Найти в Дзене
Memento mori

Михайловское кладбище, Екатеринбург

Как и Петрозаводск, прекрасный уральский город Екатеринбург ведёт свою историю с постройки завода. 18 ноября (по новому стилю) 1723 года, когда металлургический завод начал свою работу, и считается датой основания города. Одновременно с закладкой завода заложили и первую городскую церковь, освящённую в честь св. великомученицы Екатерины. Заменённая впоследствии на каменную, эта церковь была стерта с лица земли в 1930г., и ныне о ней напоминают часовня да памятные знаки (крест и камень) в небольшом сквере. Первые городские захоронения производились как раз у этой церкви. Но места вскоре стало не хватать, и потому под захоронения выделили во второй половине XVIII в. новый участок, покрупнее. В 1782г. там освятили Успенскую церковь, потом в отдельном доме устроили женскую богадельню... В итоге община разрослась, и в 1809г. Александр I издал указ об учреждении Ново-Тихвинского женского монастыря. Разросшееся к тому времени Успенское кладбище частично попало на монастырскую территорию (и

Как и Петрозаводск, прекрасный уральский город Екатеринбург ведёт свою историю с постройки завода. 18 ноября (по новому стилю) 1723 года, когда металлургический завод начал свою работу, и считается датой основания города.

Одновременно с закладкой завода заложили и первую городскую церковь, освящённую в честь св. великомученицы Екатерины. Заменённая впоследствии на каменную, эта церковь была стерта с лица земли в 1930г., и ныне о ней напоминают часовня да памятные знаки (крест и камень) в небольшом сквере.

Камень в скверике
Камень в скверике

Первые городские захоронения производились как раз у этой церкви. Но места вскоре стало не хватать, и потому под захоронения выделили во второй половине XVIII в. новый участок, покрупнее. В 1782г. там освятили Успенскую церковь, потом в отдельном доме устроили женскую богадельню... В итоге община разрослась, и в 1809г. Александр I издал указ об учреждении Ново-Тихвинского женского монастыря.

Разросшееся к тому времени Успенское кладбище частично попало на монастырскую территорию (и внутри стен обители стало элитным), а частично продолжилось за пределами выросших монастырских стен. А к 1950 году ни одного захоронения не осталось, всё сровняли с землёй. И монастырские архивы сожгли.

Были и другие некрополи, от которых ничего не осталось.

Так и получилось, что Михайловское кладбище на сегодня является вторым по старшинству из сохранившихся некрополей города: оно было основано в 1865 году, под названием Новое Всехсвятское. Старее только Ивановское кладбище, основанное в 1843 году, о нём мы поговорим в следующем рассказе.

Надпись у входа на Михайловское кладбище
Надпись у входа на Михайловское кладбище

В 1886-1890 гг. на территории некрополя выстроили церковь во имя Всех Святых. Деньги на постройку выдали местные купцы, и первым жертвователем стал Федор Алексеевич Михайлов, по имени которого и начали в итоге называть Новое Всехсвятское кладбище. Сначала в народе, а потом название перекочевало и на карты.

Кроме Михайлова, денежные средства выделили Павел Васильевич Углицкий, Яков Прохорович Андреев, Александр Алексеевич Волков и другие. Росписи в храме создавались по эскизам В.М. Васнецова. В советское время храм закрыли, и уничтожили всё, до чего дотянулись.
В 1990 году строение вернули верующим.

За кладбищенским забором, на отдельной территории, находятся церковь и остальные строения при ней: духовный центр, библиотека, крестильный храм и т.д.
За кладбищенским забором, на отдельной территории, находятся церковь и остальные строения при ней: духовный центр, библиотека, крестильный храм и т.д.

В 1960х гг. некрополь был закрыт для захоронений, а в 1980х гг. ту часть кладбища, на которой находились лютеранский, еврейский и католический участки, превратили в сквер им. Блюхера. Так исчезли захоронения архитекторов С.В. Дубровского и Г.А. Голубева, основателя УОЛЕ — Уральского общества любителей естествознания (будущего Свердловского областного краеведческого музея) О. Е. Клера и многих других.

Там же, на территории сквера Блюхера, можно увидеть кенотаф с именем Данилы Кондратьевича Зверева (1858-1938), мастера-горщика. Настоящая его могила была тоже утеряна на этой территории, и вот таким образом уже в наше время почтили его память. Данила Кондратьевич был специалистом по добыче и огранке драгоценных камней, и именно он стал прообразом Данилы-мастера в сказах Бажова.

Данила Кондратьевич Зверев
Данила Кондратьевич Зверев

Остальную территорию Михайловского тоже хотели было снести, — слишком близко город сомкнулся вокруг кладбищенских стен, — но как-то не собрались.

Однако уже в 1990х отрезали ещё значительный, застроив эту территорию домами. В числе прочих, так исчезла могила Николая Николаевича Ионова (1880-1957), гениального военного инженера и участника Русско-японской войны, Первой Мировой войны (поражённые ипритом лёгкие мучали его до конца дней), Гражданской войны (сначала со стороны Белого движения, а позднее он перешёл в ряды РККА).

