В глазах многих Швеция - "мирное" и нейтральное государство, которое длительный период не участвовала войнах, и для такого мнения были основания. Действительно, после достаточно большого временного периода военной активности в XV-XIX веках, после 1815 года Швеции удавалось сохранять статус нейтрального государства, в том числе и в мировых войнах на европейском континенте. В годы Второй Мировой войны также Швеция придерживалась своего традиционного нейтралитета, хотя и с некоторыми оговорками и отклонениями. И тут надо понимать, что нейтралитет вовсе не означал отказа от военной помощи странам, считавшимися естественными союзниками (Финляндия, Норвегия, Дания), или забвения своих собственных экономических интересов (торговля железной рудой с нацистской Германией). Тем не менее, Швеция прилагала все усилия, чтобы не дать втянуть себя в войну, и в то же время проводила активную внешнюю политику. И в этой непростой ситуации и самой стране, и ее флоту пришлось столкнуться с советским флотом - возникла проблема, о которой не часто говорили.
Первым серьезным испытанием на прочность шведского нейтралитета стала советско-финская «Зимняя» война. Тогда Швеция открыто симпатизировала Финляндии, её суда поставляли финнам оружие со всего мира, а шведские добровольцы сражались на фронте. Не остался в стороне и шведский военно-морской флот, конвоировавший суда нейтральных стран и финские в зоне боевых действий. И не удивительно, что такая позиция привела к опасному балансированию на грани открытой войны с противником Финляндии - Советским Союзом.
Заметьте, война началась 30 ноября 1939 года, а уже 6 декабря 1939 года шведский вспомогательный крейсер №3 «Дроттнинг Виктория» выставил минное заграждение в проливе Сёдра-Кваркен, чтобы прикрыть коммуникации в Ботническом заливе.
8 декабря шведы дополнили это заграждение минными постановками у Эрегрунда. В тот же день, согласно нормам международного права, о минах было сделано официальное уведомление в МИД Швеции. Любопытно, что шведы в этом отношении опередили финнов. Лишь 9 декабря финский минный заградитель «Лоухи» выставил 190 мин в этом районе.
3 января 1940 года при попытке прорыва в Ботнический залив погибла советская подводная лодка С-2 (капитан-лейтенант И.А.Соколов, IX бис серии). Подводная лодка вышла в поход 1 января 1940 года из Либавы на позицию Ботнический залив. Вечеров 2 января лодка достигла Аландских островов и получила разрешение на формирование Южного Кваркена. 3 января в 04.20 была получена последняя квитанция с подводной лодки. Больше подводная лодка С-2 на связь не выходила Последний раз её видели при погружении финские служащие маяка Мяркет в проливе Сёдра-Кваркен. Долгое время о ее судьбе и судьбе 50 человек ее экипажа достоверно не были ничего известно. Было сделано предположение, что лодка погибла на минном заграждении выставленном 9-14 декабря 1939 года финским минным заградителем "Лоухи" в проливе Южный Кваркен у острова Маркет. Несомненно, С-2 погибла в результате подрыва на мине, но была эта шведская или финская мина - установить точно не удалось.
Для заметок: летом 2009 года подводная лодка С-2 была обнаружена в территориальных водах Швеции. Носовой отсек подводной лодки имеет следы сильного взрыва - версия подрыва на морской мине подтвердилась.
Впрочем, советские подводники в долгу не остались. В конце декабря 1939 года в Ботнический залив прорвалась Щ-311 (капитан-лейтенант Ф.В.Вершинин, тип "Щ"- V бис-2 серии). В ночь с 28 на 29 декабря она на подходах к порту Васа атаковала с разницей в 4 часа два судна. Одно из них - финский пароход «Вильпас» (775 брт) с грузом овса был потоплен, второе судно было лишь повреждено. По советским данным это был немецкий пароход «Зигфрид», по шведским - шведский каботажный моторный танкер «Сигрид», которому удалось уйти без повреждений.
Интересно, что первой целью для Щ-311 стал "Зигфрид"/ "Сигрид" - на исходе 28 декабря «Щ-311» обнаружила судно, которое, потушив огни, двигалось к берегам Финляндии. Спустя 8 минут «Щ-311» открыла огонь из обоих орудий. Судно направилось к маяку Норршер и начало спускать шлюпки, но, обойдя маяк, повернуло к финскому берегу и вошло в зону плавучих льдов. Субмарина тем временем не прекращала огонь, выпустив за час 67 – 45 мм снарядов. С подводной лодки наблюдались многочисленные попадания, и, считая судно обреченным, командир «Щ-311» прекратил погоню. По итогам этой атаки Ф.В.Вершинин доложил о потоплении транспорта водоизмещением 3-4 тыс. тонн, однако мнения исследователей по поводу объекта этой атаки неоднозначны. В большинстве источников указывается, что обстрелу подвергся германский пароход «Зигфрид», но по данным Ю. Ровера объектом атаки Щ-311
стал финский моторный танкер «Сигрид» (1224 брт), который сумел пережить это нападение. А вот второй цели - пароходу "Вилпас" это не удалось.
