На днях я посмотрела спектакль «Небесный тихоход» в Таганрогском театре имени Чехова.
В подростковом возрасте мне нравился одноимённый фильм — особенно образ главного героя, в котором было столько внутреннего света и мужества.
Коротко о сюжете фильме: После ранения майора Булочкина отправляют командовать женской авиаэскадрильей. Василий Васильевич ранее дал обещание не иметь амурных отношений до окончания войны. Его друзья — капитан Кайсаров и старший лейтенант Туча — дали такое же обещание следовать этому девизу. Однако капитан Кайсаров ещё до войны женился на Марии Светловой, и семейная пара скрывает этот факт, чтобы не нарушить негласное правило.
Поэтому на спектакль я шла с особым интересом — хотелось увидеть, как передадут то настроение, что когда-то тронуло меня.
И не разочаровалась.
Постановка — лёгкая, с тонким юмором, прекрасной актёрской игрой и вниманием к деталям.
Но самое интересное началось после — когда я стала смотреть на происходящее с психологической точки зрения.
Война… разлука… страх потерять и невозможность быть рядом.
На фоне этого — несколько пар, каждая со своей историей.
Одни договариваются стать мужем и женой, уходя на фронт, другие — влюбляются уже в самом пекле войны. Но все они — прячут свои чувства.
Почему?
Потому что договорились быть «чисто мужской» или «чисто женской» эскадрильей.
Любовь как будто не вписывается в правила выживания.
И тут возникает глубокая психологическая тема — запрет на чувства в экстремальных обстоятельствах.
Когда человек живёт в постоянном напряжении, чувства кажутся опасными:
если позволить себе радость — вдруг потеря будет больнее;
если открыться — можно утратить контроль.
Так рождается внутренняя установка: «не чувствовать — значит выжить».
Но, наблюдая за героями, понимаешь: именно любовь, дружба, поддержка дают им силы.
Там, где включается человеческое, появляется опора.
И даже в суровом военном небе остаётся место для нежности, смеха и мечты — как напоминание, что жизнь сильнее страха.
Я ловила себя на мысли, что многие современные люди, хоть и живут в мирное время, продолжают жить с тем же внутренним запретом — не чувствовать, чтобы не потерять. Не влюбляться, чтобы не больно. Не радоваться, чтобы не сглазить.
Но без чувств — нет и жизни.
И именно об этом, как мне кажется, спектакль «Небесный тихоход».
О смелости быть живым — даже когда страшно.
А вы замечали, как часто мы боимся своих же чувств?
И где для вас проходит та грань между «сохранить контроль» и «позволить себе чувствовать»?
Автор: Мальцева Ирина Александровна
Психолог, КПТ-подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru