Найти в Дзене
Чёрные коты

Практическое занятие № 4 Тема: «Технологии в инклюзивном образовании начальной школы» 🛠️👨‍🏫

🎯 Целевая аудитория: студенты педагогических специальностей (бакалавриат, 5 семестр, дисциплина «Инклюзивное образование детей с ОВЗ»). Современный педагог начальной школы — это не только предметник, но и виртуоз, владеющий целым арсеналом педагогических технологий, способных превратить образовательный процесс в доступную и развивающую среду для каждого ребенка, независимо от его особенностей. 🤝 Данное практическое занятие направлено на то, чтобы вы не просто узнали о технологиях инклюзивного обучения, а научились осознанно выбирать и применять их для решения конкретных образовательных задач в работе с детьми с ОВЗ. Сформировать практические умения в подборе и проектировании элементов образовательной среды с использованием здоровьесберегающих, коррекционных и интерактивных технологий для условий инклюзивного НОО. Задание: Вам предстоит работа в малых группах (3-4 человека). Выберите ОДНУ из предложенных тем и подготовьте по ней краткую презентацию (4-5 слайдов) для выступления на за
Оглавление

🎯 Целевая аудитория: студенты педагогических специальностей (бакалавриат, 5 семестр, дисциплина «Инклюзивное образование детей с ОВЗ»).

💡 Введение:

Современный педагог начальной школы — это не только предметник, но и виртуоз, владеющий целым арсеналом педагогических технологий, способных превратить образовательный процесс в доступную и развивающую среду для каждого ребенка, независимо от его особенностей. 🤝

Данное практическое занятие направлено на то, чтобы вы не просто узнали о технологиях инклюзивного обучения, а научились осознанно выбирать и применять их для решения конкретных образовательных задач в работе с детьми с ОВЗ.

🎯 Цель занятия:

Сформировать практические умения в подборе и проектировании элементов образовательной среды с использованием здоровьесберегающих, коррекционных и интерактивных технологий для условий инклюзивного НОО.

❓ Вопросы для обсуждения:

  1. Как с помощью технологий можно преодолеть типичные трудности инклюзии в начальной школе?
  2. Какие технологии эффективны для сохранения здоровья и стимулирования развития всех учеников в классе?
  3. В чем заключаются особенности коррекционной работы с разными категориями детей с ОВЗ?

👥 ЧАСТЬ 1. Групповая работа (максимум — 1 балл)

Задание: Вам предстоит работа в малых группах (3-4 человека). Выберите ОДНУ из предложенных тем и подготовьте по ней краткую презентацию (4-5 слайдов) для выступления на занятии.

Как организовать работу в группе:

  • 👨‍💼 Спикер — отвечает за четкое и убедительное выступление.
  • 🔍 Аналитик — глубоко изучает рекомендованную литературу и структурирует информацию.
  • 🌐 Исследователь — ищет актуальные примеры, статистику, кейсы из практики.
  • 🎨 Дизайнер — отвечает за визуальную составляющую презентации: ясность, читаемость, эстетику.

Список тем для презентаций:

1.1. Технологии, которые нас защищают: Как сохранить здоровье детей в инклюзивном классе? 💚 (по статьям [2], [3])

Подготовьте презентацию-обзор по здоровьесберегающим технологиям (ЗСТ).

Что нужно сделать:

  1. Объясните, почему ЗСТ особенно важны именно в инклюзивном образовании.
  2. Кратко охарактеризуйте 3-4 вида ЗСТ (например, физкультурно-оздоровительные, социально-психологические).
  3. Приведите 2-3 конкретных примера технологий (например, офтальмотренажер, песочная терапия, психогимнастика) и покажите, как их можно встроить в обычный урок.

Что должно быть в презентации:

  • Яркие слайды с минимумом текста и понятными иконками. 🎨
  • Практические схемы-памятки: «Физкультминутка за 2 минуты», «Алгоритм проведения релаксации». 📊
  • Фотографии или простые схемы упражнений.

