Найти в Дзене
Главное в истории

Мессалину считали самой порочной женщиной в Риме

Давайте сразу договоримся. Когда вы слышите имя «Мессалина», в голове всплывает один и тот же образ: развратная, ненасытная императрица, проводящая ночи в публичном доме, одержимая лишь одной низменной страстью. Образ, отточенный романами, картинами и даже оперой. Её имя стало нарицательным, синонимом беспринципной похоти. Когда Михаил Булгаков заполнял гостями бал у Сатаны в «Мастере и Маргарите», он включил в их число и Мессалину — как готовый, общепонятный символ абсолютного, вошедшего в легенды разврата. А Шарлотта Бронте, описывая безумную жену Рочестера в «Джейн Эйр», ищет самое сильное сравнение и находит его: «Она вытянула свои губы, как настоящая Мессалина». А теперь забудьте об этом. Ненадолго. Потому что реальная Валерия Мессалина, третья жена императора Клавдия, — это куда более сложная, трагическая и политическая фигура. Её история — это не рассказ о сексуальной одержимости. Это классическая Шекспировская трагедия о власти, молодости, предательстве и о том, как посмертная
Оглавление

Давайте сразу договоримся. Когда вы слышите имя «Мессалина», в голове всплывает один и тот же образ: развратная, ненасытная императрица, проводящая ночи в публичном доме, одержимая лишь одной низменной страстью. Образ, отточенный романами, картинами и даже оперой. Её имя стало нарицательным, синонимом беспринципной похоти. Когда Михаил Булгаков заполнял гостями бал у Сатаны в «Мастере и Маргарите», он включил в их число и Мессалину — как готовый, общепонятный символ абсолютного, вошедшего в легенды разврата. А Шарлотта Бронте, описывая безумную жену Рочестера в «Джейн Эйр», ищет самое сильное сравнение и находит его: «Она вытянула свои губы, как настоящая Мессалина».

А теперь забудьте об этом. Ненадолго. Потому что реальная Валерия Мессалина, третья жена императора Клавдия, — это куда более сложная, трагическая и политическая фигура. Её история — это не рассказ о сексуальной одержимости. Это классическая Шекспировская трагедия о власти, молодости, предательстве и о том, как посмертная клевета может на тысячелетия затмить правду.

Присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в Рим I века нашей эры, в самый центр интриг династии Юлиев-Клавдиев, чтобы отделить женщину от мифа и понять, почему образ «императрицы-блудницы» был так удобен не только её врагам, но и всей римской историографической традиции.

Юная невеста: Брак по расчету в тени безумия Калигулы

Чтобы понять Мессалину, нужно увидеть её не как монстра, а как продукт своей эпохи — жестокой, циничной и патриархальной.

Валерия Мессалина родилась в самой сердцевине римской аристократии. Она была пра-пра-правнучкой Октавии, сестры императора Августа. Её кровь была голубейшей из голубых. И в 38 году н.э., когда ей было около 15-18 лет, её выдали замуж.

Её избранник? Тиберий Клавдий Нерон Германик. Её двоюродный дядя. Мужчина, которому было под пятьдесят, дважды разведённый, отец двоих детей, с ярко выраженной хромотой и нервным тиком, которого вся его семья считала «недостроенным человеком» и «чудовищем». Представьте себе юную, знатную, вероятно, честолюбивую девушку, которую обрекают на брак с немолодым, презираемым всеми родственником-инвалидом. Какими могли быть её чувства? Согласилась ли она на этот брак добровольно? История об этом умалчивает.

Этот брак был возвышением для Клавдия. Для Мессалины — знаком того, что её используют как разменную монету для укрепления династических связей. Её муж был никем. Но всё изменилось в одночасье.

Неожиданный трон: Из тени унижений в свет власти

В 41 году н.э. произошло немыслимое. Был заколот заговорщиками её племянник, император Калигула. Вспыхнул хаос. Преторианская гвардия, ища хоть какого-то законного претендента, нашла за занавеской перепуганного Клавдия и провозгласила его императором.

В одно мгновение Мессалина из жены семейного изгоя превратилась в первую женщину Рима. Ей было чуть больше двадцати. Она была молода, красива и внезапно обрела невероятную власть. И всего через несколько недель после воцарения мужа она совершила то, что не удавалось ни одной императрице до неё: родила законного сына и наследника правящего императора — Британика.

Голландский художник Лоуренс Альма-Тадема запечатлел момент передачи власти. На картине Клавдий прячется за занавеской, а его провозглашают императором после смерти Калигулы.
Голландский художник Лоуренс Альма-Тадема запечатлел момент передачи власти. На картине Клавдий прячется за занавеской, а его провозглашают императором после смерти Калигулы.

Казалось бы, вот он, триумф! Но какая власть была у молодой императрицы в Риме? Официально — никакой. Неформально — огромная. И именно это противоречие и стало пороховой бочкой, на которой сидела Мессалина.

