Найти в Дзене
Заметки историка

Певцы-кастраты: трагическая цена небесного голоса

Представьте себе огромный собор: свечи дрожат от слабого движения воздуха, каменные стены гулко отражают шёпот прихожан. И вдруг — тишину разрывает голос, такой чистый, что даже кажется нездешним. Невозможно понять, кому он принадлежит — мужчине или женщине. Этот голос словно не из человеческого тела, а из самого пространства под сводами. Так современники описывали пение кастратов — певцов, которым ради искусства запрещали взрослеть. Первые упоминания о певцах-евнухах относятся к IV–V векам. Историки предполагают, что при дворе императрицы Евдокии в Константинополе служил хормейстер Брисон, один из первых известных кастратов. К IX веку такие певцы уже украшали хор Святой Софии, их голоса стали частью византийской литургии. Но после разграбления Константинополя в 1204 году традиция исчезла — и вернулась лишь в Италии, почти через триста лет. Причина — банальная и суровая: женщинам петь в католических храмах было запрещено. А значит, высокие партии должны были исполнять мальчики, чей гол
Оглавление
Фаринелли. Источник: m24.ru
Фаринелли. Источник: m24.ru

Представьте себе огромный собор: свечи дрожат от слабого движения воздуха, каменные стены гулко отражают шёпот прихожан. И вдруг — тишину разрывает голос, такой чистый, что даже кажется нездешним. Невозможно понять, кому он принадлежит — мужчине или женщине. Этот голос словно не из человеческого тела, а из самого пространства под сводами.

Так современники описывали пение кастратов — певцов, которым ради искусства запрещали взрослеть.

От Византии до папского престола

Первые упоминания о певцах-евнухах относятся к IV–V векам. Историки предполагают, что при дворе императрицы Евдокии в Константинополе служил хормейстер Брисон, один из первых известных кастратов.

К IX веку такие певцы уже украшали хор Святой Софии, их голоса стали частью византийской литургии. Но после разграбления Константинополя в 1204 году традиция исчезла — и вернулась лишь в Италии, почти через триста лет.

Причина — банальная и суровая: женщинам петь в католических храмах было запрещено. А значит, высокие партии должны были исполнять мальчики, чей голос «застывал» благодаря операции, проведённой до созревания.

Так появилось явление, которое одновременно прославило и опозорило музыкальную Европу.

Эра, которая началась с папского хора

В 1601 году в папской капелле появился певец Джироламо Розини — первый документально подтверждённый кастрат. Его голос, как и голоса тех, кто пришёл позже, поражал современников сочетанием невероятной силы и кристального тембра.

Вскоре кастраты вышли за храмовые стены — и стали любимцами оперной публики. Монтеверди, Гендель, Порпора, Броски — крупнейшие композиторы эпохи писали партии именно под них. В XVIII веке кастраты были настоящими звёздами: толпы ломились на выступления Фаринелли, Сенезино, Кафарелли.

Их боготворила вся Европа.

Почему их голоса звучали «как ангельские»

Тайн здесь нет — только физиология.

  • Из-за остановки гормонального развития голосовые связки не утолщались.
  • Грудная клетка и лёгкие продолжали расти как у взрослого мужчины.
  • Получался невероятно мощный и гибкий голос с огромным диапазоном.

Кастрат мог петь длиннейшие фразы на одном дыхании и брать ноты, которые обычному человеку были недоступны. Фактически это был уникальный вокальный инструмент — которого больше никогда не будет.

Слава для избранных и трагедия для тысяч

Внешний блеск скрывал чудовищную практику. Ради одного будущего Фаринелли кастрировали сотни мальчиков. Большинство теряли голос или здоровье и оказывались никому не нужными калеками.

Хотя папа Климент XIV официально запретил кастрацию, всё происходило тайно — в монастырских интернатах, сельских больницах, у случайных цирюльников. И это при том, что сама Церковь нанимала кастратов для своих хоров и содержала школы для их обучения.

Мораль того времени была, мягко говоря, противоречивой.

Конец эпохи «ангельских голосов»

В XIX веке Европа устала от искусственности барокко. Новая музыкальная эстетика требовала правды чувств — а кастраты выглядели пережитком старых времен.

Последним певцом, дожившим до XX века, стал Алессандро Морески. Он служил в Сикстинской капелле и в начале 1900-х годов записал несколько песнопений на фонограф. Эти хрипловатые, дрожащие записи — единственное, что позволяет услышать, как звучал кастратский голос на самом деле.

Морески умер в 1922 году. С его уходом эпоха закончилась.

Кастраты без кастратов: кто поёт их партии сейчас

Сегодня произведения, написанные для кастратского диапазона, исполняют:

  • женщины-меццо-сопрано,
  • контратеноры.

Особой популярностью пользуется проект Cecilia Bartoli «Sacrificium» — альбом, посвящённый искусству кастратов. Там собраны арии Порпоры, Генделя, Броски — музыка, созданная под совершенно иной, исчезнувший голос.

Красивая музыка с горьким привкусом

История кастратов напоминает о странной особенности человеческой культуры: ради красоты мы способны идти на жестокость. Ради совершенства — разрушать судьбы. Голоса этих певцов поднимались к небу, но стояли на земле, где им не дали стать взрослыми.

И всё же — когда звучит ария XVIII века, написанная для кастрата, в ней слышится не только трагедия, но и величие эпохи, которая верила: искусство может быть выше человеческой природы.

А вы слышали записи Морески? Какое впечатление они на вас произвели восхищение или тревогу?

Подписывайтесь на канал «ЗАМЕТКИ ИСТОРИКА», чтобы не пропустить новые интересные исторические факты!

Читать больше: