Найти в Дзене

На стыке традиций и инноваций

Цех новой техники – самое молодое производственное подразделение ТВЗ. Ему всего два года. Мастер участка сборки внутреннего и тормозного оборудования Сергей Николаев трудится в этом цехе с самого его основания. Но с особенностями освоения новой продукции столкнулся еще раньше и считает этот этап вагоностроения не только важным, но и увлекательным. Первая особенность цеха новой техники в том, что организация рабочего процесса здесь совсем не такая, как на основном вагоносборочном производстве. Вместо линейной сборки, когда вагон перемещается от позиции к позиции, применяется сборка стапельная. – Рабочие одним составом собирают вагон, начиная с самых первых операций: полы, стены, крыши и так далее, вплоть до сдачи, – поясняет мастер Сергей Николаев. – Человек не привязан к какой-то одной операции. Сегодня он делает изоляцию пола, а завтра монтирует мебель. Все взаимозаменяемы и, по сути, каждый может собрать вагон от начала до конца. Но самое большое отличие цеха новой техники, конечно,

Цех новой техники – самое молодое производственное подразделение ТВЗ. Ему всего два года. Мастер участка сборки внутреннего и тормозного оборудования Сергей Николаев трудится в этом цехе с самого его основания. Но с особенностями освоения новой продукции столкнулся еще раньше и считает этот этап вагоностроения не только важным, но и увлекательным.

Первая особенность цеха новой техники в том, что организация рабочего процесса здесь совсем не такая, как на основном вагоносборочном производстве. Вместо линейной сборки, когда вагон перемещается от позиции к позиции, применяется сборка стапельная.

Сергей Николаев
Сергей Николаев
– Рабочие одним составом собирают вагон, начиная с самых первых операций: полы, стены, крыши и так далее, вплоть до сдачи, – поясняет мастер Сергей Николаев. – Человек не привязан к какой-то одной операции. Сегодня он делает изоляцию пола, а завтра монтирует мебель. Все взаимозаменяемы и, по сути, каждый может собрать вагон от начала до конца.

Но самое большое отличие цеха новой техники, конечно, в продукции, которую здесь изготавливают. Главная задача ЦНТ – освоение сборки новых образцов техники, которая всегда требует время на оттачивание технологии, внесение изменений в конструкторскую документацию.

Одним из ярких примеров стал передвижной консультативно-диагностический центр «Святой Пантелеймон».

– Мы строили для этого поезда целиком четыре вагона из 14. Остальные нам поставляла производственная площадка в Торжке. Устанавливали в них медицинское оборудование, проводили наладку и сдавали заказчикам, – рассказывает Сергей Николаев. – Самой запоминающейся была сборка вагона-душевой. Такого мы еще никогда раньше не делали. Это совершенно непохожая ни на что планировка, которая включает прачечную, зону отдыха и сами душевые кабины. Было сложно, но очень интересно.

К частой смене выпускаемой продукции мастер привык еще со времен работы в корпусе малых серий, куда устроился в 2014 году слесарем механосборочных работ. Тут-то и пригодилась ему инженерная смекалка (в 2010 году наш герой окончил ТВГТУ). На ТВЗ Сергею Николаеву доводилось собирать и двухэтажные вагоны, и трамваи, и несколько видов спецтехники. В 2020-м ему предложили должность мастера. Так почти со всем своим коллективом он и перешел два года назад в только что открывшийся цех новой техники. Так что большинство работников участка, что называется, набили руку в производстве опытной продукции еще задолго до образования ЦНТ.И всего порядка 20 процентов трудоустроенных пришли из других организаций. По словам Сергея Николаева, после адаптации в коллективе прижились только самые умелые и сообразительные.

– Работники на участке – не просто исполнители. Такие специалисты, как Сергей Орлов, Денис Степанов и многие другие, могут внести предложения и по улучшению технологии, и по изменению отдельных сборочных деталей, а порой и сами принимают участие в их доработке, – говорит мастер. – Именно поэтому мы очень тесно взаимодействуем с инженерами-технологами и инженерами-конструкторами.
Сергей Николаев и слесарь механосборочных работ Евгений Ксенофонтов: сборка вагона на участке ведется от первых операций до сдачи
Сергей Николаев и слесарь механосборочных работ Евгений Ксенофонтов: сборка вагона на участке ведется от первых операций до сдачи

В результате такого порой творческого подхода участок также освоил сборку двух моделей вагонов нового поколения – в габарите Т. Первый из представителей этого семейства – мод. 61-4533 – уже получил сертификат соответствия.

Помимо новых моделей вагонов на участке Сергея Николаева периодически появляется и серийная продукция. Сейчас, к примеру, в помощь основному производству здесь собирают багажно-почтовые вагоны.

Таким образом, в цехе новой техники традиции вагоностроения гармонично сочетаются с современными технологиями и внедрением инноваций. А опыт квалифицированного персонала во главе с грамотными мастерами позволяет реализовывать самые амбициозные проекты.