Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Призрак (2003, Индия, мистика / фильм ужасов): Японские миражи

Фильм предваряет трогательная авторская ремарка. "Это не моя рефлексия по поводу сверхъестественного, а всего лишь попытка напугать тебя, зритель", — словно оправдывается за несовершенные грехи режиссер. Когда я нашел этот фильм, то искренне надеялся, что он окажется хотя бы смешным. В то, что Болливуд способен разродиться качественным хоррором, я, разумеется, не верил. На поверку "Призрак" оказался и не смешным, и не страшным. Страшной силы чепухой оказался он. Гибрид эпохального "Звонка" (читайте о нем - ЗДЕСЬ) с "Проклятием", перенесенным на плодородную индийскую почву. Но, к сожалению, эта почва способна родить в больших количествах только мелодрамы и мюзиклы, да раз в сто лет разрождаться великим режиссером вроде Сатьяджита Рая, который стоит выше не только индийского кино, но и, может, кино мирового. События фильма разворачиваются в многоэтажке. Обитательница одной из квартир выбросилась с балкона. В этой квартире поселяется молодая пара, после чего в девушке по имени Свами посел

Фильм предваряет трогательная авторская ремарка. "Это не моя рефлексия по поводу сверхъестественного, а всего лишь попытка напугать тебя, зритель", — словно оправдывается за несовершенные грехи режиссер.

Когда я нашел этот фильм, то искренне надеялся, что он окажется хотя бы смешным. В то, что Болливуд способен разродиться качественным хоррором, я, разумеется, не верил. На поверку "Призрак" оказался и не смешным, и не страшным. Страшной силы чепухой оказался он. Гибрид эпохального "Звонка" (читайте о нем - ЗДЕСЬ) с "Проклятием", перенесенным на плодородную индийскую почву. Но, к сожалению, эта почва способна родить в больших количествах только мелодрамы и мюзиклы, да раз в сто лет разрождаться великим режиссером вроде Сатьяджита Рая, который стоит выше не только индийского кино, но и, может, кино мирового.

События фильма разворачиваются в многоэтажке. Обитательница одной из квартир выбросилась с балкона. В этой квартире поселяется молодая пара, после чего в девушке по имени Свами поселяется призрак самоубийцы… А еще по углам шарахается какой-то маленький мальчик-привидение, совершенно непонятный и неуместный, потому что на него все равно никто не обращает внимания.

Кадр из фильма "Призрак" (2003)
Кадр из фильма "Призрак" (2003)

В дальнейшем, как можно догадаться, идет подражание "Изгоняющему дьявола" (читайте об этом легендарном фильме - ЗДЕСЬ). На сцене появляется врач-психиатр, у которого в риал-тайме происходит личная трагедия, — умирает от рака дочь.

Но он лишь слегка прикасается к потустороннему. Это происходит в те моменты, когда ему мерещится, что в одержимую духом Свами на какое-то время вселяется его дочь. Этого явно недостаточно, чтобы он поменял "свою научную парадигму" на что-то другое.

Он пытается вылечить Свами "традиционными" методами (их нам не показывают, так как режиссер ничего не знает о них), однако у него ничего не получается. Психиатра, кстати, играет Виктор Баннерджи, блеснувший в последнем в карьере Дэвида Лина фильме "Поездка в Индию" (читайте о нем - ЗДЕСЬ).

Кадр из фильма "Призрак" (2003)
Кадр из фильма "Призрак" (2003)

Служанка советует обратиться за помощью к одной мистической барышне. Тут у зрителя (меня) возникает некоторый интерес: какой же акт экзорцизма придумал сценарист, впитавший с детства обрывки индуисткой религии — тогда как мы впитали обрывки христианства, и нам термин "экзорцизм", иначе говоря, "изгнание беса", более-менее понятен. А сценарист не стал заморачиваться, — он обратился за помощью к большим братьям, Стивену Спилбергу и Тобу Хуперу, постановщикам фильма "Полтергейст" (читайте о нем - ЗДЕСЬ). Там была женщина-медиум, значит, будет она и здесь. Она будет соединять наш мир не с адом-раем, а просто с каким-то "другим" запредельным, неопределенным, податливым как глина миром.

Развязка же происходит как раз в болливудском стиле: честная девушка, злодей-насильник, месть…

Кадр из фильма "Призрак" (2003)
Кадр из фильма "Призрак" (2003)

То, что фильм очень плох, — это простительно, учитывая отсутствие у индусов опыта создания хорроров. То ли дело японцы со своим кайданами! Или Голливуд, который как гигантская черная дыра втягивает в себя в себя таланты со всех краев света.

(Впрочем, той же проблемой, что и Болливуд, страдает российский жанровый кинематограф. Он склонен к рефлексии, сатире или просто юмору, но никак не к ужасам. Если не считать за таковые обыденный мир русофоба).

А ведь, казалось бы, история Индии обладает богатым макабрическим потенциалом: тут вам и наги, и зловещий культ богини Кали и т.д. и т.п.

Оценка: 3,5 из 10.

Режиссер: Рамгопал Вампа.
Сценарий: Лалит Маратхе, Самир Шарма,
Оператор: Вишал Синха,
Композиторы: Салим Мерчант, Сулеман Мерчант.

В главных ролях: Аджай Дэвган, Урмила Матондкар.
В ролях: Нана Патекар, Рекха, Фардин Кхан, Виктор Баннерджи, Тануйя.

Кадр из фильма "Призрак" (2003)
Кадр из фильма "Призрак" (2003)

Интересные факты о фильме:

  • Фильм нарушил сразу несколько болливудских правил: например, в нем не было песен, а хронометраж фильма — всего два часа.
  • Говорят, что один зритель в Индии умер во время просмотра.

Читайте также на моем канале:

Изгоняющий дьявола (1973, США, фильм ужасов / мистика): Религия. Экзорцизм. Самопожертвование. (Бог в помощь)
Владимир Гордеев16 февраля 2023
Кадр из фильма "Призрак" (2003)
Кадр из фильма "Призрак" (2003)