Таким образом, к нашему времени на территории Михайловского кладбища осталось около 28000 захоронений. При этом 25 лет назад, при полной инвентаризации некрополя, удалось опознать только 11000 могил.

Вообще, некрополь довольно заросший. Но трава кое-где выкошена, и дорожки проложены приличные. На Ивановском дела обстоят гораздо хуже.

Самым же известным захоронением Михайловского кладбища стали могилы студентов, погибших в 1959 году на перевале Дятлова предположительно в ночь на 2 февраля.

Я немного касалась проблемы неорганизованного туризма, когда рассказывала о гибели группы Бахирева в истории о Казанском кладбище г. Пушкин. И, хотя существует около 100 версий гибели группы Дятлова, вплоть до мистических, скорее всего причины были всё те же: неопытность + неблагоприятные погодные условия. Кто может спастись от снежной лавины?..
Бодров вот тоже не смог...

Всего в группе, которую повёл Игорь Дятлов, было 10 человек. Однако по дороге у Юрия Юдина разболелась нога, так что он не вышел на маршрут, что спасло ему жизнь. Юрий Ефимович Юдин прожил долгую жизнь (1937-2013), но после смерти, согласно его просьбе, был похоронен там же, рядом с друзьями юности.

На Михайловском кладбище находятся могилы 7 участников похода. Кроме самого Игоря Дятлова, там также похоронены Юрий Дорошенко, Людмила Дубинина, Зинаида Колмогорова, Николай Тибо-Бриньоль, Рустем Слободин и Александр Колеватов.
Георгий Кривонищенко и Семён Золотарёв были похоронены на Ивановском кладбище, тоже рядом. Однако на мемориале на Михайловском помянуты все 9 имен. Отдельно, на соседней грани, — добавленный позднее медальон с именем Юрия Юдина.

Но, кстати, такой нюанс: 7 участников, а могил в ряду — 8. Всё потому, что одновременно скончался от пневмонии Виктор Никитин, — тоже, как и погибшие на перевале, студент УПИ. И его похоронили "заодно" там же.

Я немного не доснимала, могилу Юдина в том числе, хотя край её виден на одном из снимков выше (подписала). Дело в том, что в процессе фотосъемки к обелиску подтянулась компания из четырёх не совсем трезвых мужчин. Я, идя к мемориалу, пару раз обгоняла их на кладбище: они то у одной могилы дискутировали, то у другой. И вот подошли сюда. Прочитали надписи. И спрашивают у меня:
— Девушка, а почему они все умерли в один год, 59й?
— Погибли на перевале Дятлова.
— Он оно чё!.. Мужики, давайте выпьем за них!.. (и полезли по пакетам)
И тут я поняла, что это такой суровый уральский досуг: ходить и пить с интересными захоронениями. И предпочла ретироваться, чтобы не вступать в дальнейшие обсуждения))

На Михайловском кладбище находится один из самых крупнейших (если не самый большой) мемориал чехословацким легионерам. На плитах мемориала, возведённого Геннадием Белянкиным в 2008 году, увековечено 360 имён. А всего в братском могиле покоятся около 400 человек. Надпись гласит: "Чехословацким легионерам, павшим на пути к свободной родине". Я немного рассказывала о чехословацком легионе, воевавшего на стороне белых, в истории о Воскресенском кладбище Ульяновска.

Ещё один мемориал Михайловского — над братской могилой 317 воинов советской армии, умерших от ран в госпиталях Свердловска в годы Великой Отечественной войны. Колумбарий по обеим сторонам мемориала содержит урны участников войны, которые покинули этот свет уже после.

В 1980х, когда этот некрополь собирались сносить, на Широкореченское кладбище Екатеринбурга перенесли прах похороненных солдат, не факт что весь. Но как минимум срыли индивидуальные могилы, которых тоже хватало.

Вдоль главной дорожки Михайловского кладбища, которая тянется от церкви до противоположного выхода, к улице Гагарина (как раз около него и находится мемориал "дятловцам"), встречается множество дореволюционных надгробий, в основном уже с нечитаемыми текстами.

И привлекает внимание единственное большое надгробие советского времени, на могиле Маркиана Петровича Фролова (1892-1944) и его супруги Екатерины Павловны. Барельеф на надгробии недавно восстановили. Композитор Маркиан Петрович известен прежде всего первой бурятской оперой "Энхэ-Булат-Батор" по мотивам национального эпоса.

Надгробие М.П. Фролова и Е.П. Фроловой
Надгробие М.П. Фролова и Е.П. Фроловой

А это захоронение привлекло меня рисунком, и уже дома я прочитала истории тех, кто здесь похоронен.

Клавдия Владимировна Филиппова (1902-1950) была писателем и драматургом, создательницей пьес по сказам Бажова.
В первом браке родила сына, Виталия Михайловича Воловича (1928-2018), который стал Народным художником России. Познакомиться с его работами можно
на сайте. Да со многими вы знакомы, я уверена. Он прекрасно проиллюстрировал множество книг.
Так, М.М. Пришвин писал Воловичу: "Кладовую солнца" издавали бесчисленное количество раз разные страны, и у меня на полке "Кладовые" всех размеров и цветов. Но Ваша — лучшая".
Там же похоронена супруга Виталия Михайловича, Тамара Сергеевна Волович (1928-1999), тоже прекрасная художница, книжный иллюстратор, дизайнер. Некоторые её работы для книг можно посмотреть
на том же сайте.

Надгробие К.В. Филипповой, её сына В.М. Воловича и его жены Т.С. Волович
Надгробие К.В. Филипповой, её сына В.М. Воловича и его жены Т.С. Волович

А вот одно из немногочисленных восстановленных надгробий. Впрочем, это кенотаф. Настоящее захоронение утеряно.

Вениамин Леонтьевич Метенков (1857-1933) был одним из самых известных уральских фотографов. Снимал рудники и горы, труд рабочих и виды города, владел своим ателье (только до революции конечно), увлекался киносъемками, выпускал альбомы, привозил в город лучшую фототехнику и популяризировал фотодело.

Надгробие В.Л. Метенкова
Надгробие В.Л. Метенкова

Коснусь историй местных купеческих семей на примере судьбы Якова Прохоровича Андреева (? - 1888), одного из жертвователей на постройку местного храма.

В 1860 году Андреев начал работать у купца 1 гильдии П.Д. Синицына, который сначала занимался винным откупом, а потом завёл винокуренный заводик и сеть кабаков. Служил Яков Прохорович настолько отменно, так ловко договаривался о поставках и увеличивал продажи, что вздорный Синицын, который к старости разругался со всеми потенциальными наследниками, оставил тем по 100 рублей. Многое завещал на благотворительность. А Андрееву завещал и завод в Екатеринбурге, и кабаки.

Так, спустя всего 10 лет, служащий стал купцом 2 гильдии. А со временем дорос и до 1й. Своим наследникам в 1888 году Яков Прохорович оставил: винокуренный завод, суконную фабрику, недвижимость в нескольких городах, конный завод, шерстомойное заведение, широчайшую сеть магазинов и питейных заведений, ну и прилично денег конечно же. Да практически всё сыновья и пустили по ветру. Николай Яковлевич разве что развернулся с суконным делом, да в 1892 году скончался, заразившись дифтерией от рабочих во время эпидемии. Да Семён Яковлевич успешно торговал техническими принадлежностями: бурами для бурения скважин, котлами и т.д. А остальные наследники в 1903 году были признаны признаны несостоятельными должниками.

Надгробие Я.П. Андреева
Надгробие Я.П. Андреева

Ещё несколько имён:

— Поэт и переводчик Аркадий Яковлевич Коц (1872-1943) известен прежде всего "каноническим" переводом "Интернационала" на русский язык.

— Давид Самойлович Аграновский (1890-1953) был известным оперным певцом, почти 20 лет выступал на сцене Свердловского театра оперы и балета.

— Владимир Николаевич Сидоренко (1884-1952), военный инженер и лауреат Сталинской премии 1 степени, принимал участие в создании и модернизации орудий, в том числе 85-мм пушки для Т-34.

— Константин Константинович Матвеев (1875-1954) — геолог, минералог, профессор, доктор геолого-минералогических наук. Открыл месторождения вольфрама и кобальта, написал 62 работы, преподавал, участвовал в создании Уральского геологического музея и Уральской школы минералогов и геохимиков. В честь него назван минерал матвеевит.

— Ольга Михайловна Весёлкина (1873-1949) была последней начальницей Александровского женского института в Москве, до его роспуска в 1918 году. После была сослана в Свердловск на 3 года, да там и осталась. Основала и возглавила кафедру иностранных языков.

— Пётр Васильевич Оранский (1899-1960) был главным архитектором Свердловска на протяжении 8 лет, участвовал в разработке городка "Уралмаш" и в создании плана по застройке "Большого Свердловска".

— Сергей Владимирович Муратов (1881-1949), астроном и горный инженер, он, совместно с Н.Б. Завадским, создал новую для нашей страны инженерную специальность и отечественную школу в области точной механики и оптики. Создатель Ленинградского Института точной механики и оптики, Уральской школы специалистов в области астрономии и первой в регионе обсерватории. Вообще на Урал из Ленинграда он попал в ссылку за "антисоветскую агитацию" (реабилитирован лишь в 1989 году), но и на Урале нашёл куда приложить свои многочисленные таланты.

По традиции, завершаю свой рассказ подборкой фотоснимков с кладбища.  

Спасибо за внимание.
Следующим будет рассказ об Ивановском кладбище.