Расцвет Версаля связан с венценосными королями Франции, которых прославил Александр Дюма в своих романах о трёх мушкетёрах, основанных на самых значительных событиях эпохи двух Людовиков. Началось строительство Версаля при Людовике XIII в 1624 году, продолжалось при его наследнике - Людовике XIV, а завершилось только в 1836 году, после эпохи французских революций, когда была построена последняя галерея военных битв.
Ветреный Людовик XIII любил женщин и охоту. Он распорядился в Версале построить охотничий замок. Архитектор Ф. Леруа в 1632-1638 годах перестроил замок в П-образный дворец из кирпича и камня с четырьмя угловыми павильонами. Двор, выложенный мраморными плитами (Мраморный двор), был замкнут семипролётной аркадой.
Король часто охотился в Версале, но иногда появлялся и в Лувре. В 1638 году Анна Австрийская родила долгожданного наследника, которому через пять лет суждено было взойти на престол после смерти Людовика XIII.
В первые годы правления малолетнего наследника, государственными делами занимался первый министр - кардинал Мазарини и королева Анна Австрийская - официальная регентша. Людовик XIV начал управлять страной только после смерти Мазарини в 1661 году. Активное строительство в Версале развернулось в 1664 году.
Геральдический символ Людовика XIV украшает центральные ворота перед королевским дворцом Версаля, под названием "Ворота чести". Людовик выбрал для себя эмблему, изображающую солнце, и получил прозвище "Король-Солнце", закрепившееся за ним не только во французской, но и в мировой истории.
В 1669 году дворец Людовика XIII (Дворец отца) расширили архитекторы Лево и Лебрен. После смерти в 1670 году Лево, строительство продолжили Лебрен и Мансар, пристроив корпуса к основному зданию, которые образовали королевский двор. В те же годы были построены крылья, отходящие к северу и к югу от дворца.
В создании парка самое активное участие принимал сам король. Людовик XIV c детства любил цветы, любовался клумбами своего садовника Ленотра в саду Тюильри. Вместе с Ленотром король распланировал западный партер Версаля.
Зимой, к сожалению, нам не удалось увидеть парк Версаля во всей красе. Припорошенные снегом газоны и клумбы накрыл ещё и зимний туман.
Фасад со стороны парка похож на плоскую театральную декорацию, словно предназначенную Людовиком XIV для постановки праздничного спектакля. Протяжённые фасады версальского дворца, обращённые к парку остались неизменными с 1680 года, когда завершилось основное строительство. Переезд в Версаль короля и его двора состоялся в 1682 году. Но в парке строительные работы продолжались. Появлялись новые фонтаны, аллеи и цветники.
В 1691 году король написал путеводитель под названием "Как осматривать парки Версаля". Перспективы бесконечных аллей парка по замыслу его создателей должны были символизировать просторы Франции, а Grand Canal был призван стать воплощением Лангедокского канала, который был построен в 1667-1694 годах. В Большом канале запускали масштабные копии военных кораблей средиземноморского и атлантического флотов.
Весь Версаль задумывался для демонстрации всему миру успехов Франции в экономике, искусстве, науке, строительстве и военном деле. За несколько веков каприз королей превратился из мечты в грандиозный дворцово-парковый ансамбль. Из окон протяжённой Зеркальной галереи просматривается почти весь западный партер огромного парка.
Долгое время у дворцовой капеллы не было собственного помещения. Проект составил Мансар, но построили её уже после смерти этого архитектора в 1710 году. Капелла замыкает северное крыло дворца.
Роскошная дворцовая капелла оформлена колоннами коринфского ордера. Под богато расписанным плафоном служили благодарственные молебны в ознаменование военных побед и в честь рождения Сыновей и Дочерей Франции. 16 мая 1770 года в капелле прошло брачное богослужение во время венчания Дофина - будущего короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты, которых впоследствии обезглавили на гильотине. Раньше под звуки органа работы Роберта Клико проводились богослужения и церемонии венчания, сейчас в капелле проходят музыкальные концерты. С XIX века Королевская капелла из дворцовой часовни превратилась в концертный зал.
Второй этаж капеллы находится на уровне больших королевских апартаментов. Людовик XIV, при котором была построена часовня, мог слушать богослужения, находясь в своих покоях. Королевские апартаменты носят весьма пафосные названия: салон Геркулеса, салон Венеры, салон Аполлона, салон Войны. Все плафоны в Версале расписаны религиозными, мифологическими или аллегорическими сюжетами, изображающими щедрость, великодушие, верность, благоразумие, милосердие и святость. Все эти эпитеты королевские особы соотносили с собственными персонами. Изображения под названиями: "Апофеоз Франции" или "Людовик XV, дарующий мир Европе" должны были подчёркивать мощь и достоинства великой державы.
Огромный медальон с изображением венценосного Людовика XIV украшает салон Войны - один из самых пафосных залов больших королевских апартаментов. Самовлюблённость французских королей особенно просматривается в их покоях. В роскошных интерьерах использовалось немало золотой парчи, серебра, мрамора и драгоценных пород дерева. В салоне Изобилия выставлялись самые дорогие экспонаты, демонстрирующие богатство Франции. Все предметы из серебра были отданы на переплавку после эдикта против роскоши 1689 года, призванного покрыть военные расходы.
Помпезные королевские покои расположены в старом дворце Людовика XIII. Король-Солнце выбрал в качестве своей спальни помещение в самом центре отцовского дворца, подчёркивая этим, что вся придворная жизнь должна вращаться вокруг его персоны. Первоначально королевская спальня находилась там, где позже расположился салон Меркурия.
