В советские времена наш синематограф любил производить экранизации иностранных романов. Это было вызвано тем, что иностранные экранизации романов редко попадали на наш экран.
Режиссер Олег Фесенко, родившийся в Запорожье, сделал такой финт ушами, какой не приснился бы и советскому поточному кинопроизводству, ориентированному на экранизации западных романов. Взял гоголевского "Вия" и отправил его в Америку наших дней. Хому Брута превратил в журналиста Айвена, а церковь из православной в католическую.
Короче, вместо того, чтобы взять какой-нибудь западный роман и приспособить его к российским реалиями, он взял русский рассказ и "приспособил" его к реалиям американским. Вернее, к тем американским реалиям, которые изображались советскими кинематографистами в 70-80 г.г. Даже актеров второго плана Фесенко понабрал прибалтийских — в лучших традициях советского кино, снимавшего прибалтов в фильмах про запад или про фашистов.
Это единственное, чем фильм способен удивить.
Потому что всё остальное черпается в других традициях, с которыми, кстати, уже успели повозиться в "психологическом триллере" "Лифт". Имя этим традициям — трэш. И, я уверен, традиции эти в нашем кино будут только крепнуть.
Фесенко понапихал в фильм всё, что только видел в американских хоррорах, — как оригинальных, так и ремейковых: черную волосню в ваннах, скрыпы и покряхтыванья, чокнутых жителей странной деревушки, в которой ничего не происходит, кроме того, что все жители еба*нулись, мрачную музычку а-ля Анджело Бадаламенти, деспотичных шерифов, книжки по черной магии и оккультизму, с помощью которых фантастическим образом главный герой приходит к Христу (вот, кстати, еще один характерный момент для современного российского кино, взявшего плотный курс на хеппи-енд: лепить всё в одну кучу, и мистику, и магию, и христианство, главное, чтоб герою в конце фильма стало хорошо).
Впрочем, толку от этого винегрета немного. Фильм абсолютно не пугает (даже из-за угла никто не может толком выскочить, а о саспенсе я вообще молчу), фильм чрезвычайно вял, фильм вызывает чувство неловкости за режиссера, который потратил кучу времени и сил, снимая исключительную лабуду. В общем, хочется перефразировать слова лаборанта из картины "Пыль": "А фильм этот смотреть не нада. НЕ-НА-ДА".
Поразмыслив над абсурдностью подмены исторической среды обитания хомов брутов, панночек и прочей нечисти, я пришел к скандальному выводу. То, что мы видим на экране — это заговор украинских (Фесенко), прибалтийских (актеры и оператор) и американских (Фесенко учился в мастерской Вима Вендерса, который успел поработать и в Голливуде) кинематографистов с целью унизить российское кино и вывезти заграницу русское золото. Снимали фильм на русские бабки, пойдут смотреть фильм только русские зрители (потому что никому другому это в голову не взбредет), а втюхивают им с экрана мракобесную хрень про католицизм, в который обращается простой американский журналист.
Делайте выводы, господа. И особенно обратите внимание на коварного и хитроумного зачинщика всей этой смуты — Олега Фесенко. Ни на Украине фильм снимать не стал, ни в России. Помните анекдот про хохла и вагон яблок? А если не помните, то вспомните отборочный матч Россия-Украина 1999 года. Как говорится, ни себе, ни людям.
Всё это шутки. Хорошо известно, что действительность бывает фантастичнее любых фантазий. То же самое и здесь: "Ведьма" изначально была ориентирована на американскую аудиторию, о чем сообщалось в прессе. Шаг, восхищающий своим полубезумным нахальством. Ведь даже Хидео Наката и Такаши Шимицу, которым столь безуспешно пытается подражать Олег Фесенко, снимали первые фильмы для своей, японской, аудитории, и лишь потом, будучи приглашенными в Голливуд, стали потешать американскую публику.
Но нет, создатели "первого российского фильма ужасов" по собственной инициативе решили познакомить иностранную публику с творчеством Гоголя. Только чувствую, что знакомство с Гоголем получится как знакомство с "Битлз", которых Рабинович по телефону напел. Но еще больше я уверен, что это знакомство вообще не состоится, ведь такой хрени категории Б, как "Ведьма", и в Америке снимают дожопы... Но справедливости ради всё же замечу, что не во всей этой хрени снимаются такие красивые артистки как Евгения Крюкова.
Оценка: 2,5 из 10.
Режиссер: Олег Фесенко
Сценарий: Владимир Брагин, Игорь Митюшин, Олег Фесенко (по мотивам рассказа Н. В. Гоголя "Вий")
Оператор Арунас Баразнаускас.
В главных ролях: Валерий Николаев, Евгения Крюкова.
В ролях: Лембит Ульфсак, Ита Эвер, Юхан Ульфсак, Арнис Лицитис.
Читайте также на моем канале: