В первой части мы вспоминали танцовщиков и хореографов, которые определяли развитие петербургского балета. Теперь пришло время поговорить о балеринах. За их выступлениями следили на родине и за рубежом, о них писали газеты, их имена повторяли шепотом за кулисами. В этой подборке — пять артисток XIX и XX веков, которые остались в памяти зрителей.
Екатерина Вазем
Екатерина Вазем поступила в Петербургское театральное училище. Она не относилась к тем ученицам, которым сразу пророчат славу, но когда дело доходило до работы, дисциплины и техники, конкурентов у нее было мало.
После выпуска балерину приняли в труппу Императорских театров, и уже в 1867 году Вазем впервые вышла на сцену Мариинского театра — в партии Наяды в балете Жюля Перро «Наяда и рыбак». Дебют оказался точкой отсчета для быстрой карьеры: к середине 1870-х она занимала первое положение в театре.
Вазем отличалась точным классическим танцем и стойкостью, уверенно держала равновесие и четко выполняла каждый элемент. Она не была типичной «принцессой балета» своего времени, ее описывали как сдержанную и холодную танцовщицу. Но именно она стала одной из самых востребованных балерин XIX века благодаря силе и технике. Балетмейстер Мариус Петипа создавал партии специально под нее. Самая известная — Никия в «Баядерке». То, что сегодня считается классикой, когда-то было поставлено под возможности и характер конкретной артистки.
Когда Вазем пригласили в Америку, в Нью-Йорк и Филадельфию, руководство Императорских театров оказалось против ее заграничной карьеры. Взамен ей предложили необычайно высокую зарплату. Для сравнения: московская прима Анна Собещанская получала в десять раз меньше.
Прощальный бенефис Екатерины Вазем прошел в 1884 году, но связь с балетом она не потеряла и стала преподавать в Петербургском театральном училище. Среди ее учениц — Анна Павлова, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.
Матильда Кшесинская
Биография Матильды Кшесинской будто затмевает ее профессиональные достижения. Но стоит начать разбираться в истории русского балета, становится ясно: она была не просто скандальной дамой, но, в первую очередь, талантливой артисткой.
Она поступила в Императорское театральное училище, а после выпуска попала в труппу Мариинского театра, где значилась как «Кшесинская 2-я». Дело в том, что старшая сестра Матильды танцевала на той же сцене.
Чтобы довести свои навыки до уровня, которого требовал театр, Матильда Кшесинская брала частные уроки у Энрико Чеккетти. Благодаря этим занятиям она стала первой русской балериной, которая выполнила 32 фуэте подряд — трюк, который до этого казался чем-то невероятным. Публика считала вслух каждый поворот, а балетмейстер Мариус Петипа ради нее иногда переписывал хореографию, чтобы подчеркнуть сильные стороны танцовщицы.
Кшесинская несколько раз собиралась уйти со сцены, но каждый раз возвращалась, и зал неизменно встречал ее овациями. Однако предметом обсуждений становился не только талант балерины, но и ее интриги. Кто-то восхищался самостоятельностью и смелостью танцовщицы, кто-то кривился от придворных скандалов. Но это лишь доказывает, насколько влиятельной она была в мире балета.
Авторские маршруты от «Прогулок» — это отличный шанс открыть для себя редкие адреса, необычные факты и секретные истории знакомых улиц. Если хотите почувствовать себя настоящим исследователем, выбирайте свою экскурсию на сайте.
Анна Павлова
Будущая великая балерина впервые полюбила танец после просмотра «Спящей красавицы» Чайковского. В десять лет она поступила в Императорское театральное училище Петербурга и буквально поселилась у станка: проводила за работой по семь-восемь часов в день, год за годом.
После выпуска Анна сразу попала в Мариинский театр и миновала кордебалет, что было большой редкостью. Впрочем, настоящий прорыв случился благодаря Михаилу Фокину. Именно он поставил для Павловой «Умирающего лебедя» — небольшой танец, который стал одним из символов русского балета.
В начале XX века Павлова стала частью «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В Париже ее встречали овациями: она танцевала в «Сильфидах», «Клеопатре», «Павильоне Армиды». Участие в этих спектаклях сделало ее мировой звездой. Позже Павлова создала собственную труппу и гастролировала с ней по всему миру.
Помимо балета Анна Павлова обожала птиц, и домой из поездок нередко возвращалась с новыми пернатыми жильцами: от маленьких птичек до фламинго и лебедей. Любила цветы, занималась садом, а позже увлеклась кино и даже снимала учебные фильмы о балете.
Тамара Карсавина
Тамара Карсавина пришла в Императорское театральное училище в самом начале XX века и попала в невероятную компанию педагогов: Гердт, Горский, Чекетти. Первые шаги на сцене, однако, вышли не слишком удачными: дебют в «Пробуждении Флоры» не вызвал восторгов. Позже она появилась в роли Царь-девицы из «Конька-Горбунка» — тогда публика наконец заметила артистку. Уже через год ее перевели в разряд первых танцовщиц, а еще через несколько лет она стала примой. В Мариинском театре Карсавина танцевала партии, которые сегодня считаются классикой: Жизель, Аврора, Одетта и даже Маша (Клара) из «Щелкунчика».
Отдельной главой ее карьеры стала работа с Михаилом Фокиным. Поначалу он не считал ее идеальной танцовщицей и поручал второстепенные партии, но позже разглядел потенциал. Вскоре и Дягилев пригласил Тамару Карсавину на знаменитые гастроли «Русских сезонов», которые перевернули представление Европы о балете.
За годы сотрудничества с труппой Дягилева Карсавина создала образы, ставшие символами целой эпохи. Но самой любимой ролью она называла Шамаханскую царицу из «Золотого петушка».
Позже, уже за пределами России, Карсавина стала педагогом. Она преподавала не только танцовщикам, но и тем, кто занимался совсем другими видами искусства. Например, у нее училась Соня Хени — будущая десятикратная чемпионка мира по фигурному катанию.
Агриппина Ваганова
В Мариинском театре Агриппина Ваганова танцевала яркие вариации и получила статус солистки, но так и не стала любимицей Мариуса Петипа. В его дневниках встречаются резкие записи о ее мастерстве. Удивительно думать, что именно эта «недооцененная» балерина позже станет автором методики, по которой будут учиться поколения будущих звезд.
После ухода со сцены в 1916 году, Ваганова полностью посвятила себя педагогике и именно в этой роли раскрылась по-настоящему. По ее методу, основанному на точности и строгости, занимались выдающиеся балерины XX века, а ее труд «Основы классического танца» стал настольной книгой для всех, кто учился балету.
С 1931 по 1937 год Агриппина Ваганова возглавляла балетную труппу Мариинского театра (тогда — Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова) и фактически определяла, как будет выглядеть ленинградская сцена. Многие ее ученики стали звездами мирового уровня, а созданная ею методика до сих пор считается образцом классического воспитания танцовщика. В 1957 году Хореографическое училище Петербурга официально получило имя Агриппины Вагановой.
Хотите узнать о Петербурге больше? Записывайтесь на авторские экскурсии от «Прогулок» — вас ждут закрытые локации, неожиданные маршруты и живые истории города. Это отличный способ увидеть Северную столицу по-новому и интересно провести время.