Политик в юбке: За что её действительно ненавидели современники

Здесь мы подходим к главному. Основные источники наших знаний о Мессалине — это труды историков Тацита и Светония, писавших спустя десятилетия после её смерти, в эпоху, когда династия Юлиев-Клавдиев была уже свергнута, и их было принято очернять. Их рассказы — это не протоколы, а политическая пропаганда, смешанная со сплетнями.

И если отбросить откровенно мифологические детали о соревнованиях в борделе (которые впервые появляются у Плиния Старшего в его «Естественной истории» как курьёзная байка), перед нами emerges образ не столько похотливой нимфоманки, сколько жесткого, расчётливого и безжалостного политика.

Мессалина с сыном Британиком. Римская статуя, датируемая примерно 50 годом нашей эры.
Мессалина с сыном Британиком. Римская статуя, датируемая примерно 50 годом нашей эры.

Тацит, чьи «Анналы» являются главным источником, описывает её первые серьёзные появления на политической сцене примерно в 47 году н.э. И это не сцены разврата. Это сцены холодной мести и борьбы за ресурсы.

  • Дело Валерия Азиатика и Поппеи Сабины. Азиатик владел роскошными садами Лукулла, которые страстно желала заполучить Мессалина. Поппея была её соперницей в любовных делах. Мессалина не стала устраивать истерик. Она использовала государственный аппарат. Она распустила слухи о заговоре и супружеской измене. В результате Клавдий приказал арестовать обоих. Азиатик был казнён, а Поппея, по словам Тацита, покончила с собой после травли агентами императрицы.
  • Сеть влияния. Мессалина искусно создала вокруг себя сеть клиентов и информаторов. Она влияла на судебные процессы, устраняла неугодных сенаторов, продвигала своих людей. Она понимала, что контроль над мужем означает контроль над империей, и использовала это на полную мощность.
На камее, созданной около 45 года н. э., запечатлена императорская пара на колеснице. Они символически сеют изобилие по всей империи.
На камее, созданной около 45 года н. э., запечатлена императорская пара на колеснице. Они символически сеют изобилие по всей империи.

Её главным грехом в глазах римской аристократии была не её гипотетическая страсть, а её власть. Молодая женщина, которая манипулирует императором и вертит Сенатом как хочет, была куда более шокирующим и невыносимым явлением, чем любая куртизанка. Она нарушала главный римский принцип: место женщины — в доме. Её место было в сердце политической системы.

Роковой шаг: Свадьба с Силлием — безумие или политический переворот?

В 48 году н.э. Мессалина совершает поступок, который и станет причиной её гибели. Она заводит роман с молодым, красивым и амбициозным сенатором Гаем Силлием. И дарит ему несметные богатства.

Но затем происходит нечто, что не укладывается в голове даже у древних историков. Пока Клавдий находился в Остии, Мессалина и Силлий публично… сыграли свадьбу. Императрица надела жёлтое свадебное покрывало, прошла по улицам Рима в дом любовника, где они обменялись клятвами и устроили грандиозный пир.

Что это было? Историки спорят до сих пор.

  1. Безумие и страсть. Самая простая версия: Мессалина настолько потеряла голову от любви, что перестала думать о последствиях.
  2. Политический переворот. Более вероятная версия. Силлий был из знатного рода. Брак с ним и устранение старого и больного Клавдия могло быть попыткой узурпации власти. Силлий мог стать регентом при её сыне Британике. Это была отчаянная попытка сохранить власть, ведь Клавдий был уже немолод, и вокруг наследника — малолетнего Британика — сразу же начались бы интриги.
Аппетиты Мессалины всегда были излюбленной темой для художников XIX века. На этой картине 1886 года испанский мастер Хоакин Соролья запечатлел её в образе, лежащей на ложе рядом с гладиатором.
Аппетиты Мессалины всегда были излюбленной темой для художников XIX века. На этой картине 1886 года испанский мастер Хоакин Соролья запечатлел её в образе, лежащей на ложе рядом с гладиатором.

Какой бы ни была причина, этот шаг оказался самоубийственным. Враги Мессалины, в частности, вольноотпущенник Нарцисс, немедленно донесли Клавдию. И сделали это гениально: послали к нему не сенаторов, а его собственных любовниц, которые и сообщили, что его жена публично вышла замуж за другого.

Конец игры: Удар кинжала и удар по памяти

Клавдий, несмотря на свою привязанность к жене, был в ярости и страхе. Он санкционировал арест. Силлия и его сообщников казнили немедленно. Судьбу Мессалины император оставил на усмотрение своих советников.

Те, боясь, что Клавдий одумается и простит мать своих детей, действовали быстро. Они отправили к Мессалине, находившейся в садах Лукулла (тех самых, из-за которых погиб Азиатик), центурионов с приказом казнить её. По словам Тацита, ей предложили покончить с собой, но она не смогла нанести удар. Тогда трибун заколол её кинжалом.

Картина Виктора Франсуа Элуа Бьеннури, созданная маслом в 1850 году, изображает Мессалину с кинжалом в руке. Однако она не может совершить самоубийство. В это время союзник Клавдия проклинает её мать, а стражник готовится убить императрицу.
Картина Виктора Франсуа Элуа Бьеннури, созданная маслом в 1850 году, изображает Мессалину с кинжалом в руке. Однако она не может совершить самоубийство. В это время союзник Клавдия проклинает её мать, а стражник готовится убить императрицу.

