Найти в Дзене

Как в лихие 90-е ЗИЛ решил КАМАЗ уделать

Завод имени Лихачева в советское время являлся крупнейшим производителем грузовых автомобилей. В 80-е годы годовой выпуск грузовиков на ЗИЛе составлял порядка 200 тыс. единиц. Более половины этого объема приходилось на семейство ЗИЛ-4314 (модернизированный ЗИЛ-130). Также предприятие в те годы производило полноприводные грузовики ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157 (последний собирал филиал ЗИЛа в Новоуральске). И совсем понемногу московский автозавод делал 3-осные машины семейства ЗИЛ-133. В разные годы их годовой выпуск колебался в среднем от 5000 до 10000 единиц. По нынешним меркам это, конечно, огромные цифры, но от тогдашних объемов производства ЗИЛа это составляло всего 2,5-5%. 3-осные грузовые автомобили ЗИЛ-133 завод выпускал только в бортовом варианте и в виде шасси, а вот самосвалов в серийном производстве не было, несмотря на то что опытные разработки в данном направлении проводились еще в 60-е годы, когда 133-е семейство не было в серии. Серийные самосвалы на базе 133-го появились лишь в п

Завод имени Лихачева в советское время являлся крупнейшим производителем грузовых автомобилей. В 80-е годы годовой выпуск грузовиков на ЗИЛе составлял порядка 200 тыс. единиц. Более половины этого объема приходилось на семейство ЗИЛ-4314 (модернизированный ЗИЛ-130). Также предприятие в те годы производило полноприводные грузовики ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157 (последний собирал филиал ЗИЛа в Новоуральске). И совсем понемногу московский автозавод делал 3-осные машины семейства ЗИЛ-133. В разные годы их годовой выпуск колебался в среднем от 5000 до 10000 единиц. По нынешним меркам это, конечно, огромные цифры, но от тогдашних объемов производства ЗИЛа это составляло всего 2,5-5%.

3-осные грузовые автомобили ЗИЛ-133 завод выпускал только в бортовом варианте и в виде шасси, а вот самосвалов в серийном производстве не было, несмотря на то что опытные разработки в данном направлении проводились еще в 60-е годы, когда 133-е семейство не было в серии.

На площадке готовой продукции Завода имени Лихачева
На площадке готовой продукции Завода имени Лихачева

Серийные самосвалы на базе 133-го появились лишь в постсоветский период. Первый 3-осный самосвал ЗИЛ-4514 материализовался внезапно, по стечению обстоятельств. Проще говоря – не было бы счастья, да несчастье помогло. Причиной стал пожар на заводе двигателей КАМАЗ, случившийся в апреле 1993 года. Огненная стихия почти полностью уничтожила моторное производство. Оставшись без силовых агрегатов, Камский автозавод приостановил выпуск грузовиков. Без шасси остались и многочисленные изготовители всевозможных спецавтомобилей. Наиболее пострадал Нефтекамский автозавод, основной продукцией которого были самосвалы на КАМАЗовских шасси – самые массовые и наиболее востребованные в те годы. Чтобы сохранить производство и выжить в столь тяжелый период, НЕФАЗ обратился с предложением сотрудничества на ЗИЛ. Упускать такой шанс московскому автозаводу было нельзя.

Снимок одного из многочисленных ЗИЛ-4514, перевозимых на железнодорожных платформах, сделан мной в окрестностях ЗИЛа в 1993 году
Снимок одного из многочисленных ЗИЛ-4514, перевозимых на железнодорожных платформах, сделан мной в окрестностях ЗИЛа в 1993 году

Надо сказать, что судьбу автомобилей семейства ЗИЛ-133 трудно назвать счастливой. За эти 3-осные машины на московском автозаводе взялись еще в начале 60-х годов, они должны были дать новый импульс в развитии модельного ряда предприятия. Дополнительная третья ось позволяла существенно нарастить грузоподъемность и, соответственно, производительность грузовиков. При этом сохранялись относительно небольшие осевые нагрузки (до 6 т), что позволяло эксплуатировать технику на дорогах всех категорий, включая грунтовые.

Однако в процессе работы над этой моделью возникла пара нюансов, которые не позволяли оперативно внедрить новинку в производство. Во-первых, не хватало мощности 150-сильного бензинового двигателя, устанавливавшегося на 2-осные машины ЗИЛ-130. А предпринятая попытка форсировать мотор до 190 л.с. не дала положительного результата. Во-вторых, для расширения диапазона передаточных чисел в коробке передач требовалось внедрение демультипликатора. Но из-за перегруженных мощностей ЗИЛ не смог его освоить.

В результате только в 1975 году завод запустил в серию 3-осный 8-тонный ЗИЛ-133Г1 в упрощенном виде – с двигателем 150 л.с. и с КПП без демультипликатора. Эксплуатирующие организации без энтузиазма восприняли маломощный грузовик. К тому же, капотный ЗИЛ по сравнению с бескапотным КАМАЗом-5320 той же грузоподъемности, выпущенным годом позже, отличался гораздо худшей маневренностью (его радиус поворота был на 2,3 м больше!). Не добавляла оптимизма и устаревшая тесная с недостаточной обзорностью кабина.

