Найти в Дзене
Этобаза

«Тут гнали рыдавших русских девок»: чем «прославился» страшный Изюмский шлях, который упоминают в комедии «Иван Васильевич меняет профессию»

Недавно мы с вами, дорогие друзья, Кемскую волость обсуждали: где она расположена, да чем так важна для старой Руси была. А помните другую легендарную фразу из все той же бессмертной гайдаевской комедии и булгаковской пьесы: казанский хан на Изюмском шляхе безобразничает? Выбить крымского хана с Изюмского шляха... Но что то за Изюмский шлях такой, почему одно его название у нас на Руси поминать так не любили всуе? Рассказываю. Итак, Изюмский шлях (от вошедшего в малороссийский диалект немецкого слова slag - «колея, след, дорога»). Он же - Изюмская сакма (от татарского sakma - путь, проложенный лошадьми). Название свое получил от расположенного поблизости древнерусского городка Изюм, в чьей основе древнетюркское слово äzän - буквально "местность у реки". Так что это точно не выдумка Гайдая или Булгакова. Вел Изюмский шлях с левого берега Днепра, проходил между реками Оскол и Донец, перебирался через Изюмский брод. И близ города Оскол сливался с другим параллельным путем - Муравским шл

Недавно мы с вами, дорогие друзья, Кемскую волость обсуждали: где она расположена, да чем так важна для старой Руси была. А помните другую легендарную фразу из все той же бессмертной гайдаевской комедии и булгаковской пьесы: казанский хан на Изюмском шляхе безобразничает? Выбить крымского хана с Изюмского шляха...

-2

Но что то за Изюмский шлях такой, почему одно его название у нас на Руси поминать так не любили всуе? Рассказываю.

Итак, Изюмский шлях (от вошедшего в малороссийский диалект немецкого слова slag - «колея, след, дорога»). Он же - Изюмская сакма (от татарского sakma - путь, проложенный лошадьми). Название свое получил от расположенного поблизости древнерусского городка Изюм, в чьей основе древнетюркское слово äzän - буквально "местность у реки". Так что это точно не выдумка Гайдая или Булгакова.

  • Представлял из себя Изюмский шлях вовсе не проторенную государственную дорогу. Но пробитый за века бесчисленными копытами степных коней путь, ведший из Дикого поля на южную Русь. Шириною в 50-60 метров, высотою примерно в одно колено человеческой.
Видные и поныне остатки Изюмского шляха
Видные и поныне остатки Изюмского шляха

Вел Изюмский шлях с левого берега Днепра, проходил между реками Оскол и Донец, перебирался через Изюмский брод. И близ города Оскол сливался с другим параллельным путем - Муравским шляхом.

-4

Впервые упоминается Изюмский шлях еще в русских летописях XV-XVI вв. Не случайно звался «дорогой горя» или же «путем слез»: по нему каждое лето устремлялись половецкие, татаро-монгольские, ногайские да крымские кочевники в набеги на русские земли. По нему же гнали рейдеры назад сотни рыдавших пленных детей да девок с Руси.

  • По этому пути за 2 месяца можно было дойти от степи до Москвы. В среднем за год тут в XVI-м столетии угоняли на юг до 10 тысяч человек, - делится историк русского казачьего юга Владислав Мартыненко. - За 200 лет эти путем прошло 43 крымских крупных набега, в которых угнано было до 2 млн человек: русичей и жителей Речи Посполитой.
-5

...Степные разбойники скакали по Изюмскому шляху налегке, прихватив с собою лишь веревки для связывания пленных - ясыря. Именно на веревках и тащили за собою несчастных русских пленных назад в Дикое Поле. Чтоб продать затем на бесчисленных рабовладельческих рынках Крымского ханства. По цене в 600 акче - столько же стоило, например, отара овец...

-6

Овеянный дурной славой Изюмский шлях, сами понимаете, слыл проклятой зоной. Вблизи него столетиями не рисковал селиться никто из мирных жителей - несмотря на всю плодородность его черноземных земель.

  • Чтоб защититься от непрестанных степных набегов по Изюмскому шляху в XVII-го столетии русичи возвели особые засечные Белгородскую и Изюмскую черту - по территории современных Харьковской да Белгородской областей. Густую сеть крепостей, вежей (башен), частоколов, поваленных пред ними деревьев, глубоких рвов, не пропускавших на Русь орды степных хищников.
-7

Кроме того, русские воеводы еще с весны постоянно выжигали богатые травой степи вокруг Изюмского шляха - чтоб татарские кони не могли себе потом пропитания находить.

Впрочем, окончательно конец «дороге горя» положила лишь в конце XVIII-го столетия Екатерина Великая, сделав Крым неотъемлемой частью нашей России.

-8