Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Ведьма (2006, Россия, фильм ужасов / мистика): Назад в прошлое через Мадагаскар

В советские времена наш синематограф любил производить экранизации иностранных романов. Это было вызвано тем, что иностранные экранизации романов редко попадали на наш экран. Режиссер Олег Фесенко, родившийся в Запорожье, сделал такой финт ушами, какой не приснился бы и советскому поточному кинопроизводству, ориентированному на экранизации западных романов. Взял гоголевского "Вия" и отправил его в Америку наших дней. Хому Брута превратил в журналиста Айвена, а церковь из православной в католическую. Короче, вместо того, чтобы взять какой-нибудь западный роман и приспособить его к российским реалиями, он взял русский рассказ и "приспособил" его к реалиям американским. Вернее, к тем американским реалиям, которые изображались советскими кинематографистами в 70-80 г.г. Даже актеров второго плана Фесенко понабрал прибалтийских — в лучших традициях советского кино, снимавшего прибалтов в фильмах про запад или про фашистов. Это единственное, чем фильм способен удивить. Кадр из фильма "Ведьм

В советские времена наш синематограф любил производить экранизации иностранных романов. Это было вызвано тем, что иностранные экранизации романов редко попадали на наш экран.

Режиссер Олег Фесенко, родившийся в Запорожье, сделал такой финт ушами, какой не приснился бы и советскому поточному кинопроизводству, ориентированному на экранизации западных романов. Взял гоголевского "Вия" и отправил его в Америку наших дней. Хому Брута превратил в журналиста Айвена, а церковь из православной в католическую.

Короче, вместо того, чтобы взять какой-нибудь западный роман и приспособить его к российским реалиями, он взял русский рассказ и "приспособил" его к реалиям американским. Вернее, к тем американским реалиям, которые изображались советскими кинематографистами в 70-80 г.г. Даже актеров второго плана Фесенко понабрал прибалтийских — в лучших традициях советского кино, снимавшего прибалтов в фильмах про запад или про фашистов.

Это единственное, чем фильм способен удивить.

Кадр из фильма "Ведьма" (2006)
Кадр из фильма "Ведьма" (2006)

Потому что всё остальное черпается в других традициях, с которыми, кстати, уже успели повозиться в "психологическом триллере" "Лифт". Имя этим традициям — трэш. И, я уверен, традиции эти в нашем кино будут только крепнуть.

Фесенко понапихал в фильм всё, что только видел в американских хоррорах, — как оригинальных, так и ремейковых: черную волосню в ваннах, скрыпы и покряхтыванья, чокнутых жителей странной деревушки, в которой ничего не происходит, кроме того, что все жители еба*нулись, мрачную музычку а-ля Анджело Бадаламенти, деспотичных шерифов, книжки по черной магии и оккультизму, с помощью которых фантастическим образом главный герой приходит к Христу (вот, кстати, еще один характерный момент для современного российского кино, взявшего плотный курс на хеппи-енд: лепить всё в одну кучу, и мистику, и магию, и христианство, главное, чтоб герою в конце фильма стало хорошо).

Впрочем, толку от этого винегрета немного. Фильм абсолютно не пугает (даже из-за угла никто не может толком выскочить, а о саспенсе я вообще молчу), фильм чрезвычайно вял, фильм вызывает чувство неловкости за режиссера, который потратил кучу времени и сил, снимая исключительную лабуду. В общем, хочется перефразировать слова лаборанта из картины "Пыль": "А фильм этот смотреть не нада. НЕ-НА-ДА".

Кадр из фильма "Ведьма" (2006)
Кадр из фильма "Ведьма" (2006)

Поразмыслив над абсурдностью подмены исторической среды обитания хомов брутов, панночек и прочей нечисти, я пришел к скандальному выводу. То, что мы видим на экране — это заговор украинских (Фесенко), прибалтийских (актеры и оператор) и американских (Фесенко учился в мастерской Вима Вендерса, который успел поработать и в Голливуде) кинематографистов с целью унизить российское кино и вывезти заграницу русское золото. Снимали фильм на русские бабки, пойдут смотреть фильм только русские зрители (потому что никому другому это в голову не взбредет), а втюхивают им с экрана мракобесную хрень про католицизм, в который обращается простой американский журналист.

Делайте выводы, господа. И особенно обратите внимание на коварного и хитроумного зачинщика всей этой смуты — Олега Фесенко. Ни на Украине фильм снимать не стал, ни в России. Помните анекдот про хохла и вагон яблок? А если не помните, то вспомните отборочный матч Россия-Украина 1999 года. Как говорится, ни себе, ни людям.

Кадр из фильма "Ведьма" (2006)
Кадр из фильма "Ведьма" (2006)

Всё это шутки. Хорошо известно, что действительность бывает фантастичнее любых фантазий. То же самое и здесь: "Ведьма" изначально была ориентирована на американскую аудиторию, о чем сообщалось в прессе. Шаг, восхищающий своим полубезумным нахальством. Ведь даже Хидео Наката и Такаши Шимицу, которым столь безуспешно пытается подражать Олег Фесенко, снимали первые фильмы для своей, японской, аудитории, и лишь потом, будучи приглашенными в Голливуд, стали потешать американскую публику.

Но нет, создатели "первого российского фильма ужасов" по собственной инициативе решили познакомить иностранную публику с творчеством Гоголя. Только чувствую, что знакомство с Гоголем получится как знакомство с "Битлз", которых Рабинович по телефону напел. Но еще больше я уверен, что это знакомство вообще не состоится, ведь такой хрени категории Б, как "Ведьма", и в Америке снимают дожопы... Но справедливости ради всё же замечу, что не во всей этой хрени снимаются такие красивые артистки как Евгения Крюкова.

Оценка: 2,5 из 10.

Кадр из фильма "Ведьма" (2006)
Кадр из фильма "Ведьма" (2006)

Режиссер: Олег Фесенко
Сценарий: Владимир Брагин, Игорь Митюшин, Олег Фесенко (по мотивам рассказа Н. В. Гоголя "Вий")
Оператор Арунас Баразнаускас.

В главных ролях: Валерий Николаев, Евгения Крюкова.
В ролях: Лембит Ульфсак, Ита Эвер, Юхан Ульфсак, Арнис Лицитис.

Читайте также на моем канале:

Ведьмы в кино | Владимир Гордеев | Дзен
Вий (1967, СССР, фильм ужасов / экранизация): Позовите ВИЯ!
Владимир Гордеев17 марта 2023
Феофания, рисующая смерть (1991, СССР - США, детектив / мистика): Языческий праздник обернулся расследованием
Владимир Гордеев29 июля
Кадр из фильма "Ведьма" (2006)
Кадр из фильма "Ведьма" (2006)