Послесловие к событию
Текст: Галина Мумрикова
В конце октября в Восточном Культурном Центре и Институте востоковедения РАН прошла выставка Московского филиала Согэцу «Ритмы осени», на которой свои работы показали члены Московского филиала Согэцу и столичные мастера керамики. В рамках выставки прошли демонстрация искусства икебана, мастер-классы и кураторские экскурсии.
Школа Согэцу через два года будет праздновать юбилей – 100 лет. Ее основал Софу Тэсигахара, сумев избавить художников от строгих канонов и разрешив использовать в работах, помимо растений, и другие материалы.
Разумеется, конкретная тема выставки, посвященная осени, поставила перед художниками вполне четкую задачу и определила общий тон мероприятия. Достичь яркой осенней гармонии было, на мой взгляд, несложно, ведь разнообразию осенней палитры можно просто позавидовать и подивиться ее краскам: от золотого и багрового до сумеречно-серого и оливкового. Твори – не хочу!
Не могу сказать, что все композиции пришлись по душе. Во многих доминировал оранжевый цвет вкупе с зеленым. Монументальная динамичная работа Ольги Лапшиной (куратор, автор проекта Арт-Икебана, член Московского филиала Согэцу) запомнилась не столько своим размером при весьма удачном расположении, сколько стремительным полетом, динамикой. Она выглядела свободной, открытой, в то время как многим другим не хватало вот такого ощущения движения, полноты жизни – выглядели они красиво, но уж очень приземленно. Понравился настенный «Проект», выполненный, насколько я поняла, под руководством Елены Кильчевской. Почти последний вздох перед тем как наступит «пышное природы увяданье». Импонировала и работа Наоко Мацукава, живая, меланхолично-грустная. В общем, осень получилась у всех и, возможно, если бы ее не было так много и в одном месте, то она бы не слилась в какой-то единый пейзаж. А, может, в этой одинаковости есть свое рациональное зерно.
В этом пространстве я всего лишь второй раз, и при первом посещении на керамику особого внимания не обратила. Прошло время, за творчеством некоторых керамистов наблюдаю, встречаю на выставках их работы.
…И вот они перед нами – вазы – маленькие, большие, асимметричные, шероховатые, некоторые как будто бы и не из печи, а найденные на древних раскопках, ждущие своего звездного часа, своей осенней пары цветов, ягод, листьев, стебельков… Они не должны, наверное, «перебивать, перекрывать» основную композицию икебаны, а должны дополнять ее, слиться с ней, «спеть в терцию», стать гармоничным и началом, и продолжением авторской мысли.
Художник-керамист Татьяна Бригадирова сказала так: «…Что такое ваза сегодня? Не просто сосуд для цветов, а полноправный участник диалога, молчаливый соавтор мастера икебаны… Это микрокосмос, отражающий всю вселенную: небо, землю и человека». Лучше вряд ли можно высказаться. Любая ваза Татьяны Бригадировой просится в соавторы, и в то же время каждая – тот самый микрокосмос, произведение искусства. Мимо не пройдешь.
Поражает разнообразие предпочтений, буйная фантазия и мастерство основателя школы керамики «New Ceramics School» Татьяны Пунанс. Ее самой не было на выставке, она находилась в это время в Китае. Татьяна, участник симпозиумов и резиденций в России и за рубежом, еще и куратор Международной выставки керамики в Джендезен (Китай). Можно бесконечно долго разглядывать ее живой (язык не поворачивается сказать) объект – не то кружка, не то ваза на ножках и с глазками, не то еще что-то очень домашнее и очень уютное.
Совсем иной подход к теме у Виктора Решетникова, постоянного участника российских и международных художественных и архитектурно-дизайнерских выставок. Диапазон его пристрастий широк: интерьер и экстерьер зданий, арт-объекты, инсталляции, панно. И здесь его личное «осеннее решение» весьма своеобразное лаконично-гладкое, слегка напоминающее некий парафраз на тему высоток-башен. «Без окон, без дверей, полна горница…цветов. Но решение и вправду неординарное, на мой взгляд.
Радуют глаз вазы Марии Коне и Евгении Цветковой, а произведения Ольги Андреевой совсем под стать кирпичным стенам, но они вовсе с ними не сливаются, а, напротив, оттеняют их естественную натуру. Абстракция Марины Кустиковой, наверное, потребует у мастера икебаны какой-то особенной, может, даже детской или сказочной темы, равно как и змеиное колечко Яны Беловой. Впрочем, у автора каждой керамической работы свой взгляд на жизнь, на цветы, на цвет и краски. И это, наверное, здорово, как здорово, что собираются профи и говорят на одном языке, понятном только им самим. И – отраженным светом – понятном и нам, зрителям.
Фото: Екатерина Дубовская
#выставки#искусство#икебана#керамика#Ритмы осени#Восточный культурный центр#институт востоковедения РАН#