С 1979 года выпускался ЗИЛ-133Г2 грузоподъемностью 10 т, но все с теми же двигателем и коробкой передач. Тянуть еще дополнительные 2 т груза ему стало еще труднее.

Отчасти подогреть интерес к московским 3-осным грузовикам могла бы следующая модель ЗИЛ-133ГЯ, освоенная также в 1979 году, на которую установили 210-сильный дизель КАМАЗ-740. Однако из-за больших размеров КАМАЗовского мотора пришлось поставить очень длинный капот, из-за которого радиус поворота вырос еще на полметра. В итоге, и эта модель разочаровала эксплуатантов. Неповоротливый ЗИЛ-133ГЯ с длиннющим капотом водители прозвали крокодилом.

На рубеже 80-90-х годов Завод имени Лихачева приступил к освоению производства 2-осного грузовика нового поколения ЗИЛ-4331. Он оснащался собственным дизельным двигателем ЗИЛ-645 мощностью 185 л.с. и современной просторной кабиной с хорошей эргономикой. Все эти новации применили и на 3-осных машинах.

В 1992 году было прекращено производство модели ЗИЛ-133ГЯ, а в 1993-м запущен в серию ЗИЛ-133Г4, базирующийся на новой компонентной базе. От предшественника новинка унаследовала ту же грузоподъемность 10 т и такую же длинную базу.

Новейшее шасси ЗИЛ-133Д4 с укороченной колесной базой я подловил в окрестностях ЗИЛа в 1993 году
Новейшее шасси ЗИЛ-133Д4 с укороченной колесной базой я подловил в окрестностях ЗИЛа в 1993 году

Пожар на КАМАЗе дал ЗИЛу шанс занять более существенную долю рынка 3-осных грузовиков. В 1993 году в срочном порядке была разработана самосвальная модификация шасси ЗИЛ-133Д4 с укороченной колесной базой. НЕФАЗ стал поставлять на московский автозавод самосвальные установки, которые прежде монтировались на КАМАЗ-55111. Новый самосвал грузоподъемностью 10 т получил обозначение ЗИЛ-4514.

Увы, сотрудничество ЗИЛа с НЕФАЗом продолжалось недолго. К концу 1993 года КАМАЗ сумел частично возобновить производство двигателей и наладить в ограниченных количествах сборку грузовиков. Однако этого было недостаточно для обеспечения имеющегося спроса на самосвалы КАМАЗ-55111. По этой причине НЕФАЗ продолжал поставлять самосвальные установки в Москву вплоть до 1997 года. По итогу, всего было выпущено около 2000 самосвалов ЗИЛ-4514.

Рабочий ЗИЛ-4514 я снял на территории завода «Автокран» в 2014 году
Рабочий ЗИЛ-4514 я снял на территории завода «Автокран» в 2014 году

После прекращения сотрудничества с Нефтекамским автозаводом московский автозавод наладил совместное производство 3-осных самосвалов ЗИЛ-4520 со своим давним партнером – Мытищинским машиностроительным заводом. В советский и в постсоветский периоды это предприятие было единственным производителем массовых моделей самосвалов на шасси ЗИЛ. Правда, это были самосвалы на 2-осных шасси, а вот 3-осные на шасси ЗИЛ-133Д42 производились совсем недолго. Первый образец был изготовлен в 1994 году, выпуск продолжался до 2002 года в совсем небольших количествах. Мытищинский 3-осный самосвал оснащался кузовом такой же геометрии, как у младшего 2-осного собрата, только увеличенного объема. Его грузоподъемность составляла 10 т. Также в ограниченном количестве ММЗ выпускал сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-4516 на шасси ЗИЛ-133Д42.

Эти два самосвала ЗИЛ-4520, выпущенные в 2001 году, дожили до наших дней. Фото я сделал в Москве в 2024 году
Эти два самосвала ЗИЛ-4520, выпущенные в 2001 году, дожили до наших дней. Фото я сделал в Москве в 2024 году

В дальнейшем ЗИЛ предпринял еще пару попыток составить конкуренцию КАМАЗу. Так, в 2000 году был представлен самосвал ЗИЛ-4522 с увеличенной до 14 т грузоподъемностью. Для повышения грузовых характеристик на нем были применены усиленные мосты. Кроме того, вместо штатного ЗИЛ-645 мощностью 185 л.с. установили 210-сильный мотор ЗИЛ-6453.10. Также самосвал получил более вместительную платформу с подогревом днища.

Самосвал ЗИЛ-4522 я снимал на Московском автосалоне в 2000 году
Самосвал ЗИЛ-4522 я снимал на Московском автосалоне в 2000 году

В 2001 году вышла последняя опытная модель самосвала на 133-м шасси – ЗИЛ-4529. На этот раз ЗИЛовцы оснастили его передним ведущим мостом и новой КПП. Из-за возросшей собственной массы грузоподъемность была снижена до 10 т.

Полноприводный самосвал ЗИЛ-4529 я запечатлел на Московском автосалоне в 2001 году
Полноприводный самосвал ЗИЛ-4529 я запечатлел на Московском автосалоне в 2001 году

Однако ни тот, ни другой самосвал так и не были внедрены в серийное производство. Дальнейшей конкуренции с КАМАЗом не получилось.

Друзья, а вы встречали самосвалы на шасси ЗИЛ-133? Может даже работали на них? Пишите в комментариях.

Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!