Спальня Людовика XIV была сооружена на месте Салона Короля в 1701 году. В те годы, когда правил Король-Солнце, в Версале сформировался идеальный дворцовый этикет, а дворцовые церемонии превратились в непрерывный спектакль. Салон Аполлона использовался для малых приёмов послов.
Зеркальная галерея Версаля по замыслу её создателей должна была демонстрировать превосходство стекольной промышленности Франции над итальянскими стеклодувами Мурано. Напротив каждого окна установлено зеркало, в котором отражается парк и небо. Этот эффект создаёт иллюзию бесконечной лёгкости, воздушности и оптически увеличивает пространство. 17 зеркальных арок, украсивших галерею, в конце XVII века были невиданной роскошью. Говорят, что технологию производства зеркал французы украли у венецианских мастеров.
Роскошные канделябры с изящными подвесками установлены почти перед каждым простенком. Холодный оттенок голубоватого мрамора, обрамляющего оконные проёмы и зеркала, создаёт эффект исчезновения стен. В Зеркальной галерее произошло несколько значительных событий в мировой истории. В 1871 году здесь был провозглашён германским императором Вильгельм I после Франко-прусской войны, а в 1919 году был подписан Версальский мирный договор, положивший конец Первой мировой войне. Но относительно эпохи Людовиков, эти события можно считать эпизодами "новой" истории. Версаль пережил множество перемен. После правления великих монархов старого порядка, эпохи французских революций, времён владычества императора Наполеона и возвращения к власти Бурбонов, Версаль в 1830-х годах стал музеем. После смены функций большинства апартаментов, многие помещения изменили свои первоначальные названия. Но апартаменты королевы остались на прежнем месте.
В покоях королевы ещё больше пышных балдахинов, перьев, позолоты и блеска, несмотря на большое количество драпировки, собирающей пыль. Спальня королевы была построена при Марии-Терезии в 1671-1680 годах. При Марии Лещинской в 1729 году спальню отреставрировали для новой хозяйки, супруги правнука Людовика XIV. Заново обновили покои в 1770 году для Марии-Антуанетты, жены Людовика XVI. В королевском дворце было принято жить напоказ. Королевы даже рожали в присутствии всех придворных, желающих увидеть появление на свет наследника или наследницы. В часы уединения монархи уходили в приватные кабинеты, скрытые за неприметными дверными панелями. У короля Людовика XIV было немыслимое количество фавориток, как и у его преемника. Всем приближённым особам выделялись отдельные комнаты. Бесконечные анфилады покоев отличаются обивкой стен, парадными портретами, росписью на плафоне и безделушками на каминных полках, но рассматривать внимательно каминные часы, вазы и детали интерьеров можно только в первых помещениях, потом внимание рассеивается, и наступает "пресыщение" всей этой дворцовой роскошью. Вместе с билетами при входе выдают наушники и аудиогид, но терпения слушать его хватает не у всех. Редкий посетитель сможет усвоить такое количество информации.
Если Вы пока не утомились, ещё немного исторических подробностей.
Галерея военных битв, которая появилась в Версале в 1836 году, украшена эпическими живописными полотнами, посвящёнными торжеству французского оружия. Вдоль стен установлены бюсты 82 полководцев.
Коллекция живописи Версаля - одна из лучших в Европе.
Картины украшают не только галереи Версаля, но и королевские покои, и апартаменты Дофинов, и комнаты "Mesdames" - дочерей Людовика XV. В королевском дворце существовало строгое разграничение зон: правое крыло второго этажа занимал сам король, и его приближённые, левое крыло второго этажа было отдано в распоряжение королевы, и её придворных дам, правое крыло первого этажа было выделено для фавориток короля, а позже - для дочерей Людовика XV, а левое крыло первого этажа предназначалось для Дофинов.
Некоторые помещения дворца занимают библиотеки. Они должны были символизировать просвещённость монарших особ. Но далеко не все королевские персоны были начитаны. В крыле, где располагаются комнаты дочерей Людовика XV находится библиотека Мадам Виктуар. Так звали самую красивую дочь Людовика XV и Марии Лещинской - принцессу Викторию Французскую. Хотя, правильнее было бы называть её не мадам, а мадемуазель, поскольку замуж она никогда не выходила.
В 1717 году Пётр I заезжал в Версаль во время своей большой поездки по Европе. На картине Луи Эрсана "Встреча царя Петра I и короля Людовика XV" изображён исторический момент, про который ходили легенды. Очевидцы утверждали, что взяв на руки семилетнего венценосного ребёнка, Пётр I воскликнул "В моих руках - вся Франция".
В Петергофе, который превзошёл Версаль, установлен в 2005 году памятник Петру I с малолетним Людовиком XV на руках работы скульптора Карлыханова. Скульптура - точная копия монумента работы Р. Л. Берштама, утраченного в годы Великой Отечественной Войны.
Про роскошные фонтаны Петергофа можно прочитать в одной из моих статей. Фонтаны Версаля нам увидеть не удалось. Зимой парк Версаля не закрывали, но смотреть на замёрзшие аллеи и законсервированные фонтаны у нас не было особого желания. Говорят, что Пётр I, приезжая в Версаль, особо интересовался именно устройством фонтанов, чтобы воссоздать в Петергофе все передовые технологии. Но есть и другая версия, что для Петергофа царь Пётр пригласил не французских, а итальянских фонтанных мастеров. Про это я упоминала в своей статье "Италия. Вилла д'Эсте в Тиволи". Подписывайтесь на мой канал, если Вас интересует история, искусство и достопримечательности разных стран.