан Олег Саулко. «Майор Вася» выстрелил точно в палатку, где обычно проходили совещания. Но он немного ошибся со временем. А Олег был дежурным. Если бы наши зашли на пять минут раньше, то одним выстрелом накрыло бы всё руководство полка...

Майора-танкиста «духи» берегли как зеницу ока. Наши поймать его так и не смогли. Всё это наводит на размышления. Предатель – да, несомненно. Но... Зачем было так искушать человека? Не на пустом месте случилось с ним это. От безысходности и ненависти такой профессиональный офицер стал оборотнем.

Продолжение рассказа рассказа "Молитва матери со дна моря достанет" следует, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить. Начало рассказа Сергея Яновского здесь.

Полный рассказ «Молитва матери со дна моря достанет» читайте здесь. Бумажная книга «Первая чеченская в рассказах участников» здесь.

Если статья понравилась, ставьте лайки и Буду особенно благодарен, если вы поделитесь ссылкой на канал со своими знакомыми, которым может быть интересна эта тема.

#Чечня #Война #Воспоминания #Ветеран #История #Шали #1995 #Армия #Духи #МайорВася