Найти в Дзене
Discovery Club

Аутизм: Не сломанный, а другой. Почему нашему миру нужны «иные» мозги.

Представьте, что вы всю жизнь пользовались Windows. А вам вдруг дают компьютер с Linux. Курсор движется иначе, программы открываются по-другому, папки находятся в неожиданных местах. Он не сломан. Он просто работает на другой операционной системе. Аутизм — это и есть другая операционная система мозга. Это не болезнь, не нарушение развития и не результат плохого воспитания. Это фундаментально иной способ восприятия, мышления и взаимодействия с миром. Называется это нейроразнообразием — и это научный факт. Если нейротипичный мозг — это шумный демократический митинг, где мнения постоянно сталкиваются и находится компромисс, то мозг при аутизме (РАС - расстройство аутистического спектра) — это тихий НИИ, где гениальные ученые работают над своими проектами, не отвлекаясь на светские беседы. И этот «научный институт» может давать миру гениальные открытия. Визуализация демонстрирует принцип селективного внимания. Хаотический поток внешней информации фильтруется, позволяя выделить и обработа
Оглавление

Представьте, что вы всю жизнь пользовались Windows. А вам вдруг дают компьютер с Linux. Курсор движется иначе, программы открываются по-другому, папки находятся в неожиданных местах. Он не сломан. Он просто работает на другой операционной системе.

Аутизм — это и есть другая операционная система мозга. Это не болезнь, не нарушение развития и не результат плохого воспитания. Это фундаментально иной способ восприятия, мышления и взаимодействия с миром. Называется это нейроразнообразием — и это научный факт.

Если нейротипичный мозг — это шумный демократический митинг, где мнения постоянно сталкиваются и находится компромисс, то мозг при аутизме (РАС - расстройство аутистического спектра) — это тихий НИИ, где гениальные ученые работают над своими проектами, не отвлекаясь на светские беседы. И этот «научный институт» может давать миру гениальные открытия.

Визуализация демонстрирует принцип селективного внимания. Хаотический поток внешней информации фильтруется, позволяя выделить и обработать только релевантные данные. Эта способность к фильтрации является ключевой для многих видов специализированной интеллектуальной деятельности.
Визуализация демонстрирует принцип селективного внимания. Хаотический поток внешней информации фильтруется, позволяя выделить и обработать только релевантные данные. Эта способность к фильтрации является ключевой для многих видов специализированной интеллектуальной деятельности.

Десятилетиями аутизм считали трагедией, с которой нужно бороться. Сегодня наука и общество наконец-то осознают то, о чем сами аутичные люди говорили всегда: их мозг — не ошибка, а особенность, часто обладающая уникальными преимуществами. Это не дефицит внимания, а гиперфокус. Не отсутствие эмоций, а их шквал, с которым сложно справиться. Не нежелание общаться, а использование другого социального языка.

Эта статья — путеводитель по миру нейроразнообразия, который поможет вам понять, принять и, возможно, найти точки соприкосновения с людьми, чей разум работает иначе.

1. Перепрошивка: Что на самом деле творится в аутистическом мозге? {#мозг}

Давайте навсегда развеем главный миф. Аутизм (РАС или расстройство аутистического спектра) — это врожденная и генетически обусловленная особенность. Это не психологическая проблема и уж точно не вина родителей [1, 10].

Концепция нейроразнообразия предлагает простую аналогию. Представьте два леса:

Нейротипичный мозг — это ухоженный, красивый парк. Все тропинки здесь протоптаны, они ведут к центральным площадкам, где люди легко встречаются и общаются.

Аутистический мозг — это дикие, буйные джунгли. Здесь нет общих аллей, зато между некоторыми деревьями проложены скоростные магистрали, позволяющие мгновенно передавать информацию в узкоспециализированных областях [3].

А теперь немного нейробиологии без занудства.

«Социальный процессор» (DMN) и его особенности. В нашем мозге есть специальная сеть — DMN (сеть пассивного режима). Она активна, когда мы витаем в облаках, вспоминаем прошлое или думаем о том, что чувствуют другие. У людей с аутизмом связи в этой сети организованы иначе [5, 8]. Это не уход от реальности, а погружение в альтернативную, невероятно насыщенную внутреннюю вселенную. Именно эта особенность объясняет ту самую легендарную поглощенность особыми интересами и трудности с быстрым переключением внимания с одной темы на другую.

