Найти в Дзене
Around Art

«Ритмы осени»: тандем икебаны и керамики

Послесловие к событию Текст: Галина Мумрикова В конце октября в Восточном Культурном Центре и Институте востоковедения РАН прошла выставка Московского филиала Согэцу «Ритмы осени», на которой свои работы показали члены Московского филиала Согэцу и столичные мастера керамики. В рамках выставки прошли демонстрация искусства икебана, мастер-классы и кураторские экскурсии. Школа Согэцу через два года будет праздновать юбилей – 100 лет. Ее основал Софу Тэсигахара, сумев избавить художников от строгих канонов и разрешив использовать в работах, помимо растений, и другие материалы. Разумеется, конкретная тема выставки, посвященная осени, поставила перед художниками вполне четкую задачу и определила общий тон мероприятия. Достичь яркой осенней гармонии было, на мой взгляд, несложно, ведь разнообразию осенней палитры можно просто позавидовать и подивиться ее краскам: от золотого и багрового до сумеречно-серого и оливкового. Твори – не хочу! Не могу сказать, что все композиции пришлись

Послесловие к событию

Текст: Галина Мумрикова

В конце октября в Восточном Культурном Центре и Институте востоковедения РАН прошла выставка Московского филиала Согэцу «Ритмы осени», на которой свои работы показали члены Московского филиала Согэцу и столичные мастера керамики. В рамках выставки прошли демонстрация искусства икебана, мастер-классы и кураторские экскурсии.

Школа Согэцу через два года будет праздновать юбилей – 100 лет. Ее основал Софу Тэсигахара, сумев избавить художников от строгих канонов и разрешив использовать в работах, помимо растений, и другие материалы.

Композиция Одьги Лапшиной (куратор выставки, автор проекта АРТ_ИКЕБАНА, член Московского филиалоа Согэцу)
Композиция Одьги Лапшиной (куратор выставки, автор проекта АРТ_ИКЕБАНА, член Московского филиалоа Согэцу)
Шушаник Навас
Шушаник Навас
Татьяна Назарьева
Татьяна Назарьева

Разумеется, конкретная тема выставки, посвященная осени, поставила перед художниками вполне четкую задачу и определила общий тон мероприятия. Достичь яркой осенней гармонии было, на мой взгляд, несложно, ведь разнообразию осенней палитры можно просто позавидовать и подивиться ее краскам: от золотого и багрового до сумеречно-серого и оливкового. Твори – не хочу!

Слева - Анастасия Медведева, преподаватель традиционной китайской живописи, член ТСХР, справа - Александра Жукова, мастер икебаны
Слева - Анастасия Медведева, преподаватель традиционной китайской живописи, член ТСХР, справа - Александра Жукова, мастер икебаны
Ольга Антипина
Ольга Антипина
Проект. Елена Кильчевская, преподаватель, Дарья Антоненко, Анна Афонина, Татьяна Аниськина
Проект. Елена Кильчевская, преподаватель, Дарья Антоненко, Анна Афонина, Татьяна Аниськина
Елена Кильчевская, директор Московского филиала Согэцу, преподаватель степени Риджи, куратор
Елена Кильчевская, директор Московского филиала Согэцу, преподаватель степени Риджи, куратор
Людмила Зайцева
Людмила Зайцева
Мисако Муто
Мисако Муто
Наоко Мацукава
Наоко Мацукава
Юлия Загидуллина, Оксана Паленова, Евгения Ефимова
Юлия Загидуллина, Оксана Паленова, Евгения Ефимова

Не могу сказать, что все композиции пришлись по душе. Во многих доминировал оранжевый цвет вкупе с зеленым. Монументальная динамичная работа Ольги Лапшиной (куратор, автор проекта Арт-Икебана, член Московского филиала Согэцу) запомнилась не столько своим размером при весьма удачном расположении, сколько стремительным полетом, динамикой. Она выглядела свободной, открытой, в то время как многим другим не хватало вот такого ощущения движения, полноты жизни – выглядели они красиво, но уж очень приземленно. Понравился настенный «Проект», выполненный, насколько я поняла, под руководством Елены Кильчевской. Почти последний вздох перед тем как наступит «пышное природы увяданье». Импонировала и работа Наоко Мацукава, живая, меланхолично-грустная. В общем, осень получилась у всех и, возможно, если бы ее не было так много и в одном месте, то она бы не слилась в какой-то единый пейзаж. А, может, в этой одинаковости есть свое рациональное зерно.

Елена Русланова, Екатерина Ельникова
Елена Русланова, Екатерина Ельникова

Татьяна Бригадирова
Татьяна Бригадирова

В этом пространстве я всего лишь второй раз, и при первом посещении на керамику особого внимания не обратила. Прошло время, за творчеством некоторых керамистов наблюдаю, встречаю на выставках их работы.

…И вот они перед нами – вазы – маленькие, большие, асимметричные, шероховатые, некоторые как будто бы и не из печи, а найденные на древних раскопках, ждущие своего звездного часа, своей осенней пары цветов, ягод, листьев, стебельков… Они не должны, наверное, «перебивать, перекрывать» основную композицию икебаны, а должны дополнять ее, слиться с ней, «спеть в терцию», стать гармоничным и началом, и продолжением авторской мысли.

Татьяна Бригадирова
Татьяна Бригадирова

Художник-керамист Татьяна Бригадирова сказала так: «…Что такое ваза сегодня? Не просто сосуд для цветов, а полноправный участник диалога, молчаливый соавтор мастера икебаны… Это микрокосмос, отражающий всю вселенную: небо, землю и человека». Лучше вряд ли можно высказаться. Любая ваза Татьяны Бригадировой просится в соавторы, и в то же время каждая – тот самый микрокосмос, произведение искусства. Мимо не пройдешь.

Татьяна Пунанс
Татьяна Пунанс
-16
Татьяна Пунанс
Татьяна Пунанс

Поражает разнообразие предпочтений, буйная фантазия и мастерство основателя школы керамики «New Ceramics School» Татьяны Пунанс. Ее самой не было на выставке, она находилась в это время в Китае. Татьяна, участник симпозиумов и резиденций в России и за рубежом, еще и куратор Международной выставки керамики в Джендезен (Китай). Можно бесконечно долго разглядывать ее живой (язык не поворачивается сказать) объект – не то кружка, не то ваза на ножках и с глазками, не то еще что-то очень домашнее и очень уютное.

Виктор Решетников
Виктор Решетников

Совсем иной подход к теме у Виктора Решетникова, постоянного участника российских и международных художественных и архитектурно-дизайнерских выставок. Диапазон его пристрастий широк: интерьер и экстерьер зданий, арт-объекты, инсталляции, панно. И здесь его личное «осеннее решение» весьма своеобразное лаконично-гладкое, слегка напоминающее некий парафраз на тему высоток-башен. «Без окон, без дверей, полна горница…цветов. Но решение и вправду неординарное, на мой взгляд.

Евгения Цветкова
Евгения Цветкова
Мария Коне и Евгения Цветкова
Мария Коне и Евгения Цветкова
Лидия Виноградова
Лидия Виноградова
Ольга Андреева
Ольга Андреева
Маргарита Кустикова
Маргарита Кустикова
Яна Белова
Яна Белова

Радуют глаз вазы Марии Коне и Евгении Цветковой, а произведения Ольги Андреевой совсем под стать кирпичным стенам, но они вовсе с ними не сливаются, а, напротив, оттеняют их естественную натуру. Абстракция Марины Кустиковой, наверное, потребует у мастера икебаны какой-то особенной, может, даже детской или сказочной темы, равно как и змеиное колечко Яны Беловой. Впрочем, у автора каждой керамической работы свой взгляд на жизнь, на цветы, на цвет и краски. И это, наверное, здорово, как здорово, что собираются профи и говорят на одном языке, понятном только им самим. И – отраженным светом – понятном и нам, зрителям.

Фото: Екатерина Дубовская

#выставки#искусство#икебана#керамика#Ритмы осени#Восточный культурный центр#институт востоковедения РАН#