Найти в Дзене

Урок ботаники. Строение семени. Пример составления опорного конспекта (и инструктивная карточка к лабораторной работе)

Когда-то на заре времен (в девяностых годах) у меня по ботанике было 16 лабораторных работ только по анатомии и физиологии растений. И почти столько же по разнообразию растений. Очень помогал знаменитый красный чемоданчик, который наверняка помнят московские учителя. Но и без чемоданчика многое можно было сделать. Например, по строению семян - элементарно. Сами семена - свежие, всхожие - я обменивала на баночку варенья у знакомых, живших лето на даче и по моей просьбе высевавших красную фасоль, горох и пшеницу. Лупа, пинцет, препаровальная игла (в те времена мы не боялись давать ее детям), чашка Петри. Микроскоп у меня был один, я ставила его на кафедре, и ученики по очереди подходили рассматривать зародыш пшеницы. В последние годы пришлось побороться за сохранность лаборантской, в которой к 2010-му году было уже 15 микроскопов и 3 красных чемоданчика. Пошла мода показывать лабораторные на экране. Кто как, а я против. Дитё должно своими ручками поковыряться. Себе должно, если что, для

Когда-то на заре времен (в девяностых годах) у меня по ботанике было 16 лабораторных работ только по анатомии и физиологии растений. И почти столько же по разнообразию растений. Очень помогал знаменитый красный чемоданчик, который наверняка помнят московские учителя. Но и без чемоданчика многое можно было сделать.

Первый слайд урока - для кого интрига, для кого повод продемонстрировать знания
Первый слайд урока - для кого интрига, для кого повод продемонстрировать знания

Например, по строению семян - элементарно. Сами семена - свежие, всхожие - я обменивала на баночку варенья у знакомых, живших лето на даче и по моей просьбе высевавших красную фасоль, горох и пшеницу. Лупа, пинцет, препаровальная игла (в те времена мы не боялись давать ее детям), чашка Петри. Микроскоп у меня был один, я ставила его на кафедре, и ученики по очереди подходили рассматривать зародыш пшеницы.

В последние годы пришлось побороться за сохранность лаборантской, в которой к 2010-му году было уже 15 микроскопов и 3 красных чемоданчика. Пошла мода показывать лабораторные на экране. Кто как, а я против. Дитё должно своими ручками поковыряться. Себе должно, если что, для собственного развития.

Для лабораторной работы по строению семян я разработала инструктивную карточку. Для удобства ознакомления с ней разбила карточку на две фотографии. Она занимает лист А4. Все, что на карточке напечатано коричневым, ученик должен перенести в тетрадь. Шапку работы, таблицу и рисунок семени фасоли, а также ответы на некоторые вопросы.

Верхняя часть работы
Верхняя часть работы
Нижняя часть работы
Нижняя часть работы

Собранные ученики, умеющие не отвлекаться, за урок отлично успевают не только основную часть работы выполнить, но и на дополнительные вопросы ответить.

Теперь, когда эмоционально окрашенное знакомство со строением семян состоялось, можно и теоретически это закрепить. На втором уроке в виде беседы при помощи таблиц (рисунков, фотографий) рассматриваем строение семян однодольных и двудольных.

Начинаю урок со слайда, который вы можете видеть на первой иллюстрации данного материала. На нем изображен проросток фасоли, протянута стрелочка к семядоле и задан вопрос: "Что это?" После выполнения лабораторной работы ученики с удовольствием отвечают. Узнавание пробуждает желание изучать ботанику дальше.

А кто на лабораторной не был, те заинтригованы. Действительно, что же это такое?

Когда теория рассмотрена, составляем опорный конспект. На доске/экране записываем тему и разделяем растений на однодольные и двудольные. Потом рисуем крупный контур фасолины.

-4

Подписываем семенную кожуру - СК. Вспоминаем функцию покровной ткани и переносим на конспект те же опорные сигналы, что и на конспекте по тканям. В конце этого материала будет ссылка на урок по тканям.

Стрелка означает внешнее воздействие, черта поперек - щит. В целом этот набор опорных сигналов означает, что семенная кожура состоит из покровной ткани и защищает внутри лежащие части семени от проникновения бактерий, механических воздействий и испарения воды.

-5

Добавляем рубчик и микропиле. Обязательно проговариваем, для чего необходимо микропиле.

Дальше расписываем части зародыша и функцию семядолей, заключающуюся в хранении питательных веществ. Ст - стебелек, Кор - корешок, Пч - почечка, 2 Сд - две семядоли, ЗПВ - запас питательных веществ.

-6

Рядом изображаем контур семени пшеницы и контур зародыша внутри. Подписываем части зародыша. Отдельно подписываем Э - эндосперм.

-7

Добавляем номер конспекта. Готово.

Желательно, чтобы до конца урока оставалось минуты четыре. За это время проговариваю текст ответа ученика на вопрос "Каково строение семян фасоли и пшеницы". Четко показывая указкой соответствующие части конспекта. Один-два ученика могут успеть повторить. У школьников должно сложиться впечатление, что ничего запредельно сложного в устном ответе у доски (по сути проговаривании опорного конспекта) нет.

Таким образом заучиваем полезные конструкции типа "делятся на две группы", "состоит из", "располагается снаружи/внутри".

Забирайте, пользуйтесь)

Кстати, после этого урока начинаю проращивать проростки фасоли и пшеницы, и также укоренять черенки традесканции (или чего-нибудь иного, что есть) для лабораторной работы по внешнему строению корневой системы.

А вы проводите лабораторные работы по строению семян?