Зеркальные нейроны: история реабилитации. Долгое время виновником всех бед считались «сломанные» зеркальные нейроны, которые якобы лишали аутистов способности к эмпатии. Современные исследования с использованием фМРТ блестяще опровергли эту теорию. Оказалось, что зеркальные нейроны прекрасно работают, но мозг аутичного человека обрабатывает социальную информацию иначе — не интуитивно, а через логические цепочки и анализ [5]. Это как сравнивать аналоговое и цифровое телевидение. Цифровое дает более четкую картинку, но требует чуть больше времени на декодирование сигнала.

Нейрохимический коктейль: двигатель без тормозов. На физиологическом уровне часто наблюдается дисбаланс главных медиаторов мозга. «Тормозного» GABA (ГАМК) — мало, а «возбуждающего» глутамата — много [12]. Проще говоря, это как машина с мощнейшим двигателем, но со слабыми тормозами. Именно эта особенность — прямая причина знаменитых сенсорных перегрузок, когда мозг буквально захлебывается от потока информации.

Это условное изображение сети пассивного режима (DMN) — области мозга, активной при внутренних размышлениях. Её особенная организация у людей с аутизмом связана с глубокой погруженностью в свой внутренний мир и устойчивые интересы.
Это условное изображение сети пассивного режима (DMN) — области мозга, активной при внутренних размышлениях. Её особенная организация у людей с аутизмом связана с глубокой погруженностью в свой внутренний мир и устойчивые интересы.

Какие «суперсилы» дает такая архитектура?

Гиперфокусировка: Способность часами полностью погружаться в тему, отсекая все внешние раздражители. Это основа глубокой экспертизы в любой области.

Паттернное мышление: Мозг ищет и находит закономерности там, где нейротипичный мозг видит лишь хаос. Это ключевое качество для программистов, аналитиков данных и ученых [3].

Систематизирующее мышление: Непреодолимое стремление разложить мир по полочкам, понять его скрытые правила и алгоритмы. Известный ученый Саймон Барон-Коэн связывает именно эту черту с величайшими научными и инженерными открытиями человечества [3].

2. Гиперреальность: Как слышать гул лампочки и почему одежда может быть пыткой {#чувства}

Если вы хотите хоть на минуту почувствовать, что такое аутизм, представьте себе самый шумный ночной клуб. Стробоскопы бьют в глаза, музыка оглушает, десятки людей постоянно задевают вас, а на вас надета колючая шерстяная водолазка на голое тело. Ваш мозг пытается обработать ВСЕ эти сигналы одновременно и на максимальной громкости.

Для многих аутичных людей, особенно детей, это не метафора, а ежедневная реальность. Их сенсорное восприятие постоянно настроено на максимум.

Это не каприз и не причуда. Это физиология.

Слуховая система при аутизме может не фильтровать фоновые шумы. Вместо выделения одного говорящего мозг обрабатывает все звуки одновременно: голоса, звон посуды, музыку. Это вызывает перегрузку и затрудняет понимание речи в шумной обстановке.
Слуховая система при аутизме может не фильтровать фоновые шумы. Вместо выделения одного говорящего мозг обрабатывает все звуки одновременно: голоса, звон посуды, музыку. Это вызывает перегрузку и затрудняет понимание речи в шумной обстановке.

Слух: Человек может буквально слышать гул электрической лампочки или разговор в соседней комнате сквозь шум телевизора. Но при этом обычный разговор в кафе для него превращается в неразборчивый гул, потому что мозг не может отфильтровать фоновые шумы. Это приводит к раздражительности и быстрому истощению.

Зрение: Восприятие мерцания люминесцентных ламп (которое мозг большинства людей успешно «сглаживает»), искажение перспективы, болезненная реакция на пестрые и яркие узоры — все это частые спутники аутизма.

Тактильные ощущения (также известные как тактильная защита): Этикетка на майке может ощущаться как наждачная бумага. Легкое, щекотливое прикосновение бывает более невыносимым, чем сильный нажим. Именно отсюда проистекает знаменитая избирательность в еде у аутичных детей — проблема часто не во вкусе, а в текстуре продукта, который мозг воспринимает как угрозу [7].

