Найти в Дзене

Чокан Валиханов и Федор Михайлович Достоевский

Всем привет! Этой статьей я завершаю цикл статей, посвященных дню рождения Достоевского в этом году. В этот раз хочу рассказать о казахском ученом и путешественнике Чокане Валиханове и Федоре Михайловиче Достоевском. Чокан Чингисович Валиханов происходит из знатного казахского рода. Он чингизид. Является правнуком Абылай-хана и племянником Кенесары Касымова. Это государственные и политические деятели Казахстана. Родился он в 1835 г. в семье султана Чингиса Валиханова в орде-зимовке Кунтимес, которая входила в то время в Омскую область. При рождении его назвали Мухаммед-Канафия, но из-за того, что у них было принято давать ребенку еще одно имя (Чокан), то это имя за ним закрепилось как официальное. Я об этом вроде бы упоминала, когда немного говорила про Абая. Он получил отличное образование в местной школе. Знал несколько языков (казахский, кыпшак-чагатайский, арабский, персидский). Кроме школьных знаний получал и дополнительные. Живя в знатной семье, он встречался с разными учеными л

Всем привет!

Этой статьей я завершаю цикл статей, посвященных дню рождения Достоевского в этом году.

В этот раз хочу рассказать о казахском ученом и путешественнике Чокане Валиханове и Федоре Михайловиче Достоевском.

Чокан Чингисович Валиханов происходит из знатного казахского рода. Он чингизид. Является правнуком Абылай-хана и племянником Кенесары Касымова. Это государственные и политические деятели Казахстана.

Историко-краеведческий музей, Талдыкорган, Казахстан, 2025
Историко-краеведческий музей, Талдыкорган, Казахстан, 2025

Родился он в 1835 г. в семье султана Чингиса Валиханова в орде-зимовке Кунтимес, которая входила в то время в Омскую область. При рождении его назвали Мухаммед-Канафия, но из-за того, что у них было принято давать ребенку еще одно имя (Чокан), то это имя за ним закрепилось как официальное. Я об этом вроде бы упоминала, когда немного говорила про Абая.

Он получил отличное образование в местной школе. Знал несколько языков (казахский, кыпшак-чагатайский, арабский, персидский). Кроме школьных знаний получал и дополнительные. Живя в знатной семье, он встречался с разными учеными людьми своего времени. Их дом часто посещали поэты, певцы, композиторы. Он знакомился с их творчеством, что привило у него любовь к устному и народному творчеству.

Наблюдались у него склонности и к рисованию, а первые уроки рисования он получил от военных топографов, которые располагались недалеко от орды-зимовки.

Благодаря обширным знакомства его отца 12-летний Чокан отправляется в Омск и поступает в Сибирский кадетский корпус (ныне Омский кадетский корпус). Здесь он расширяет свои знания иностранных языков (русский, французский, немецкий, ряд восточных языков). К рисованию добавляются черчение, каллиграфия. Кроме военных дисциплин он изучает еще и ряд общеобразовательных, среди которых география, зоология, литература, философия и многие другие.

Во время учебы он знакомится с Григорием Николаевичем Потаниным, который тоже стал исследователем и ученым. Памятник Потанину в Томске нашла. Показывала здесь

Наставником Чокана был Николай Федорович Костылецкий, востоковед, исследователь устного казахского творчества. Они вместе перевели на русский язык поэму "Козы-Корпеш и Баян-Сулу". Костылецкий познакомил Чокана с Ильей Николаевичем Березиным (это было в 1854 г.), которому требовалась помощь в трактовке некоторых терминов, когда он работал над "Ярлыком Токтамыша". Чокан интересовался у старожил и помог Березину. Эта работа усилила интерес Чокана в области древних источников письменности.

Еще обучаясь в кадетском корпусе, но незадолго до окончания Карл Казимирович Гутковский, преподаватель, знакомит с семейством Капустиных. Там Чокан познакомился с семейством Ивановых.

Чокан закончил обучение в 17 лет и был выпущен корнетом, через год он уже был адъютантом генерал-губернатора Густава Христиановича Гасфорда, под руководством которого в 1855 г. примет участие в экспедиции через Аягуз к Заилийского Алатау, где в это время происходила закладка г. Верный (ныне Алмата-Ата, Казахстан).

Историко-краеведческий музей, Талдыкорган, Казахстан, 2025
Историко-краеведческий музей, Талдыкорган, Казахстан, 2025

В 1854 г. Чокан в доме Ивановых знакомится с Достоевским и Дуровым, которых только что освободили из острога. Дуров пробыл в доме Ивановых две недели, Достоевский месяц. Все трое сохранили дружеские отношения и регулярно переписывались. После этого Достоевский отправился в Семипалатинск для продолжения военной службы.

В 1856 г. Чокану Валиханову удается заняться исследовательской деятельностью. Он принимает участие в военно-научной экспедиции на Иссык-Куль (озеро в Кыргызстане). Там он изучает флору и фауну, собирает коллекции растений, птиц и насекомых, участвует в топографических походах. Здесь же он изучает быт киргизских народов, собирает их устное народное творчество. Он обратил внимание на эпос "Манас", записал его и впоследствии перевел из него отрывок.

Из этой экспедиции Валиханова отправили в Кульджу, Западный Китай, для установления дипломатических связей. Поездка прошла успешно. Ее результатом стали открытия консульств Кульдже, а также появилась основа для Тарбагатайского договора.

По возвращении Валиханов написал несколько работ "Дневник поездки на Иссык-Куль", "Очерки Заилийского края", "Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа", "Записки о киргизах".

Валиханов возвращался в Омск через Семипалатинск. Здесь он встретился с Достоевским, Потаниным. Достоевский с радостью сообщил, что ему присвоили звание прапорщика, что позволяет заняться более плотно литературой.

В Семипалатинске Валиханов знакомится с Петром Петровичем Семеновым (впоследствии к фамилии которого добавят Тянь-Шанский). Они подружились и Семенов поспособствовал включению Валиханова в Русское географическое общество и избранию его действующим членом в 1857 г.

В 1857 г. в Кашгарии (Западный Китай) начались волнения, которые беспокоили Россию. Кашгария была закрытой территорией, куда не пускали европейцев. В связи с этим в 1858 г. было решить отправить Валиханова под видом торговца в составе торгового каравана в Кашгарию. Его соответствующе одели, обули, обрили и отправили в довольно опасное путешествие.

Кстати, в историко-краеведческом музее г. Талдыкорган говорили, что Валиханов был разведчиком, а вся его исследовательская деятельность как бы заодно. Еще говорили, что его выдали за погибшего сына одного из купцов торгового каравана и отправили в Кашгарию.

Во время этой экспедиции Валиханов собрал ценный устный народный материал, познакомился с устоями и обычаями местных народов, узнал подробности смерти географа Адольфа Шлагинтвейта (его обезглавили в 1857 г. в этой местности), узнал местное законодательство. Валиханов пробыл там почти год и сбежал, когда ситуация стала крайне опасной, т.к. пошел слух, что в Кашгарию проник русский разведчик.

Валиханов добрался до г. Верный, где задокументировал все сведения, которые смог добыть в Кашгарии. Впоследствии эти сведения стали ценным источником информации для налаживания дипломатических с Кашгарией. Валиханов привез из Кашгарии и ряд уникальных рукописей "Тазкиряи Султан Сатук Бугра-хан" ("История Сатук-Бугра-хана"), "Тазкиряи Туглук-Тимур-хан" ("История Туглук-Тимур-хана"), "Тазкиряи Ходжагян" ("История ходжей"), "Абу-Муслим Маурузи" и многие другие, а также коллекцию монет, гербарий, камней и многое другое.

После этого Валиханов возвращается в 1859 г. в Омск.

В Омск он встретился с Достоевским, который возвращался из ссылки из Семипалатинска в Тверь. В это время было сделано единственное фото Достоевского и Валиханова. По мотивам этого фото в 1977 г. был сделан памятник, который сейчас стоит возле музея Достоевского в Семее. Кстати, на фотографии видно, что Валиханов коротко острижен. Это у него после Кашгарии волосы отрастают.

После Кашгарии Валиханов переезжает в Петербург, где продолжает общение с Достоевским, а также погружается в жизнь географического и литературного общества. В Петербурге Валиханов занимается составлением карт, изданием энциклопедий, читал лекции в Русском географическом обществе.

Валиханов завел знакомства с друзьями Достоевского - Аполлоном Николаевичем Майковым, Яковом Петровичем Полонским, Николаем Николаевичем Страховым и многими другими. Майков под влиянием Валиханова написал несколько стихотворений.

Валиханов и сам написал несколько работ ("Описание Восточного Туркестана", "Очерки Джунгарии", "Аблай", "Шуна батыр", "Тарихи Рашиди", "Записки о Кокандском ханстве").

Климат не подошел Валиханову и он заболел. В 1861 г. он переезжает домой в аул своего отца для поправки здоровья.

В ауле для Чокана поставили большую юрту, где всегда собирались поэты, музыканты, сказатели. Валиханов даже в болезни не переставал собирать материал.

Валиханов болел за свой народ и видя то, что чиновники угнетают казахов решил принять участие в выборах, но потерпел поражение и вернулся в Омск.

В 1862 г. возникла необходимость пересмотра судебной системы казахов. К вопросу привлекли Валиханова, т.к. он сам был казахом, много времени провел среди казахов и других восточных народов, изучал их быт, верования, законы, литературу и прочее. Все это делало Валиханова более осведомленным в нуждах народа. Его даже отправляли в экспедицию с целью узнать получше судебную систему.

В 1864 г. Валиханов отправляется в Аулиеатинский поход, в котором, кстати, принимал участие и Михаил Знаменский.

Кстати, отец Михаила Знаменского - протоиерей Стефан Знаменский. Он служил в Воскресенском соборе, куда Достоевский ходил молиться.

Об этих двоих я упоминала

Аулиеатинский поход под предводительством М. Г. Черняева сначала проходил хорошо, но потом из-за чрезмерной жестокости М. Г. Черняева Валиханов и еще несколько членов экспедиции подали рапорт об отчислении из состава экспедиции.

Валиханов хотел вернуться в Петербург, но по дороге сильно заболел и остановился у своего родственника старшего султана полковника Тезека Нуралина. Валиханову предложили остаться в ауле родственника и наблюдать за ситуацией, а также докладывать обо все, т.к. в это время разгорался конфликт в Восточном Туркестане. Валиханов остался и со временем аул его родственника сделался важным источником информации. В этом же ауле Валиханов женился.

В апреле 1865 г. из аула пришла весть, что Валиханов умер.

Похоронили его на кладбище в месте Кошентоган и летом сделали надгробие из кирпича-сырца.

В 1881 г. на могиле был установлен был установлен памятник в виде мраморной плиты, а в 1958 г. был установлен гранитный обелиск, а недалеко открыт памятник и музей.

В Омске есть пешеходная улица (улица стала пешеходной в 2014 г.) его имени, на ней, кстати, проживал омский детский поэт Тимофей Белозеров, а в 2016 г. на одном из домов появился мурал "Богатырь Манас". В 2004 г. на этой улице установили памятник Чокану Валиханову.

-9