Найти в Дзене
Анастасия Богачёва

Чувство вины: работа совести или клещи манипулятора?

Так-то чувство вины штука хорошая, оно показывает, что человек осознанно или даже неосознанно анализирует свои действия, понимает правоту или неправоту свою и окружающих. И если чувствует себя виноватым за реальное прегрешение, то в следующий раз постарается подобного прегрешения избежать. То есть совесть - штука хорошая. Но есть еще манипуляторы, которые очень любят "виноватить" окружающих. Пообещал человек позвонить маме после работы, но именно в этот день начальник подкинул сверхурочных, и когда человек до телефона все-таки добрался, мама ему ядовито: "ты со своей работой о матери совсем не думаешь!". Человеку и так тошно, что его пригрузили дополнительной работой, плюс он себя корит, что не нашел, как противостоять начальнику, да еще и с мамой отношения испорчены. Это уже клещи манипулятора. Как отличить? В кратности повторения. Если после угрызений совести человек больше ошибок не повторяет, то и чувствовать себя виноватым ему не за что. А если мама каждый день пилит "некому о мат

Так-то чувство вины штука хорошая, оно показывает, что человек осознанно или даже неосознанно анализирует свои действия, понимает правоту или неправоту свою и окружающих. И если чувствует себя виноватым за реальное прегрешение, то в следующий раз постарается подобного прегрешения избежать. То есть совесть - штука хорошая.

Но есть еще манипуляторы, которые очень любят "виноватить" окружающих. Пообещал человек позвонить маме после работы, но именно в этот день начальник подкинул сверхурочных, и когда человек до телефона все-таки добрался, мама ему ядовито: "ты со своей работой о матери совсем не думаешь!". Человеку и так тошно, что его пригрузили дополнительной работой, плюс он себя корит, что не нашел, как противостоять начальнику, да еще и с мамой отношения испорчены. Это уже клещи манипулятора.

Как отличить? В кратности повторения. Если после угрызений совести человек больше ошибок не повторяет, то и чувствовать себя виноватым ему не за что. А если мама каждый день пилит "некому о матери позаботиться" - то это и не вина вовсе этого человека. Достаточно спросить у мамы, в чем конкретно она видит отсутствие заботы - и претензии обычно сразу прерываются классическим "ой, всё!"

Но есть еще третья категория чувства вины. Та, которую Томас Харрис, автор романа "Молчания ягнят", вложил в уста Ганнибала Лектера: "Что с ягнятами, Клариса? Почему они кричат?" Речь шла о неразрешенном внутреннем конфликте Кларисы Старлинг. Это болезненное состояние беспомощности и уязвимости, возникающие в кризисные ситуации. Мы пытаемся удержать ситуацию под контролем, но есть понятие форс-мажора, то есть обстоятельств, преодолеть которые мы не можем. И случается непоправимое. И мы все прокручиваем и прокручиваем в голове одну и ту же мысль: "эх, если бы я тогда".... (позвонил, не уехал, купил - список бесконечный). А человека не стало. Или имущество утрачено. Или семья разрушена. Эх, вот бы вернуться на пять минут назад!

Это страх действительности. Ведь человек УЖЕ не позвонил, уехал, не купил. УЖЕ все случилось. Опилки пилить бессмысленно. И вину эту переживать тоже бессмысленно. Отгоревал - и имей мужество признавать, что ты тоже можешь совершать трагические ошибки. То есть речь опять идет о мужестве брать на себя ответственность за последствия своих действий.

Это правда очень трудно.