Вестибулярный аппарат и проприоцепция*: Нарушенное чувство равновесия и положения собственного тела в пространстве. Со стороны это может выглядеть как «неловкость» или «неуклюжесть», но на деле мозг просто не получает четких и точных данных от тела. Это создает трудности с крупной и мелкой моторикой.

Нейропластичность: окно возможностей не закрывается.

Долгое время в медицине господствовала идея, что «золотое окно» для коррекции аутизма — это раннее детство до 3-5 лет. Сегодня мы знаем, что нейропластичность — способность мозга к перестройке и формированию новых нейронных связей — сохраняется на протяжении всей жизни. Более того, мозг человека с РАС часто сохраняет эту гибкость даже дольше, чем нейротипичный. Это означает, что новые навыки, стратегии саморегуляции и модели поведения можно эффективно осваивать и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни [11, 13]. Раннее вмешательство по-прежнему критически важно, но путь развития и адаптации не заканчивается с окончанием детства.

3. Код доступа: Как и зачем ставится диагноз «аутизм» {#диагностика}

Современная диагностика аутизма — это не клеймо и не приговор. Это, скорее, составление подробной и индивидуальной карты личности. Ее цель — не найти «что сломалось», а понять «как устроен этот конкретный мозг», каковы его сильные и слабые стороны, и какие условия ему необходимы для процветания [1, 6].

«Золотой стандарт» диагностики включает в себя несколько этапов:

1. Наблюдение (ADOS-2): Специалист наблюдает за человеком (чаще всего ребенком) в специально организованной игровой и коммуникативной ситуации, оценивая его социальные навыки, коммуникацию, игру и поведение [1].

2. Глубинное интервью с родителями (ADI-R): Сбор подробнейшей информации о раннем развитии ребенка, его поведении в разных ситуациях, приобретенных навыках и особенностях [1].

3. Современные технологии (fMRI, ЭЭГ): Используются не для первичной постановки диагноза, а для уточнения нейрологических особенностей и выявления так называемых коморбидных состояний — других заболеваний, которые часто сопровождают аутизм [5].

Ранние признаки аутизма у детей: на что обращать внимание до 2-3 лет.

Социальное взаимодействие: Отсутствие или необычность указательного жеста к 12 месяцам; трудности с совместным вниманием (когда взрослый просит «посмотри туда, куда я смотрю»); редкая или особая, нестандартная встреча взглядом (не абсолютное отсутствие зрительного контакта, а его специфическое использование) [6].

Коммуникация: Задержка речевого развития или, напротив, раннее развитие «взрослой», книжной речи без использования ее для диалога; эхолалия — немедленное или отсроченное повторение фраз, услышанных от других людей или из мультфильмов, без понимания их смысла [1].

Поведение, игра и сенсорные реакции: Отсутствие символической игры (покормить куклу, покатать машинку); выстраивание игрушек в ровные ряды или линии вместо сюжетной игры; стереотипии (раскачивание, взмахи руками, ходьба на цыпочках); крайности в сенсорных предпочтениях — от постоянного жевания несъедобных предметов до панической боязни испачкать руки [6].

Коморбидность (сосуществование нескольких хронических заболеваний у одного пациента): правило, а не исключение.

Аутизм редко приходит один. Очень часто он сопровождается другими состояниями:

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Тревожными расстройствами

Эпилепсией

Нарушениями сна и работы ЖКТ

Успешная помощь при аутизме требует комплексного подхода. Необходимо учитывать всю картину здоровья: не только неврологию, но и сон, пищеварение и другие системы, которые часто бывают взаимосвязаны.
Успешная помощь при аутизме требует комплексного подхода. Необходимо учитывать всю картину здоровья: не только неврологию, но и сон, пищеварение и другие системы, которые часто бывают взаимосвязаны.

Это не случайное совпадение, а следствие общей нейробиологической почвы. Поэтому успешная помощь при аутизме и эффективная коррекция, всегда должны учитывать эти сопутствующие условия [9].

4. Инструменты, а не перепрошивка: Какая помощь действительно работает {#помощь}

Здесь важно провести самую четкую грань. Терапия при аутизме ни в коем случае не должна ставить своей целью «сделать ребенка нормальным», заставить его «вести себя как все» или любыми способами подавлять его нейроособенности. Ее истинная и этичная цель — дать человеку инструменты для жизни в мире, который не приспособлен для его типа мышления, развить функциональные навыки и помочь раскрыть его сильные стороны [13].