Через несколько часов лодка снова обнаружила цель - финский пароход «Вильпас» (775 брт), перевозивший из Мальме в Васу пшеницу. Судно вновь подверглось артобстрелу (за 56 минут выпущено 140 – 45 мм снарядов). Получив многочисленные попадания, пароход выбросился на прибрежные камни у маяка Норршер, где был окончательно добит торпедой с подводной лодки. Взрыв разломил судно пополам, оставив над поверхностью воды лишь полубак и мостик. (Водоизмещение этого транспорта также было оценено командиром «Щ-311» в 4000 т). Нельзя не отметить как активно советские подводные лодки в этот период использовали свою артиллерию!
Для справки: ТТХ подводных лодок типа "Щ" (V бис-2 серии) - водоизмещение (надводное/подводное) - 593/705,7 т; размерения 58,8х6,2х3,9 м; ЭУ - 2 дизеля/2 ЭД ПХ, мощность - 1370/800 л.с., запас топлива - 55 т соляра, скорость - 13,5/8,5 узлов; экипаж - 37 человек. Вооружение - 2х1-45-мм/46, 6-533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых), 10 торпед.
5 января 1940 года Щ-311 обнаружила одиночный пароход и стала его преследовать. Несмотря на сильный снегопад, офицеры лодки в промежутке между двумя снежными зарядами сумели разглядеть на палубе судна металлические бочки, из чего был сделан вывод, что оно перевозит в Финляндию горючее. Преследование длилось почти два часа, затем Щ-311 открыла артиллерийский огонь. Пароход загорелся и в 15.32 затонул на мелководье у берега так, что надстройки остались возвышаться над водой. В результате этой атаки был потоплен шведский пароход «Фенрис» судоходной компании «Стокгольмс Редер АБ Свеа» (1909 года постройки, 484 брт). Судно совершало рейс между шведскими портами Эрншёльдсвик и Хольмзунд со штучным грузом и пустыми бочками. У финского побережья оно оказалось якобы из-за неисправности компаса. С началом обстрела команда – 12 мужчин и 2 женщины – покинула судно и высадилась на плавучий маяк «Зюдостброттен». Щ-311 израсходовала семьдесят три 45-мм снаряда, при этом легкие повреждения получил и плавучий маяк. Через два дня он ушел на зимовку, а команда «Фенрис» была передана на шведский ледокол «Атле», который и доставил её в Хольмзунд.
Для заметок: по другим источникам, 5 января 1940 года в районе маяка Зюйдостброттен Щ-311 обнаружила шведский пароход «Фенрис» (484 брт), который перевозил бочки с горючим (бочки в этой версии тоже были!). Белые полосы, нанесенные вдоль корпуса судна не оставляли сомнения в его принадлежности к Швеции. Пароход шел вне зоны блокады, совершая каботажный рейс между шведскими портами, и из-за плохой видимости удалился от западного берега залива. Ф.В.Вершинин решил выжидать. Внезапно, по советской версии, судно изменило курс на север, и, заметив подлодку, попыталось скрыться в снежном заряде. Согласно правилам, «Щ-311» сделала предупредительный выстрел и одновременно флажными сигналами предложила капитану судна прибыть на подводную лодку с документами. Несмотря на это транспорт, подняв шведский флаг, продолжал движение. После второго предупредительного выстрела судно остановилось, но после того, как «Щ-311» стала приближаться, снова дало ход. Субмарина открыла беглый огонь из обоих орудий. После того, как экипаж покинул судно, подводная лодка выпустила торпеду, которая из-за неисправности прибора Обри резко отвернула вправо и прошла под носом транспорта. Тогда артогонь был продолжен (за 2 часа было выпущено 127 – 45 мм снарядов), транспорт загорелся и приткнулся на отмели в районе плавмаяка Зюйдеростброттен. (На этот раз Вершинин оценил судно в 2500 т). Так что маленький пароходик сам "напросился".
