Найти в Дзене
Люди и ситуации

ЦБ признал, что банки часто блокируют клиентов просто так

18 ноября, прошла конференция ЦБ "Фокус на клиента" с такой программой: «Участники мероприятия обсудят, как финансовым организациям не потерять человечность в погоне за новыми технологиями, как настроить работу платформ, чтобы они помогали потребителям делать осознанный выбор продуктов и услуг, а не подталкивали к ненужным тратам, и как в этом поможет искусственный интеллект». Про человечность упомянуто было не зря, так, глава Банка России Эливара Набиуллина, прокомментировала, участившиеся за последний год случаи необоснованных блокировок банками, своих клиентов: «Вот мы что видим? Например, жалобы на мошенничество упали, серьезно упали, надеемся, что это тенденция. Но при этом выросли жалобы на необоснованную блокировку счетов. То есть, борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули эту палку, что называется. Клиентам не всегда объясняли, почему заблокировали эти средства. И мы эту ситуацию с вами разруливали. Первые признаки улучшения появились. Надеюсь, что эта проблема будет решена»

18 ноября, прошла конференция ЦБ "Фокус на клиента" с такой программой:

«Участники мероприятия обсудят, как финансовым организациям не потерять человечность в погоне за новыми технологиями, как настроить работу платформ, чтобы они помогали потребителям делать осознанный выбор продуктов и услуг, а не подталкивали к ненужным тратам, и как в этом поможет искусственный интеллект».

Про человечность упомянуто было не зря, так, глава Банка России Эливара Набиуллина, прокомментировала, участившиеся за последний год случаи необоснованных блокировок банками, своих клиентов:

«Вот мы что видим? Например, жалобы на мошенничество упали, серьезно упали, надеемся, что это тенденция. Но при этом выросли жалобы на необоснованную блокировку счетов. То есть, борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули эту палку, что называется. Клиентам не всегда объясняли, почему заблокировали эти средства. И мы эту ситуацию с вами разруливали. Первые признаки улучшения появились. Надеюсь, что эта проблема будет решена».

Немного цифр: по статистике ЦБ, за девять месяцев этого года, количество жалоб на банки, составило 170,5 тыс., что на 21% превышает аналогичный показатель 2024 года. И это только те, кто не поленился написать в электронную приемную ЦБ (и кто знает о такой возможности).

Про «не всегда объясняли» тоже интересно. Банки ведь объясняют – «Мы вас заблокировали по 161 ФЗ (подозрение на мошенничество) или по 115 ФЗ (подозрение на отмывание доходов или финансирование терроризма). А уж какая операция вызвала сомнения, это уже «работа внутреннего алгоритма банка, и объяснять мы его не будем».

Вот список причин которые могут вызвать подозрение банка:
1.
Новая геолокация. Покупка в другом регионе, может вызвать подозрение банка. Так что, сидите дома.

2. Покупка в интернете, с ненадежного сайта. Оказывается, банки ведут реестр ненадежных сайтов, которые ранее были взломаны или подделаны мошенниками, а также замечены в неправомерных списаниях.

3. Ошибка при введении пин-кода. Три раза подряд ввели неправильный код – прощай карта.

4. Большое количество переводов на вашу карту от третьих лиц. Тут тоже не очень понятно, что считается большим количеством?

- Вы собирали деньги на подарок коллеге, бац! Вас заблокировали. Под подозрение могут попасть и любые другие сборы (на помощь, волонтёрская деятельность).

- Вы давно не пользовались картой, и в один день туда пришло несколько переводов – тоже подозрение!

Кстати, если вам с завидной периодичностью поступают одинаковые суммы (например 40 тыс. раз в месяц), то у банка тоже возникнут подозрения о незаконной предпринимательской деятельности, и все собранные на вас материалы он передаст в Налоговую.
Про то как еще банки могут считать подозрительными переводы, можно почитать здесь -
Будут ли в России блокировать карту за перевод самому себе через СБП?

Хотелось бы закончить на положительной ноте, поэтому упомяну что, по 161 ФЗ (подозрение на мошенничество), банк блокирует карту на 48 часов, и в это время будет пытаться связаться с вами, чтобы прояснить ситуацию. Так что, готовьте оправдания, и учтите, что объяснение «мне сегодня 10 человек вернули долг» могут не проканать.