Найти в Дзене
Главное в истории

Кто украл у человечества память? Тайна библиотеки, которая сгорела трижды

Александрия, 48 год до нашей эры. Ночь, пропитанная дымом, солеными морскими ароматами и страхом. Гавань превращается в гигантский костер. Римские легионеры Юлия Цезаря методично поджигают египетский флот, чтобы запереть противника в порту. Пламя лижет смоленые борта, охватывает деревянные настилы, склады зерна и масла... И тут происходит нечто, что оставит след в веках. Огонь добирается до величественного здания с колоннами, где нет оружия или золота. Там хранится нечто бесценное — душа, память и гений всего древнего мира. Так начинается величайшее преступление против человечества, в котором нет одного виновника. Но главная загадка не в том, как горела Библиотека Александрии. А в том, почему мы, спустя столетия, продолжаем искать виноватых, не замечая медленной агонии, длившейся веками. Представьте: III век до нашей эры. Первый греческий фараон Египта Птолемей I Сотер, наследник Александра Македонского, одержим безумной, гениальной идеей. Он хочет собрать в своей новой столице, Алекса
Оглавление

Александрия, 48 год до нашей эры. Ночь, пропитанная дымом, солеными морскими ароматами и страхом. Гавань превращается в гигантский костер. Римские легионеры Юлия Цезаря методично поджигают египетский флот, чтобы запереть противника в порту. Пламя лижет смоленые борта, охватывает деревянные настилы, склады зерна и масла... И тут происходит нечто, что оставит след в веках. Огонь добирается до величественного здания с колоннами, где нет оружия или золота. Там хранится нечто бесценное — душа, память и гений всего древнего мира. Так начинается величайшее преступление против человечества, в котором нет одного виновника. Но главная загадка не в том, как горела Библиотека Александрии. А в том, почему мы, спустя столетия, продолжаем искать виноватых, не замечая медленной агонии, длившейся веками.

Мечта, опередившая время

Представьте: III век до нашей эры. Первый греческий фараон Египта Птолемей I Сотер, наследник Александра Македонского, одержим безумной, гениальной идеей. Он хочет собрать в своей новой столице, Александрии, ВСЕ знания мира. Все! От трагедий Эсхила до медицинских трактатов Персии, от звездных карт Вавилона до философии Индии. Это не мания величия. Это стратегический ход: кто владеет знанием, тот владеет миром.

Его советник, афинский философ Деметрий Фалерский, изгнанный со своей родины, находит в этой идее смысл жизни. Он воплощает мечту в жизнь, создавая не просто хранилище свитков. Это прообраз современного университета, исследовательского центра и академии наук — Мусейон, Храм Муз. Здесь были не только полки со свитками, но и ботанический сад, обсерватория, столовая для ученых и даже зоопарк с экзотическими животными.

Сюда свозят сотни тысяч папирусных свитков. Представьте масштаб: по некоторым оценкам, до полумиллиона произведений. Сюда стекаются величайшие умы эллинистического мира: Архимед, вычисляющий здесь число «Пи»; Эратосфен, с поразительной точностью измеряющий окружность Земли; Аристарх Самосский, впервые предположивший гелиоцентрическую систему мира.

На картине Германа Голля "Пламя Александрии", написанной в 1876 году, изображено разрушение Александрийской библиотеки. Когда библиотека сгорела, исчезла огромная коллекция произведений древнего мира, включая произведения литературы, философии, науки и истории из различных культур, таких как Греция, Египет, Персия и Месопотамия.
На картине Германа Голля "Пламя Александрии", написанной в 1876 году, изображено разрушение Александрийской библиотеки. Когда библиотека сгорела, исчезла огромная коллекция произведений древнего мира, включая произведения литературы, философии, науки и истории из различных культур, таких как Греция, Египет, Персия и Месопотамия.

Вот первый парадокс: как же пополнялась эта сокровищница знаний? Птолемей III нашел необычный способ. Каждый корабль, прибывавший в Александрию, обыскивали. Найденные книги изымали и отправляли в библиотеку для копирования. Оригиналы часто оставались в библиотеке, а владельцам возвращали копии. Так были украдены афинские копии пьес Софокла, Эсхила и Еврипида. Александрия росла, поглощая интеллектуальные ресурсы всего Средиземноморья. Город был нервным центром цивилизации, и его упадок был таким же медленным и мучительным, как неизлечимая болезнь.

Подозреваемый номер один — Цезарь. Искра, но не пожар

Итак, вернемся к тому роковому пожару. Цезарь, блестящий стратег и циничный политик, втянут в династическую склоку Клеопатры и ее брата Птолемея XIV. Тактика «выжечь вражеский флот» оборачивается непредвиденной катастрофой. Огонь, этот древний и самый неуправляемый союзник полководца, выходит из-под контроля. Но что же сгорело на самом деле?

Философ Сенека Младший цитирует утраченный труд, упоминая 40 000 уничтоженных свитков. Это огромная цифра, сравнимая с уничтожением целого университета. Однако историк Плутарх, писавший более ста лет спустя, утверждает, что сгорела вся библиотека. Кому верить? Кто преувеличивает, а кто преуменьшает? Удивительно, но сразу после пожара Мусейон продолжил работу. Ученые ссылаются на труды, которые должны были быть уничтожены. Как это возможно?

Убийство Цезаря (Карл Теодор Пилоти, 1865). Кимвр срывает с шеи Цезаря тогу, а Каска с кинжалом в руке готовится нанести удар.
Убийство Цезаря (Карл Теодор Пилоти, 1865). Кимвр срывает с шеи Цезаря тогу, а Каска с кинжалом в руке готовится нанести удар.

Современные историки приходят к тревожному выводу: Цезарь нанес серьезный, но не фатальный удар. Он действовал не хладнокровно, а как раненый зверь, в панике поджегший свое убежище. Огонь уничтожил в основном свитки в портовых складах, вероятно, ожидавшие обработки или отправки. Главное собрание в самом Мусейоне, скорее всего, уцелело. Настоящая трагедия, настоящая смерть, еще впереди.

Подозреваемый номер два — Власть. Убийца в римской тоге

А что, если не огонь стал причиной гибели библиотеки, а равнодушие? Безмолвное, спокойное, бюрократическое равнодушие. Сменились правители. Вместо греческих Птолемеев, считавших библиотеку делом престижа и наследия, пришли римские императоры. Для них этот «клуб философов» оказался ненужным. Библиотека начала угасать от недостатка денег и внимания, словно старик, забытый в богадельне.р три — Вера. Крест и топор

Часто упускают из виду один важный факт: в 145 году до нашей эры Птолемей VIII Фискон, стремясь к власти, изгнал всех иностранных ученых из Александрии. Это событие стало тревожным предвестником. Интеллектуальная эмиграция опустошила библиотеку не хуже пожара.

IV век нашей эры. Рим — христианская империя. В Александрии набирает силу фанатичный христианский патриарх Феофил. Языческий Мусейон и его «дочерняя» библиотека, Серапеум, — бельмо на его глазе, символ ненавистного прошлого, оплот дьявола. В 391 году, пользуясь указом императора Феодосия о запрете языческих культов, Феофил разжигает толпу. Христиане, воодушевленные проповедями, врываются в Серапеум — храм, не уступавший по красоте и значимости Мусейону.

В 391 году нашей эры христианская толпа разрушила остатки Александрийской библиотеки. Это событие нашло отражение на рисунке начала XX века.
В 391 году нашей эры христианская толпа разрушила остатки Александрийской библиотеки. Это событие нашло отражение на рисунке начала XX века.

Что они видят? Не просто здание. Они видят огромную статую бога Сераписа, колоссальное произведение искусства, которому поклонялись веками. Они замечают полки с книгами, содержащими знания, противоречащие священным текстам. И они разрушают всё. Статую разбивают на куски молотами и топорами. Свитки — эти «дьявольские письмена» — бросают в костры. Это уже не случайный акт войны. Это идеологическая чистка, уничтожение чужой памяти.

Храм знаний, место, где веками искали истину и делали открытия, разрушили ради одной, единственно верной истины.

Что страшнее для культуры — слепая ярость завоевателя или осознанная нетерпимость фанатика?

Казалось бы, виновник найден. Но история, словно издеваясь, подбрасывает нам последнего, самого мифического «козла отпущения».

Подозреваемый номер четыре — Миф. Ложь, пережившая правду

В 642 году Александрию после длительной осады захватывают арабы под предводительством полководца Амра ибн аль-Аса. Тут начинается самая интригующая, живучая и неправдоподобная часть легенды. По преданию, ученые из библиотеки умоляют Амра сохранить книги. Он, будучи человеком чести, пишет халифу Умару в Медину. Ответ халифа поражает: «Если эти книги согласуются с Кораном, они бесполезны. Если противоречат — опасны. В любом случае — сжечь». В течение полутора месяцев четыре тысячи бань Александрии топили бесценные свитки.

Жуткая, красивая история. И она — полнейший вымысел.

Но правда оказалась куда сложнее: Этот миф появляется только в XIII веке, спустя шестьсот лет после событий! Его создали и растиражировали средневековые христианские летописцы, чтобы очернить своих идеологических противников — мусульман.

Иллюстрация Яхьи аль-Васити, созданная в 1237 году, показывает учёных в Доме мудрости в Багдаде.
Иллюстрация Яхьи аль-Васити, созданная в 1237 году, показывает учёных в Доме мудрости в Багдаде.

«Интеллектуальная терпимость была отличительной чертой средневековой исламской цивилизации», — пишет историк Асма Афсаруддин. Арабские завоеватели не жгли знания — они их сохраняли, переводили на арабский и приумножали. Знания античных греков вернулись в Европу именно через арабские переводы. Мы веками искали виноватых там, где их не было. Создавали врагов и перекладывали на них свои ошибки.

Не огонь, а забвение. Итоги многолетней агонии

Кто же уничтожил Александрийскую библиотеку? Все и никто. Это был своеобразный хор, где каждый сыграл свою роль в этой трагической симфонии утраты знаний. Цезарь зажег искру, римские императоры десятилетиями угнетала библиотеку равнодушием и недостатком средств. Христианские фанатики нанесли последний и решающий удар по тому, что уже почти перестало существовать. А средневековые историки придумали красивую и удобную версию для потомков, чтобы переложить ответственность на других.

Библиотека Александрии не пала в одночасье. Она постепенно угасала под натиском войн, идеологических изменений, бюджетных ограничений, интеллектуальной изоляции и, прежде всего, человеческого безразличия. Здание разрушалось по частям: терялись свитки, уходили ученые, сгорали здания. От великой, живой души библиотеки осталось лишь воспоминание — огромная черная дыра в истории человеческой мысли.

Александрийская библиотека. Изображение: Wikimedia Commons.
Александрийская библиотека. Изображение: Wikimedia Commons.

Урок, который мы так и не выучили

Мы веками ищем виновного, чтобы возложить на него всю ответственность и успокоить свою совесть. Но, возможно, настоящее преступление — не беречь свою память? Не переписывать древние свитки на новые носители? Не защищать знания от варваров, будь то в тогах, рясах, мундирах или костюмах с галстуками?

Великая Библиотека была зеркалом человеческой цивилизации — гениальной, амбициозной, но уязвимой перед собственными демонами. Её гибель — это вечное, зловещее предупреждение. Оно звучит с новой силой в наше время. Ведь мы создали новую Александрию — Всемирную паутину, огромный цифровой архив, где хранится память человечества. Но он так же хрупок. Серверы могут сгореть, данные могут быть стёрты из-за ошибки программы или хакерской атаки. Цифровые носители стареют, и информация «забывается». Знания снова стали эфемерными.

Мы стоим перед тем же выбором, что и Птолемеи, римляне и средневековые жители Александрии: сохранять или забывать? Вкладывать в память или позволить ей исчезнуть?

Как вы думаете, какая «библиотека Александрии» медленно угасает прямо у нас на глазах? Заметим ли мы ее конец, пока не станет поздно? Или мы снова будем искать виноватых, чтобы не брать ответственность на себя?

Рекомендую к прочтению