Найти в Дзене
Культ Паразит

"Наводнение" в Екатерининском собрании

В апреле 2025 года Петербург-концерт показал премьеру спектакля "Наводнение. 1824", в основе которого - знаменитое стихийное бедствие, произошедшее 201 год назад в северной столице. Самое сильное наводнение в жизни молодого города. Спектакль показывают периодически, можно попасть. Я сходила почти в дату потопа - 3 ноября 2025 года (а само наводнение произошло 7 ноября по старому стилю / 19 ноября по новому). Хоррор-спектакль, пластический спектакль, перформанс - везде эта постановка обозначается по-разному. Расскажу, что от чего в ней. "Теперь прошло несколько времени со дня грозного происшествия. Река возвратилась в предписанные ей пределы; душевные силы не так скоро могут прийти в спокойное равновесие. Но бедствия народа уже получают возможное уврачевание; впечатления ужаса мало-помалу ослабевают, и я на сем останавливаюсь. В общественных скорбях утешен мыслию, что посредством сих листков друзья мои в отдаленной Грузии узнают о моем сохранении в минувшей опасности, и где ныне нахожу
Кадр из спектакля
Кадр из спектакля

В апреле 2025 года Петербург-концерт показал премьеру спектакля "Наводнение. 1824", в основе которого - знаменитое стихийное бедствие, произошедшее 201 год назад в северной столице. Самое сильное наводнение в жизни молодого города. Спектакль показывают периодически, можно попасть. Я сходила почти в дату потопа - 3 ноября 2025 года (а само наводнение произошло 7 ноября по старому стилю / 19 ноября по новому). Хоррор-спектакль, пластический спектакль, перформанс - везде эта постановка обозначается по-разному. Расскажу, что от чего в ней.

"Теперь прошло несколько времени со дня грозного происшествия. Река возвратилась в предписанные ей пределы; душевные силы не так скоро могут прийти в спокойное равновесие. Но бедствия народа уже получают возможное уврачевание; впечатления ужаса мало-помалу ослабевают, и я на сем останавливаюсь. В общественных скорбях утешен мыслию, что посредством сих листков друзья мои в отдаленной Грузии узнают о моем сохранении в минувшей опасности, и где ныне нахожусь, и чему был очевидцем".

Этими словами заканчивал свои "Частные случаи петербургского наводнения" Александр Грибоедов, оказавшийся свидетелем события. Больше почитать можно тут https://rummuseum.info/node/1629 Его воспоминания, а также самых разных лиц составили документальную основу спектакля. Сводки новостей, донесения императору, личные воспоминания очевидцев озвучивают артисты театра "АРТ" в стилизованных костюмах того времени. Буйство стихии автор сценария и режиссер Марина Сень попыталась вписать в личную историю Александра I. Его измены жене Елизавете Алексеевне с Марией Нарышкиной, участие в заговоре против родного отца привели к каре небесной, обрушившейся на город. Среди всех драматических артистов, участвующих в спектакле, хоть сколько-то убедительно играют исполнители ролей императорской четы. К сожалению, этого мало, чтобы прочувствовать и личную трагедию, и тем более трагедию городского населения из-за наводнения.

Собираясь в зале перед началом спектакля под медитативную музыку с звуками капели, зрители проходят через неподвижную, на первый взгляд, сцену: на низких постаментах стоят молодые девушки с белыми лицами и в белых одеждах. Их позы напоминают статуи Летнего сада или символизируют классический Петербург: «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия» (А.С. Пушкин "Медный всадник"). Заняв свое место замечаешь, что девушки все-таки движутся, и помимо тебя, между ними ходит, рассматривает и фотографирует человек в современной одежде. Дергаешься подойти и тоже сфотографировать (нельзя же упустить хороший кадр), но вовремя попадается на глаза микрофон у гуляющего. Перформанс, в котором ты тоже невольно участвуешь, хотя бы сидя на своем месте. Именно он, человек нашей эпохи, запустит механизм погружения - не под воду, а в историческое событие. Даст краткую историческую справку и затем на протяжении спектакля тоже будет свидетелем наводнения, вставляя реплики и помогая направить действие.

Девушки-статуи плавно стекут-сойдут со своих постаментов и сольются в водяной поток, пока еще относительно спокойный с мелкой рябью. Молодые танцовщицы Центра развития проектов современной хореографии "Каннон Данс" в этой постановке воплощают метафорический образ стихии. И это, безусловно, самая прекрасная часть спектакля - настолько удачная и выверенная их пластика, движения без намека на пошлость. В них, этих девушках-волнах - абсолютная чистота и неукротимая энергия "погружения в себя". Поэтому и расширяется эта энергия до размеров самой высокой волны - танцовщицы, закутанной с головы до ног в какой-то белый муар с длинным, на пол зала шлейфом. Эта волна внушает ужас жителям города в исполнении драматических артистов, а некоторых (Александра I, его любовницу Марию Нарышкину) буквально берет за горло или сводит живот.

девушки-волны, они же фурии, опутывают Нарышкину красными сетями, особое внимание уделяя ее животу. На зависть законной жене, любовница за 15 лет отношений с Александрм I родила ему нескольких детей.
девушки-волны, они же фурии, опутывают Нарышкину красными сетями, особое внимание уделяя ее животу. На зависть законной жене, любовница за 15 лет отношений с Александрм I родила ему нескольких детей.

"С рассветом на 7-е число ветер начал усиливаться так, что в 9 часов пополуночи превратился в ужасную бурю, какую трудно себе представить не видавшему африканских ураганов или морских тифонов: он переменил даже натуральное течение рек, обратив их воды вспять. В воздухе чувствуема была какая-то удушающая густота и тягость".

Взято с сайта: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-06-27/6690.html

Продюсер проекта и гендиректор СПб ГБУК "Петербург-концерт" Екатерина Артюшкина полгода назад перед премьерой говорила в интервью:

"Наши актеры пластически обыгрывают все, создавая эмоциональный накал у зрителя".

Не могу сказать, что почувствовала себя эмоционально накаленной. Все-таки это не хоррор-спектакль (если у вас есть примеры таковых - поделитесь в комментариях). Но "Каннон Данс" доставил мне бесконечное эстетическое наслаждение. Вообще я поймала себя на мысли, что эта постановка была бы безупречной, если сцены с участием драматических артистов были бы проработаны иначе. Их стилизованные под XIX век костюмы и мизансцены "из жизни двора и города" совершенно выбиваются из того сильного музыкально-пластического решения, которое создают "Каннон Данс", оркестр "Дивертисмент" и хор "Festino". Все эти три коллектива - высший уровень профессионализма, который либо просто задавил драматическое направление, либо это направление не дотянуло.

А вот это кресло как символ императра способно без слов играть свою роль
А вот это кресло как символ императра способно без слов играть свою роль

Отдельно надо сказать про "хор ангелов великий", а вообще камерный хор "Festino". На протяжении действия он располагается за спинами зрителей, отгороженный высокой ширмой. И когда первый раз хор возвещает о себе пением - воспринимаешь их как голоса свыше. Будто в ангелы-покровители Петербурга (золотой, серебряный и бронзовый) смотрят на разбушевавшуюся стихию и подают голоса, давая надежду на спасение. Или же эти ангелы небесные - те, кто бумерангом возвращают государю наказание за грехи?

"Холодно. Как же холодно", - повторяют герои. И за последний месяц это для меня второй спектакль с подобным ощущением. "Холодно. Пусто. Страшно", - говорили герои "Вопля впередсмотрящего", о котором я написала в статье.

Наверное, мое сознание готовится к зиме. В "Наводнении. 1824" и преобладающая цветовая гамма спектакля стала сине-серой, затопив зал Екатерининского собрания.

"Дивертисмент" ждут своего часа
"Дивертисмент" ждут своего часа

Единственно живыми людьми, неподвластными стихии, - то ли благодаря своей вечной музыке, то ли расположению в углу зала, - стал камерный оркестр "Дивертисмент" под управлением Ильи Иоффа. В исполнении музыкантов звучит Вивальди (уж это я точно узнала), а еще, как значится в пресс-релизе: Шостакович, Шнитке, Фуррер, Лэнг, Барбер, Херрман, Рихтер. Дэвид Лэнг, в моем понимании, должен был звучать в исполнении "Festino", а как уж там на самом деле было - не знаю. К сожалению, не знаток музыки. Но с точки зрения театрального подхода могу назвать режиссерской находкой два стоящих друг против друга музыкальных коллектива: один - невидимый небесный хор "Festino", другой, в противоположной стороне зала - зримый "Дивертисмент", исполняющий земную человеческую музыку. И между этими двумя мирами - небесным и земным - существует император:

"Бедствие, постигшее Санкт-Петербург внезапным и необыкновенным наводнением, исполнило сердце Моё горестными чувствами. Судьбы Всевышнего праведны и неисповедимы".

Взято с сайта: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-06-27/6690.html

На мой взгляд, режиссер спектакля Марина Сень попыталась показать зрителю, что все-таки судьбы Всевышнего неисповедимы лишь отчасти.