Клавдий, узнав о смерти жены, отреагировал с ледяным спокойствием. Сенат объявил damnatio memoriae («проклятие памяти»). Её имя должны были стереть со всех публичных записей, её статуи — уничтожить. Но случилось обратное. Попытка стереть её из истории лишь разожгла пламя сплетен. Без возможности говорить о её реальных политических преступлениях, недовольная аристократия и историки начали создавать миф о её сексуальной испорченности.

Сотворение мифа: Почему именно «нимфоманка»?

Почему образ развратницы оказался таким живучим? Ответ кроется в римской мизогинии. Для римского историка-мужчины было немыслимо признать, что женщина могла быть эффективным, пусть и жестоким, политическим оператором. Это ставило под сомнение всю патриархальную систему.

Гораздо проще и «естественнее» было объяснить её влияние на Клавдия не политическим умом, а сексуальными чарами. Её устранение соперников — не холодным расчётом, а женской ревностью. Её амбиции — не желанием власти, иррациональной женской страстью.

И здесь на сцену выходит самый знаменитый, откровенно мифологический анекдот, который навсегда приклеил к ней ярлык нимфоманки. Плиний Старший, писавший свою «Естественную историю» всего через пару десятилетий после смерти Мессалины, в разделе о природе человеческой похоти мимоходом, как нечто общеизвестное, бросает фразу о том, что императрица как-то устроила соревнование с известной римской проституткой по имени Сцилла. Суть была в том, чтобы узнать, кто из них за одну ночь сможет принять больше любовников. Согласно Плинию, Мессалина выиграла этот извращённый марафон, одержав победу с ошеломляющим счётом в 25 партнёров.

Заговорщики. Некоторые историки полагают, что Мессалина и Гай Силий планировали свергнуть Клавдия и захватить власть. Оба изображены на гравюре 1888 года.
Заговорщики. Некоторые историки полагают, что Мессалина и Гай Силий планировали свергнуть Клавдия и захватить власть. Оба изображены на гравюре 1888 года.

Важно понимать контекст: Плиний был моралистом и натуралистом. Он привёл эту историю не как документальный факт, который он проверил, а как красочную иллюстрацию к своему тезису о ненасытности человеческой похоти по сравнению с животными. Для него это была поучительная басня, а не историческая хроника.

Однако последующие поколения авторов подхватили этот образ и довели его до абсолютного гротеска. Ювенал в своих «Сатирах», написанных при императоре Домициане, уже не упоминает никакого соревнования. Он идёт дальше, создавая ещё более унизительный образ: он пишет, что «императорская блудница» (его слова) в светлом парике, ассоциировавшемся с рабынями-германками, ночами работала в дешёвом борделе, сама принимая клиентов, и лишь на рассвете, «усталая, но неудовлетворённая», возвращалась во дворец, «ещё храня в себе запах публичного дома».

Ещё столетие спустя Дион Кассий переносит этот бордель прямиком в императорский дворец.

-9

Эти истории были политическими карикатурами, цель которых была не описать реальную женщину, а создать уничижительный образ-пугало. Образ «ненасытной самки» был удобным инструментом, чтобы вычеркнуть все её реальные политические преступления и амбиции, низведя их до уровня иррационального животного поведения. Это лишало её статуса серьезного противника и превращало в объект для осмеяния и морального осуждения, что и было нужно её врагам и историкам, писавшим под династией Флавиев, стремившихся очернить своих предшественников.

Наследие Мессалины: Жертва истории или главный злодей?

Так кем же была Валерия Мессалина на самом деле? Безжалостной интриганкой, устранявшей врагов? Безусловно. Молодой женщиной, оказавшейся на вершине власти и не справившейся с её бременем? Вполне вероятно. Жертвой чудовищной посмертной клеветы, которая оказалась настолько живучей, что её образ кочевал из римских хроник в сатиры Ювенала, а оттуда — на страницы викторианских романов Бронте и в мистические сцены Булгакова? Несомненно.

Но была ли она тем монстром в юбке, каким её рисуют уже две тысячи лет? Скорее всего, нет. Её реальное преступление заключалось не в её гипотетической похоти, а в её реальной, немыслимой для римлян политической власти. Её образ — это классический пример того, как история, написанная победителями (и мужчинами), превращает сложную, могущественную женщину в карикатуру, сводя все её действия к одной-единственной, примитивной и удобной для осуждения страсти.

Она была продуктом своей эпохи — кровавой, циничной и беспощадной. И в этой эпохе она была не самой страшной фигурой, а одной из многих, кто играл по её правилам. Просто её проигрыш был самым скандальным.

А что вы думаете? Могла ли Мессалина быть эффективным правителем, если бы родилась в другое время? Или её пороки действительно затмевали её политические таланты? Жду ваши мнения в комментариях — давайте обсудим, как создаются исторические мифы и почему мы так охотно в них верим.