Доказательные методы поддержки и коррекции при РАС:

1. ESDM (Денверская модель раннего вмешательства): Работает с детьми от 1 до 4 лет через естественную игру и совместную деятельность. Фокус — на развитии коммуникации, социальных и когнитивных навыков. Исследования показывают значительное улучшение языковых способностей и адаптивного поведения [13].

2. ABA-терапия (Прикладной анализ поведения): Самый известный и одновременно самый спорный метод. Классическая ABA-тeрaпия XX века справедливо критикуется сообществом нейроразнообразия за стремление к «нормализации» любой ценой, что порой напоминало дрессуру. Однако современная, этичная ABA-тeрaпия сильно эволюционировала. Сегодня она фокусируется на развитии функциональных навыков (умение попросить, имитировать, навыки самообслуживания) и снижении действительно опасного поведения (аутоагрессия), с обязательным уважением к личности и интересам ребенка [4].

Терапия сенсорной интеграции использует различные текстуры для настройки работы нервной системы. Тактильный контакт с материалами разной плотности и фактуры помогает мозгу упорядочить поток сигналов и снизить уровень тревоги.
Терапия сенсорной интеграции использует различные текстуры для настройки работы нервной системы. Тактильный контакт с материалами разной плотности и фактуры помогает мозгу упорядочить поток сигналов и снизить уровень тревоги.

3. Сенсорная интеграция по Айрес: Специальная терапия, помогающая мозгу упорядочить хаотичный поток сенсорных сигналов. Через специальные упражнения (качели, батуты, тактильные игры с крупами и песком) человек учится адекватно воспринимать и реагировать на сенсорные стимулы, что значительно снижает уровень тревоги и частоту сенсорных перегрузок [7].

4. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): Эффективна для подростков и взрослых с аутизмом для работы с тревожностью, управления гневом и развития навыков распознавания и интерпретации своих и чужих эмоций [13].

5. Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК): Важнейший принцип: если речь не развивается, это не значит, что человеку нечего сказать. Карточки PECS, специальные приложения на планшете, жестовый язык — все это дает невербальным людям с РАС мощный голос и возможность сообщать о своих потребностях, мыслях и чувствах [7].

5. Сила в различии: Почему инклюзия — это выгодно для всех {#инклюзия}

Инклюзивное образование — это не о том, чтобы из чувства жалости или «для галочки» посадить «особенного» ребенка в обычный класс. Речь идет о создании такой образовательной среды, где каждый мозг, с его уникальным способом обработки информации, может учиться максимально эффективно. И такая среда в конечном счете полезна ВСЕМ ученикам без исключения [2].

Принципы успешной инклюзии для детей с РАС:

Универсальный дизайн обучения (UDL): Предоставление информации в разных форматах (текст, аудио, видео, инфографика) и разных способов выражения полученных знаний (письменный доклад, устная презентация, творческий проект) [2].

Зрительная поддержка: Визуальные расписания, чек-листы, карточки-подсказки с последовательностью действий. Они не только снижают тревожность у детей с аутизмом, помогая им структурировать время и задачи, но и прекрасно помогают в учебе всем остальным детям [13].

Современная учебная среда использует разные форматы информации: цифровые и бумажные, текстовые и визуальные. Такой подход, основанный на принципах универсального дизайна, позволяет каждому ученику выбрать наиболее удобный способ обучения, повышая общую эффективность.
Современная учебная среда использует разные форматы информации: цифровые и бумажные, текстовые и визуальные. Такой подход, основанный на принципах универсального дизайна, позволяет каждому ученику выбрать наиболее удобный способ обучения, повышая общую эффективность.

Зоны сенсорной разгрузки: Специально оборудованный уютный уголок в классе или школе, где можно отдохнуть от шума, яркого света и взглядов. Это не каприз, а жизненная необходимость, которая предотвращает сенсорные перегрузки и мелтдауны, одновременно уча всех детей навыкам саморегуляции [7].

Нейроразнообразие на рабочем месте — это не благотворительность, а конкурентное преимущество.

Передовые компании, которые уже это поняли, получают прямой доступ к уникальным талантам и навыкам, которые часто оказываются недоступны при стандартном найме.

Такие IT-гиганты, как Microsoft, SAP и Google, уже много лет имеют специальные программы по найму людей с аутизмом [9].

JPMorgan Chase в своем внутреннем отчете отметил, что сотрудники в спектре, работающие в их IT-отделах, выполняют задачи в среднем на 48% быстрее и допускают примерно на 90% меньше ошибок, чем их нейротипичные коллеги [9].

Профессии, где аутистическое мышление становится настоящей суперсилой:

Тестировщик ПО, специалист по кибербезопасности: Феноменальная способность видеть ошибки, несоответствия и уязвимости, которые мозг большинства людей просто пропускает [3].

Процесс тестирования программного обеспечения. Внимание к деталям и систематический подход — ключевые навыки в этой профессии. Мышление, характерное для некоторых людей в аутистическом спектре, позволяет эффективно выявлять ошибки и уязвимости, которые могут быть незаметны при стандартном подходе.
Процесс тестирования программного обеспечения. Внимание к деталям и систематический подход — ключевые навыки в этой профессии. Мышление, характерное для некоторых людей в аутистическом спектре, позволяет эффективно выявлять ошибки и уязвимости, которые могут быть незаметны при стандартном подходе.

Аналитик данных, ученый-исследователь: Умение находить скрытые паттерны и корреляции в гигантских массивах бесструктурной информации, а также легендарная настойчивость в решении сложнейших задач [3].

Архивариус, реставратор, библиотекарь, системный администратор: Глубокое, почти интуитивное понимание систем и глубокая погруженность в систематизацию знаний или процессов [3].

6. Спектр жизни: Как живут, любят и работают аутичные взрослые {#взрослая-жизнь}

История об аутизме не заканчивается, когда человеку исполняется 18 лет. Это пожизненная нейрологическая особенность, и взрослая жизнь в спектре полна своих уникальных вызовов, достижений и триумфов [7].

Самоадвокация: «Ничего для нас без нас».

Современное движение за нейроразнообразие провозгласило этот лозунг своим главным принципом. Взрослые люди с РАС все чаще сами становятся главными экспертами в вопросах своей жизни, активно участвуя в создании терапевтических программ, публикуя книги, статьи и выступая с лекциями. Развитие навыков самоадвокации — ключевой фактор для достижения независимости и полноценной жизни [2].

Отношения, дружба и создание семьи.

Вреднейший миф о неспособности людей с аутизмом к любви, глубокой привязанности и созданию семьи был давно и бесповоротно развенчан. Их подход к отношениям может быть более прямым, логичным, менее ориентированным на сложные социальные ритуалы и условности, что зачастую становится основой для невероятно честных, глубоких и надежных связей [7].

Управление ресурсами и ментальное здоровье.

Взрослая жизнь в нейротипичном мире требует от аутичного человека постоянной, ежедневной балансировки. Сенсорные перегрузки, необходимость социального взаимодействия, поддержание рутины — все это колоссально расходует ментальную энергию. Поэтому ключевой навык для взрослого аутиста — научиться тонко чувствовать и распознавать свои лимиты, применять освоенные стратегии саморегуляции и вовремя, не дожидаясь кризиса, восстанавливать силы, чтобы предотвратить профессиональное и эмоциональное выгорание [7].

Данные исследований вселяют уверенность: Масштабные лонгитюдные исследования, отслеживающие судьбы людей с РАС на протяжении 20 и более лет, показывают, что при условии адекватной и своевременной поддержки в детстве и юности, более 70% людей с РАС находят свою профессиональную нишу, а около 60% создают долгосрочные партнерские отношения и семьи [9]. Трудоустройство аутистов — это не утопия, а вполне достижимая реальность.

7. Самое главное, что нужно вынести {#выводы}

1. Аутизм — это нейроразнообразие, а не патология. Это не болезнь, которую нужно вылечить, а целостный, иной тип мышления, имеющий свои объективные сложности и, что крайне важно, — свои сильные стороныМ и суперсилы.

2. Причина — в биологии мозга. Особенности в строении нейронных сетей (DMN), альтернативные пути обработки социальной информации (работа зеркальных нейронов) и уникальный нейрохимический коктейль создают этот уникальный когнитивный профиль.

3. Диагностика — это карта, а не приговор. Она должна выявлять не только трудности, но и сильные стороны, чтобы выстроить персонализированную и эффективную стратегию поддержки.