1.2. Инклюзивная среда своими руками: Как технологии помогают учить всех по-разному? 🧩 (по материалам [1], [4])

Подготовьте презентацию-проект «Технологии для разных потребностей».

Что нужно сделать:

  1. Сформулируйте, что такое «адаптированная образовательная среда» и какую роль в ее создании играют технологии.
  2. Выберите две разные нозологии (например, ребенок с ЗПР и ребенок с нарушением слуха).
  3. Покажите на 1-2 примерах, как можно адаптировать одно и то же задание по математике или русскому языку для этих детей с помощью технологий (визуальные опоры, алгоритмы, специальные программы).

Что должно быть в презентации:

  • Примеры адаптации заданий в формате «Было» ➔ «Стало». 🔄
  • Ссылки на полезные цифровые ресурсы (приложения, сайты). 🔗
  • Практические советы по организации пространства класса.

1.3. Коррекция без отрыва от класса: Какие технологии работают на уроке? 🎯 (по материалам [4])

Подготовьте презентацию-инструкцию по коррекционным технологиям.

Что нужно сделать:

  1. Объясните разницу между общеобразовательными и коррекционными технологиями.
  2. Опишите 2-3 коррекционные технологии (например, песочная терапия для ребенка с РДА, логопедические распевки для ребенка с ТНР, кинезиологические упражнения для ребенка с СДВГ).
  3. Дайте четкие рекомендации учителю: как организовать эту работу на уроке, не нарушая его ход, и сколько времени это может занять.

Что должно быть в презентации:

  • Пошаговые инструкции для педагога. ✅
  • Видео-примеры или гифки с упражнениями (если возможно).
  • Чек-лист «Признаки, что технология работает».

👤 ЧАСТЬ 2. Индивидуальная работа (1 балл)

Форма сдачи работы: предоставьте ответ в любом удобном для вас формате на выбор:

  • 📝 Отправьте ваше сообщение в чат конференции или в комментарии к этому посту.
  • 📸 Сфотографируйте или отсканируйте запись в тетради и загрузите изображение в чат.
  • ✍️ Предоставьте записи в тетради на следующем очном занятии.

Выполните тестовое задание. Выберите один или несколько правильных ответов.

2.1. К физкультурно-оздоровительным технологиям в НОО НЕ относится:
а) фитотерапия;
б) пальчиковая гимнастика;
в) офтальмотренаж;
г) мониторинг здоровья.

2.2. Основная цель технологий сохранения и стимулирования здоровья – это:
а) лечение хронических заболеваний;
б) снятие физического и психического напряжения, активизация резервных сил организма;
в) проведение медицинских осмотров;
г) изоляция часто болеющих детей.

2.3. При создании инклюзивной образовательной среды важно:
а) адаптировать среду под нужды только детей с ОВЗ;
б) использовать только дорогостоящее оборудование;
в) применять комплекс технологий (здоровьесберегающие, коррекционные, интерактивные);
г) делать упор исключительно на академические успехи.

💻 ЧАСТЬ 3. Дополнительное задание

(оценивается отдельно для тех, кто пропустил занятие или остался без доклада)

3.1. Подготовьте доклад, ответив на вопрос: «Каковы основные группы здоровьесберегающих технологий по классификации Н.К. Смирнова и как они реализуются в начальной школе?» 🏫

3.2. Напишите эссе, ответив на вопросы:

  • С какими основными проблемами сталкивается педагог при внедрении инклюзивных технологий в НОО?
  • Какие пути решения этих проблем вы можете предложить? 🤔

3.3. Подготовьте конспект на тему: «Рекомендации по использованию интерактивных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в начальной школе» [4]. 📑

📚 Рекомендуемая литература

  1. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС (1sept.ru)
  2. Султанмуратова Ф. Р. Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-dou
  3. Ячменникова Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole
  4. Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)