Представьте себе огромный собор: свечи дрожат от слабого движения воздуха, каменные стены гулко отражают шёпот прихожан. И вдруг — тишину разрывает голос, такой чистый, что даже кажется нездешним. Невозможно понять, кому он принадлежит — мужчине или женщине. Этот голос словно не из человеческого тела, а из самого пространства под сводами. Так современники описывали пение кастратов — певцов, которым ради искусства запрещали взрослеть. Первые упоминания о певцах-евнухах относятся к IV–V векам. Историки предполагают, что при дворе императрицы Евдокии в Константинополе служил хормейстер Брисон, один из первых известных кастратов. К IX веку такие певцы уже украшали хор Святой Софии, их голоса стали частью византийской литургии. Но после разграбления Константинополя в 1204 году традиция исчезла — и вернулась лишь в Италии, почти через триста лет. Причина — банальная и суровая: женщинам петь в католических храмах было запрещено. А значит, высокие партии должны были исполнять мальчики, чей гол