После окончания "Зимней" войны обстановка на море стала спокойнее, однако, с нападением фашистской Германии на Советский Союз вновь начались спорадические стычки между шведским и советским флотом на Балтийском море. Шведы усматривали угрозу для своего судоходства преимущественно со стороны советских подводных лодок и постарались принять превентивные меры. Уже 28 июня 1941 года эсминцы «Норрчёпинг» и «Карлскрона» выставили с этой целью минное заграждение у юго-восточного побережья острова Эланд. 29 июня 1941 года глубоководное заграждение против подводных лодок было выставлено на опушке шхер южнее Стокгольма. Выставленные мины, однако, причинили больше неприятностей немцам и шведам, чем советским кораблям.
9 июля 1941 года на заграждении у Эланда подорвались и погибли немецкие минные заградители «Танненберг», «Пройссен», «Ханзештадт Данциг», проигнорировавшие предупреждения шведского дозорного тральщика «Сандён». 22 ноября в этом же районе на своей мине погиб шведский вспомогательный сторожевой корабль HJVB 282 «Либанон». Кстати, случай с немецкими минными заградителями очень любопытный и достоин отдельной истории.
Нельзя сказать, что опасения шведов относительно советских подводных лодок были безосновательны. Советское руководство было хорошо осведомлено о морских поставках железной руды из Швеции в Германию и переброске немецких войск на транспортах в Финляндию шведскими территориальными водами. Поэтому не удивительно, что во второй половине лета 1941 года подводные лодки КБФ развернули боевые действия у шведского побережья.
11 августа на позицию в районе Ландсорта вышла подводная лодка Щ-301 (капитан-лейтенант И.В.Грачёв, тип "Щ" -III серии). 19 августа 1941 года в этом районе она обнаружила и атаковала двумя торпедами судно (по оценкам Грачева - 8000 брт), доложив о его потоплении. На самом деле немецкий пароход «Теда Фритцен» (288 брт) отделался «легким испугом». 23 августа атака сорвалась из-за неисправности торпеды, а 24 августа 1941 года Щ-301 вновь атаковала торпедами конвой, на этот раз – шведский, и вновь торпеды прошли мимо цели. Возможно в срыве атаки виноват шведский эсминец, эскортировавший конвой, который видел след торпеды. 25-27 августа «Щ-301» наблюдала за маневрами шведского флота, однако не атаковала, имея четкие указания на это,а в ночь на 27 августа 1941 года лодка была отозвана с позиции и 28 августа благополучно
вернулась в Таллин.
В августе на позиции к шведскому побережью выходили так же подводные лодки типа "С" -IX серии: С-5 (капитан 3 ранга А.А.Бащенко) и С-6 (капитан-лейтенант Н.Н.Кулыгин). Первая из них должна была действовать у острова Эленд, вторая – на подходах к шведской военно-морской базе Карлскрона (позиция № 2). Подробностей об их боевых походах не сохранилось. С-5 вскоре после возвращения погибла на мине во время знаменитого Таллинского перехода, а С-6 по одним данным из похода не вернулась (погибла на мине в устье Финского залива), по другим после возвращения была потоплена 30 августа в бухте Тага-Лахт (остров Саарема) в результате атаки немецкого самолета. Кроме того, среди возможных причин гибели подводной лодки называлась ошибка личного состава, так как вновь назначенный командиром на «С-6» капитан-лейтенант Кулыгин не имел опыта командования «эсками» и ранее служил на «малютках». В любом случае весь экипаж С-6 погиб.
По некоторым данным С-5 на позиции южнее Эланда (возможно 6 августа) провела успешную атаку на одиночный транспорт противника. Торпеда прошла мимо, противник оставляет без комментариев эту атаку, и 24 августа «С-5» прибыла в Таллин. К сожалению, подробной информации о последнем походе «С-5» нет, так как по возвращении командир не успел сдать отчет в штаб бригады до гибели своего корабля. Официальными советскими данными эта последняя атака пока не подтверждается.
Тем не менее есть сведения, что одна проведенная атака (С-5 или С-6) завершилась результативно. Как свидетельствуют документы государственного военного архива Швеции, 22 августа 1941 года у южного побережья Швеции был торпедирован и потоплен вспомогательный сторожевой корабль HJVB 285, точный район его гибели в документе не указан.
Для справки: Летом 2011 года субмарина, опознанная как «С-6», была найдена шведами у берегов Швеции. Судя по имеющимся данным подводная лодка погибла при зарядке аккумуляторов на одной из линий мин немецкого заграждения «Вартбург» и лежит на песчаном грунте на глубине 45 метров в 55 милях к востоку от шведского острова Сандхамн
В октябре - ноябре 1941 года на позициях у шведского побережья действовали Щ-323 (капитан-лейтенант Ф.И.Иванцов, тип "Щ" - Х серии) и уже известная нам с финской войны Щ-311 (капитан-лейтенант П.А.Сидоренко). Первая из них в Норрчёпингской бухте провела ряд атак и доложила о потоплении трех судов. Фактически на её счету оказался лишь немецкий транспорт «Балтенланд» с грузом деревянных креплений для шахт (3724 брт, в некоторых источниках его потопление относят к атаке 30 октября, оценивая как плавбазу), потопленный 16 октября у Кунгсгрунда.
Щ-311 неудачно атаковала торпедами, а затем повредила артиллерией пароход у маяка Элансдрев (на небольшом острове восточнее Эланда, позиция № 4). Было ли это шведское судно, установить не удалось. По официальным данным 5 ноября у маяка Каппельудден Щ-311 обнаружила ходовые огни одиночного судна и четыре раза атаковала его, выпустив, в общей сложности, пять торпед, но все они либо прошли мимо, либо утонули сразу после выстрела. (Первые две и пятая торпеды были типа «53-27», третья и четвертая типа «45-36»). Тогда «Щ-311» открыла по транспорту артиллерийский огонь (выпущено 20 45-мм снарядов), но спустя четыре минуты субмарина сама попала под обстрел шведской береговой батареи, и ей пришлось погрузиться. Цель атаки подлодки – датский пароход «Эммануэль» (1284 брт), по наблюдениям командира субмарины выбросился на берег. Советские источники утверждают, что обстрелян был бывший советский пароход «Эстиранд», выбросившийся в августе 1941 года на берег у острова Прангли в Финском заливе, однако это не соответствует действительности.
Несколько шведских судов погибло на минах, выставленных советскими подводными лодками. Так 22 ноября 1941 года у Мемеля на минах Л-3 подорвался и затонул шведский танкер «Уно» (430 брт). Судно было зафрахтовано немцами для перевозки пресной воды, погиб один матрос. 26 февраля 1942 года между островом Борнхольм и портом Зассниц после подрыва на мине затонул шведский железнодорожный паром «Штарке» (2459 брт). Мины вероятно были поставлены подводным заградителем «Лембит».
Однако все эти редкие стычки между советским и шведским флотами не шли ни в какое сравнение с 1942 годом, когда советские подводные лодки и шведские боевые корабли начали беспощадную охоту друг за другом. Еще в начале года на заседании Военного Совета КБФ начальник штаба вице-адмирал Ю.Ф.Ралль доложил, что из Швеции враг получает важнейшее стратегическое сырье - руду и металл. Ни для кого не счетом, что каждый немецкий танк на 70% состоит из шведской стали. Шведам решено было преподать серьёзный урок, который заставил бы их резко сократить поставки морем в Германию железной руды.
Для справки: ТТХ подводных лодок типа "Щ" (Х серии) - водоизмещение (надводное/подводное) - 584/707,8 т; размерения 58,8х6,2х4 м; ЭУ - 2 дизеля/2 ЭД ПХ, мощность - 1600/800 л.с., запас топлива - 55 т соляра, скорость - 14/8,3 узлов; экипаж - 37 человек. Вооружение - 2х1-45-мм/46, 6-533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых), 10 торпед.
Одной из первых в море вышла Щ-317 (капитан-лейтенант Н.К.Мохов, обеспечивающий – командир 4-го дивизиона капитан 2 ранга В.А.Егоров). Лодке была отведена позиция: остров Эланд – бухта Ханё. 16 июня 1942 года в 0.20 Н.К.Мохов доложил по радио об успешном прорыве в открытую часть Балтийского моря. 10 июля 1942 года в 2.30 от Щ-317 (тип "Щ"- Х серии) получена последняя радиограмма, где сообщалось, что лодка израсходовала все 10 торпед и потопила пять судов. В 23.45 командование бригады поздравило экипаж и разрешило возвращаться в базу, но Щ-317 так и не вернулась. Подробности ее атак и гибели стали известны лишь после войны на основании немецких, шведских и финских архивных документов.
Для справки: Летом 2017 года подводная лодка Щ-317 была найдена, а в мае 2018 года полностью обследована. Как было установлено субмарина погибла на линии мин заграждения «Зееигель-3» немного не дойдя до своих берегов. Вероятно, подводная лодка подвсплыла, намереваясь определить свое место по островам Большой Тютерс и Гогланд и наткнулась на антенну мины «EMC». В результате взрыва, который произошел над субмариной, подводная лодка провалилась на глубину 78 м, упав на грунт носом вперед. Глубина не позволила ни эффективно вести борьбу за живучесть корабля, ни покинуть подлодку пережившим взрыв членам экипажа. Весь экипаж - 41 моряк, погибли.
В тоже время послевоенными документами результативность Щ-317 была подтверждена.
Так, уже 16 июня в 05.50 Щ-317 торпедировала юго-западнее острова Богшер (8 миль от острова) финский пароход «Арго» (2513 брт). Судно, следовавшее из Любека в Турку с грузом калийной соли, затонуло. Вместе с ним погибли 9 членов команды. 14 моряков были спасены шведским пароходом «Улла». В ходе спасательных работ «Улла» была атакована одиночной торпедой в 14 милях к юго-востоку от Свенска Хёгарна, но она прошла мимо цели.
18 июня в 19.40 начальник штаба КБФ послал Щ-317 радиограмму - ориентировку. В ней сообщалось, что, по данным разведки, один шведский транспорт находится у маяка Ландсорт, а другой - у маяка Сторклеппен. Радиограмма, очевидно, не была принята Моховым, поскольку свою следующую атаку он провел в другом районе. 18 июня в 22.30 по среднеевропейскому времени Щ-317 атаковала юго-западнее острова Готска-Санде датский транспорт "Орион" (2405 брт), шедший в балласте.
Для справки: Шведские власти на острове Готланд сообщили о случившимся в 6.55 19 июня, поэтому в некоторых источниках называется другая дата этой атаки -19 июня.
Судно, шедшее из Копенгагена в Лулео, получило попадание торпеды в точке с координатами 58 градусов 18 минут с.ш., 18 градусов 04 минут в.д., но удержалось на плаву. Два члена команды пропали без вести, очевидно выброшенные за борт взрывной волной. Оставшиеся в живых 20 моряков были сняты шведской моторной шхуной «Вирго» и доставлены в порт Висбю на острове Готланд. На переходе от полученных ран скончался ещё один кочегар с "Ориона". 23 июня шведский сторожевик HJVB 273 «Фалькен» отбуксировал «Орион» в Висбю, где при осмотре судна найдены фрагменты торпеды с маркировкой на русском языке. Переданное стокгольмским радио сообщение о торпедировании двух судов было получено в штабе КБФ и явилось подтверждением успешности действий Щ-317.
22 июня 1942 года подводная лодка Щ-317 была уже северо-восточнее острова Эланд и в 12.14 в 3-4 милях от Нора Меклебю (восточное побережье Эланда) она атаковала следовавший в одиночку шведский транспорт «Ада Гортон» (2399 брт). Судно шло из Лулео в Германию с грузом железной руды. От взрыва пароход разломился на две части и затонул в течении одной минуты. 14 человек команды, в том числе капитан Нильс-Бертиль Сигорд погибли, 8 морякам удалось продержаться на спасательном плоту, пока к месту гибели судна подоспели рыбаки. Уничтожение данного судна имело достаточно большие политические последствия для международных отношений между Швецией и СССР.
Шведы обследовали затонувший рудовоз. Рядом с корпусов водолазы обнаружили обломок торпеды с надписями на русском языке. Аналогичная находка была сделана в трюме «Ориона» на месте пробоины. В этой связи шведское посольство в Куйбышеве, куда были эвакуированы из Москвы все иностранные представительства, заявило 26 июня протест представителям Народного Комиссариата Иностранных дел СССР. В ответной ноте 29 июня 1942 года советская сторона отрицала какую-либо свою причастность к данному инциденту. По ее мнению, шведское судно было атаковано немецкой подводной лодкой, выпустившей трофейную советскую торпеду. Цель провокации – ухудшить отношения между СССР и Швецией.
Но шведы не ограничились демаршами на дипломатическом уровне. Сразу после торпедирования «Арго» было решено приступить к постановке оборонительных минных заграждений у побережья. Одно из первых таких заграждений было выставлено 18-19 июня в шведской части пролива Сёдра-Кваркен. И вновь шведы опередили финнов, которые лишь осенью выставили в этом районе свое заграждения «Визепакка» из 167 мин.
Однако остались еще другие трофеи подводной лодки Щ-317. Кстати, довольно не плохая результативность для одиночной советской подводной лодке при действии в ограниченном районе Балтийского моря. Как думаете? ...
P.S. По материалам И.Г.Устименко.
Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).