Найти в Дзене
DEMIDOV

Зачем на фарах советских военных машин были странные крышки?

Если вы когда‑нибудь видели фотографии советских военных автомобилей — УАЗов, ГАЗов, «Уралов» — вы наверняка замечали на их фарах необычные металлические крышки с прорезями. На первый взгляд они кажутся просто элементом брутального дизайна. Но на войне ничего для красоты не создаётся. У этих устройств была важнейшая боевая функция — светомаскировка. С появлением автотранспорта на полях сражений сразу возникла проблема: фары ярко светят и легко демаскируют технику в ночное время. Противник может: Уже в Первую мировую войну армии искали способы маскировать свет. Поначалу пробовали просто закрывать фары сплошными колпаками — но тогда движение становилось опасным, ведь водители ехали практически вслепую. К середине XX века инженеры разработали эффективное решение — светомаскировочные устройства (СМУ). Это были металлические крышки со специальными прорезями и двухрядными линзами: Водитель мог переключать режимы в зависимости от обстановки: Важно: чтобы СМУ работали эффективно, нужно бы
Оглавление

Если вы когда‑нибудь видели фотографии советских военных автомобилей — УАЗов, ГАЗов, «Уралов» — вы наверняка замечали на их фарах необычные металлические крышки с прорезями. На первый взгляд они кажутся просто элементом брутального дизайна. Но на войне ничего для красоты не создаётся.

У этих устройств была важнейшая боевая функция — светомаскировка.

Почему это было нужно?

С появлением автотранспорта на полях сражений сразу возникла проблема: фары ярко светят и легко демаскируют технику в ночное время. Противник может:

  • обнаружить колонну по свету фар;
  • прицельно обстрелять движущиеся источники света;
  • определить направление движения и численность техники.

Уже в Первую мировую войну армии искали способы маскировать свет. Поначалу пробовали просто закрывать фары сплошными колпаками — но тогда движение становилось опасным, ведь водители ехали практически вслепую.

-2

Как работали светомаскировочные устройства (СМУ)

-3

К середине XX века инженеры разработали эффективное решение — светомаскировочные устройства (СМУ). Это были металлические крышки со специальными прорезями и двухрядными линзами:

  • Прорези частично перекрывали световой поток, делая его менее заметным издалека.
  • Нижняя линза направляла ослабленный свет строго вниз — на дорогу перед машиной.
  • Верхняя линза (при неполном затемнении) давала слабый рассеянный свет вперёд.

Три режима освещения

Водитель мог переключать режимы в зависимости от обстановки:

  1. Стандартный режим — фары работают в полном объёме (например, при движении по тыловым дорогам).
  2. Частичное затемнение — свет приглушён, но дорога хорошо видна. Скорость движения — до 30 км/ч, для колонн — до 25 км/ч.
  3. Полное затемнение — фары дают лишь слабый свет перед бампером. Скорость — не выше 25 км/ч, для колонн — 15 км/ч.

Важно: чтобы СМУ работали эффективно, нужно было полностью маскировать все огни машины — габаритные фонари, стоп‑сигналы, подсветку номерного знака. Для этого существовали специальные накладки и переключатели.

-4

Историческая справка

СМУ
СМУ
  • Первые примитивные светомаскировочные устройства появились ещё в годы Первой мировой войны.
  • Во Вторую мировую войну технология активно совершенствовалась — американские и советские инженеры независимо разрабатывали свои варианты СМУ.
  • В СССР светомаскировочные комплекты стали штатным оборудованием военной техники с 1950–1960‑х годов.

Почему сегодня их можно увидеть на гражданских машинах?

В наши дни подобные крышки иногда устанавливают на гражданские УАЗы — но чаще ради стилизации под «армейский» облик. Без полной системы управления и дополнительных элементов такие крышки не обеспечивают настоящей маскировки — они лишь создают визуальный эффект.

-6

Вывод

Эти «странные крышки» — не просто декоративный элемент. Они представляют собой продуманное инженерное решение, которое десятилетиями помогало скрывать передвижение военной техники в ночное время. В условиях боевых действий такая маскировка могла спасти жизни и обеспечить успех операции.

-7