4. Терапия должна быть этичной и уважительной. Ее цель — не «нормализовать» и «перепрошить», а дать человеку инструменты для коммуникации, саморегуляции и полной реализации потенциала.

5. Инклюзия — это выгодно для общества. Создание доступной и понимающей среды для людей с аутизмом открывает доступ к уникальным талантам и в конечном счете улучшает условия для всех членов общества.

6. Самоадвокация — это право. Люди с РАС (Расстройства аутистического спектра) - должны быть активными участниками и главными экспертами в процессе принятия любых решений, касающихся их жизни.

7. Будущее — за сотрудничеством разных типов мышления. Научный, технологический и социальный прогресс человечества напрямую зависит от сотрудничества и синергии — нейротипичного и аутистического способов восприятия мира.

8. Проверено наукой: Источники, которым можно доверять {#источники}

Каждое утверждение в этой статье проверено и основано на данных современных научных исследований и авторитетных источниках.

1. American Psychiatric Association. (2022). Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-5-TR). — Диагностические критерии.

2. Baron-Cohen, S. (2020). The Pattern Seekers: How Autism Drives Human Invention. — О сильных сторонах аутистического мышления.

3. Grandin, T. (2023). The Autistic Brain: Thinking Across the Spectrum. — Уникальный взгляд изнутри спектра.

4. Journal of Autism and Developmental Disorders. (2023). "Meta-analysis of early intervention outcomes in autism spectrum disorder." — Данные об эффективности ранней помощи.

5. Nature Neuroscience. (2024). "Default Mode Network connectivity in autism spectrum disorder: A comprehensive review." — Новейшие данные о работе мозга.

6. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). (2024). Факт-лист о расстройствах аутистического спектра. — Официальные международные рекомендации.

7. Price, D. (2022). Unmasking Autism: Discovering the New Faces of Neurodiversity. — О жизни взрослых аутистов и феномене «маскировки».

8. Padmanabhan, A. et al. (2017). "The Default Mode Network in Autism." — Фундаментальное исследование о DMN.

9. The Lancet Psychiatry. (2024). "Global prevalence and treatment outcomes in autism spectrum disorder: A systematic review." — Глобальная статистика и данные по исходам.

10. Courchesne, E. et al. (2023). "Neurodevelopmental trajectories in autism: From infancy to adulthood." — Исследование развития мозга и нейропластичности.

11. Mottron, L. (2024). "The power of autism: Enhanced perceptual and cognitive abilities." — Научный обзор когнитивных преимуществ.

12. Dawson, G. et al. (2023). "Early intervention for autism spectrum disorder: Current evidence and future directions." — Данные об эффективности вмешательств.

*

Эта статья — не конец, а начало нашего понимания.

Если вы родитель ребенка в спектре: Запомните самое главное — ваш ребенок не «сломан». Он другой. Ваша важнейшая задача — не переделать его, а понять его уникальную «операционную систему», защитить его от враждебного мира и помочь этому миру понять его. Ищите его сильные стороны, а не боритесь со слабыми.

Если вы педагог: Начните с малого. Введите в своем классе визуальное расписание. Создайте уголок, где можно отдохнуть. Вы удивитесь, насколько эти простые вещи снизят тревожность и улучшат концентрацию внимания у ВСЕХ ваших учеников, а не только у ребенка с аутизмом.

Если вы работодатель: Задумайтесь над этим. Ваш следующий гениальный сотрудник, способный видеть то, чего не видят другие, может просто думать иначе. Пересмотрите свой процесс собеседований — зачастую он отфильтровывает именно тех, кто не умеет «продавать» себя за 5 минут, но способен на выдающиеся результаты.

Если вы просто человек, который дочитал до конца: Вы уже сделали важный шаг. В следующий раз, когда вы увидите в магазине или транспорте ребенка, зажавшего уши и плачущего от громкой музыки, или взрослого, раскачивающегося на месте в очереди, — пожалуйста, не осуждайте и не качайте головой. Возможно, он просто переживает сенсорную бурю и изо всех сил пытается с ней справиться. Простое понимание и отсутствие осуждающего взгляда — это уже огромная поддержка.

Общество, в котором есть место для каждого типа мышления, — это не утопия. Это общество будущего, которое уже начинается сегодня. Спасибо, что вы его часть.

*Проприоцепция (проприорецепция, кинестезия) — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве.