Найти в Дзене

Кто никогда не должен быть наставником

Есть люди, которых лучше даже близко не подпускать к новичкам. Не потому что они плохие специалисты — наоборот, часто это профессионалы с большим опытом. Но наставничество — это не про опыт, а про позицию. Если человек видит в обучении способ самоутверждения — он не наставник, он надзиратель. Его фраза: «Сначала заслужи, чтобы я тебе объяснил». Он не делится — он демонстрирует власть. А в глазах молодого сотрудника любой такой контакт — разрушение доверия, мотивации и интереса. Наставник растит другого, а не самоутверждается за его счёт. Наставничество — это в первую очередь выдержка. Если человек раздражается, когда новичок ошибается, если он не готов объяснять по второму, третьему разу — он не наставник. Ошибки — не сбой в системе, а сама ткань обучения. Если наставник этого не понимает, он ломает процесс на старте. Наставник — это не просто источник знаний, а человек, который умеет смотреть на себя со стороны. Тот, кто уверен, что «всё делает правильно, просто молодежь тупит», — ник
Оглавление

Есть люди, которых лучше даже близко не подпускать к новичкам. Не потому что они плохие специалисты — наоборот, часто это профессионалы с большим опытом. Но наставничество — это не про опыт, а про позицию.

1. Тот, кто учит «сверху вниз»

Если человек видит в обучении способ самоутверждения — он не наставник, он надзиратель. Его фраза: «Сначала заслужи, чтобы я тебе объяснил».

Он не делится — он демонстрирует власть. А в глазах молодого сотрудника любой такой контакт — разрушение доверия, мотивации и интереса.

Наставник растит другого, а не самоутверждается за его счёт.

2. Тот, кто не умеет терпеть

Наставничество — это в первую очередь выдержка.

Если человек раздражается, когда новичок ошибается, если он не готов объяснять по второму, третьему разу — он не наставник.

Ошибки — не сбой в системе, а сама ткань обучения. Если наставник этого не понимает, он ломает процесс на старте.

3. Тот, кто не способен к рефлексии

Наставник — это не просто источник знаний, а человек, который умеет смотреть на себя со стороны.

Тот, кто уверен, что «всё делает правильно, просто молодежь тупит», — никогда не вырастит другого.

Наставничество начинается там, где человек готов сомневаться в себе, корректировать свой стиль, искать ключ к конкретному человеку.

4. Тот, кто любит управлять, но не любит развивать

Управление — это про контроль.

Наставничество — про рост.

Если человек получает удовольствие от власти, но не от процесса, в котором другой растет — это не наставник. Это микроменеджер.

Он может держать команду в страхе, но никогда не зажжет интерес.

5. Тот, кто не верит в людей

Самое опасное — наставник, который не верит, что человек может измениться.

Если внутри у него звучит: «Да он никогда не научится», — процесс окончен ещё до начала.

Наставничество живёт только на вере — в способность другого стать лучше.

Наставник — это не должность, это выбор

Быть наставником — значит отказаться от позиции «я знаю» и перейти в позицию «я помогаю узнать».

Это требует зрелости, уважения и внутренней силы.

Поэтому не каждый профессионал становится наставником.

Но те, кто становятся — создают вокруг себя живую среду роста.

Друзья, предлагаю Вашему вниманию другие мои статьи по теме «Наставничество»: