Найти в Дзене
Memento mori

Воскресенское кладбище, Ульяновск

Этот некрополь один из старейших из сохранившихся в городе, был открыт в далёком 1874 году. Причиной послужило переполнение Всехсвятского городского кладбища, образованного ещё в середине XVII века. В советское время этот старинный некрополь был полностью уничтожен, а на его месте выстроен ДК им. Чкалова. В 1911 году на территории Воскресенского кладбища появился красивый храм Воскресения Христова, который спроектировал архитектор Фёдор Осипович Ливчак. Небольшая часовня, существовавшая к тему времени, стала одним из пределов нового храма. Кстати, при этом храме, годом позднее, открылось первое в Симбирске общество трезвости. В течение нескольких лет, в советское время, в городе действовал только этот храм (со снятыми колоколами), да и тот в 1941 году переквалифицировали было под хранение зерна. Но совсем ненадолго. Сразу хочу извиниться за качество снимков. Я была в командировке, так что гуляла по кладбищу почти в сумерках, под мелким дождём, и снимала только на мобильный. Да и по тр

Этот некрополь один из старейших из сохранившихся в городе, был открыт в далёком 1874 году. Причиной послужило переполнение Всехсвятского городского кладбища, образованного ещё в середине XVII века. В советское время этот старинный некрополь был полностью уничтожен, а на его месте выстроен ДК им. Чкалова.

В 1911 году на территории Воскресенского кладбища появился красивый храм Воскресения Христова, который спроектировал архитектор Фёдор Осипович Ливчак. Небольшая часовня, существовавшая к тему времени, стала одним из пределов нового храма. Кстати, при этом храме, годом позднее, открылось первое в Симбирске общество трезвости.

В течение нескольких лет, в советское время, в городе действовал только этот храм (со снятыми колоколами), да и тот в 1941 году переквалифицировали было под хранение зерна. Но совсем ненадолго.

Сразу хочу извиниться за качество снимков. Я была в командировке, так что гуляла по кладбищу почти в сумерках, под мелким дождём, и снимала только на мобильный. Да и по траве в такую погоду не походишь...

Кладбище постепенно расширилось до 15 га в советские годы, и прекратило действовать в 1972 году, после открытия Северного кладбища. За исключением единичных захоронений священнослужителей или к родственникам.

На входе встречает табличка, повествующая о том, что кладбище имеет статус объекта культурного наследия. Это совсем недавний статус, 2018-го года. А вообще некрополю повезло в том, что долгие годы главой области был Юрий Фролович Горячев: судя по всему, тот понимал, как важно сохранить память о жителях города. Поэтому к 2000 году отреставрировали храм, а потом благоустроили территорию: отремонтировали ворота, проложили дорожки, вывезли старые деревья, подновили некоторые могилы. Результаты тех усилий видны и ныне. Да, что-то заросло, советские оградки облезли, а кресты покосились. Но такой, знаете, трагической разрухи, — здесь нет.

Табличка у входа
Табличка у входа

Сразу за входом установлен поклонный крест в память о священнослужителях, репрессированных в советские годы. В числе прочих были расстреляны и первый настоятель Воскресенского храма, Иоанн Апраксин, а также его преемник Иоанн Сергиевский.

По правой стороне дороги, ведущей к храму, расположены могилы священнослужителей. А вот слева сразу привлекает внимание красивое старинное надгробие с символическими пером, свитком и лирой.

Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835-1889) был известным переводчиком, журналистом и поэтом-сатириком. Его называли "королём рифмы", мастером эпиграммы и каламбура, гением пародии и фельетона. Доставалось всем. Вот, к примеру, пародия на "Шёпот, робкое дыханье..." Афанасия Фета:

Холод, грязные селенья,

Лужи и туман,

Крепостное разрушенье,

Говор поселян.

От дворовых нет поклона,

Шапки набекрень,

И работника Семёна

Плутовство и лень.

На полях чужие гуси,

Дерзость гусенят, —

Посрамленье, гибель Руси.

И разврат, разврат!..

А вот автоэпитафия Дмитрия Дмитриевича:

Прохожий, стой, ты грязью памятник не пачкай.

Любил я красное вино, а помер белою горячкой.

При этом Минаев не был исключительно лёгким, беззлобным сатириком. Его памфлеты кусались, особенно когда это касалось власть имущих. Он даже несколько месяцев просидел из-за своей литературной деятельности в Петропавловской крепости. И когда Дмитрий Дмитриевич скончался, то тогдашний губернатор В.Н. Акинфов объявил сбор средств на надгробие, а полиция (!) категорически против этого возражала. Но всё же деньги были собраны, а надгробие отлито.

Изначально Дмитрий Дмитриевич был похоронен рядом с отцом, на Духовском кладбище в Подгорье. Но при создании Куйбышевского водохранилища, в 1954 году, все захоронения Минаевых перенесли сюда, на Воскресенское. И, плохо видно, но кажется что ещё и брата (?) Дмитрия Дмитриевича тоже.

Кстати, отец "короля рифмы", Дмитрий Иванович Минаев (1802-1876), тоже писал стихи, но более всего он известен как переводчик "Слова о полку Игореве".

Надгробные плиты Минаевых
Надгробные плиты Минаевых

На кладбище множество братских захоронений: есть мемориал воинам Великой Отечественной войны, умерших от ран в местных госпиталях; есть "могила пяти комиссаров" — захоронение расстрелянных в 1918 году, во время властвования белогвардейцев в городе; есть и такая память о городской истории, как "могила эсеров".

30 декабря 1907 года за участие в революционной деятельности казнили 5 человек, эсеров. В 1917 году, как только это стало возможным, тела перезахоронили здесь, и разместили памятник.

Надгробие на братском захоронении эсеров
Надгробие на братском захоронении эсеров

Привлекает внимание мемориал чехословацким легионерам. Между нашей страной и Чехией было подписано соглашение о взаимном содержании военных захоронений, и поэтому во многих российских городах можно встретить на кладбищах красивые современные памятные мемориалы. Кстати, один из самых больших находится в Екатеринбурге, покажу снимки как доберусь до рассказа о Михайловском кладбище.

Так вот. Чехословацкий легион был добровольческим соединением, которое сформировалось в годы Первой Мировой войны и воевало на стороне Российской империи. А вот после революции 40-тысячный легион восстал после нового правительства, и война продолжилась уже против большевиков. Только в 1920 году советское правительство договорилось "выпустить" беспрепятственно всех этих иностранцев из страны, чтобы они под ногами так сказать не мешались.

На мемориале Воскресенского некрополя начертано 73 имени: именно столько солдат полегло в Ульяновске, но вот братская могила их далеко не факт, что находится именно на месте установки мемориала. Это скорее кенотаф, установленный только в 2015 году.

Около администрации висит карта некрополя с отмеченными знаковыми захоронениями. Вообще впервые встретила подобное: мало того, что есть карта, так ещё и номера участков не просто обозначаются цифрой. Таблички содержат и данные о всё тех же исторически значимых людях, чьи тела теперь лежат на том или ином участке.

Из карты узнаём, что похоронены на кладбище Николай Александрович Чебоксаров, симбирский купец и городской голова; Александр Григорьевич Пушкин, праправнук того самого Пушкина, скончавшийся в возрасте 8 лет; Павел Васильевич Лаптев, Герой Советского Союза; Вера Васильевна Кашкадамова, основательница женской гимназии; Мария Михайловна Павлова, няня семьи Ульяновых; Лия Ефимовна Радина, Народная артистка РСФСР... И множество других достойных людей, пусть и не все их имена оказались на этом информационном щите.

А этот памятник меня чуть напугал. Представляете: сумерки, дождик не прекращается, я с максимальной скоростью бегаю по некрополю, чтобы успеть хоть что-то заснять пока совсем не стемнело. И тут краем глаза вижу неподвижный силуэт в человеческий рост за кустами. Уф.

Но вообще на кладбищах в разы безопаснее, чем на каких-нибудь городских окраинах. Это в 90-х много где любили собираться какие-то мутные компании, сейчас этого уже нет.

А подозрительный силуэт оказался памятником скульптору и заслуженной художнице РСФСР. Любовь Александровна Турская (1931-1971) создавала скульптуры, характерные для тех лет: "Коммунисты", "Рабочие" и т.д. Очень интересна монументальная скульптура "Восстание уральских углежогов". Была замужем тоже за скульптором, Анатолием Ивановичем Клюевым, и их единственный сын Олег Анатольевич Клюев пошёл по той же дорожке. И создал в числе прочего этот памятник на могиле матери, безвременно погибшей в автокатастрофе.

Некоторые надгробия были восстановлены в наше время, это видно по новизне, по иным формам. Например, надгробие Василия Асафовича Пифиева (1852-1916), легендарного симбирского полицмейстера. Более 25 лет возглавлял он полицию, и за это время навёл небывалый порядок в городе. Такое редчайшее явление даже в наши дни, что можно только уважительно поклониться памяти такого человека.

Современники о нём вспоминали:

"Это был богатырь вроде Ильи Муромца на картине «Три богатыря». Во время массового скопления людей, например, на ярмарке, на встрече иконы, он всегда появлялся на улицах, ехал в экипаже, но не сидел, а стоял, держась рукой за кушак кучера и смотря по сторонам орлиным взглядом". Или ещё: "У него была настолько внушительная фигура и настолько грозный голос, что никто и не помышлял противиться его приказам".

Но жители города не боялись при этом своего полицмейстера, а уважали. "Наш дедушка" — называли Пифиева меж собой. "Наш орёл!" — гордились пред жителями других городов. А большевики в 1930-х куда-то свезли надгробие, и вот теперь оно наконец восстановлено.

Надгробие В.А. Пифиева
Надгробие В.А. Пифиева

Остатки часовенки, и даже виден немного плиточный рисунок на полу:

По всему некрополю, среди советских захоронений, там и сям встречаются осколки дореволюционного прошлого. Но эти старинные надгробия по большей части очищены, а буквы обновлены. Не везде встретишь подобное уважение к прошлому.

Буду заканчивать свой небольшой обзор подборкой фотографий с некрополя.

Спасибо, что дочитали до конца. Не забывайте заглядывать в ТГ-канал.