Найти в Дзене

В чем разница между хорошей пьесой и пьесой, которая ставится?

Представь себе два стола.

На первом столе лежит хорошая пьеса. Это идеальный, законченный объект. Как роман или поэма. В ней безупречный язык, глубокие философские темы, сложные, многогранные характеры. Её можно читать и получать наслаждение от самого текста. Она самодостаточна. Её главный партнер - читатель и его воображение. Всё, что нужно, уже в тексте. Проблема в том, что часто это - монолог. Блестящий, гениальный, но монолог автора.

На втором столе лежит пьеса, которая ставится. Это не законченный объект, а чертеж, партитура, инструкция по сборке. В ней есть нечто большее, чем просто текст. В ней есть ЭНЕРГИЯ ДЕЙСТВИЯ.

Вот три кита, на которых она стоит:

1. Не слова, а поступки.
Хорошая пьеса может быть полна великолепных монологов о смысле жизни. Пьеса, которая ставится, заставляет героя этот смысл искать, ломая себя и других. Спроси себя: «Что персонаж ДЕЛАЕТ, чтобы добиться своего?» Не «что говорит», а «что делает»? Уговаривает, шантажирует, соблазняет, унижается, взламывает дверь, молча ставит чайник… Действие — это воля персонажа, упирающаяся в волю другого. Это конфликт. Без этого на сцене будет скучно.

2. Не тема, а «машина».
Ты можешь написать гениальную пьесу об одиночестве. Но режиссер и актеры спросят: «А что нам с этим делать?» Пьеса, которая ставится, - это механизм, который запускает цепь событий. Как в детском конструкторе: есть шестеренки (персонажи), есть пружинка (завязка), есть рычаги (кульминации). Завел - и механизм начинает работать. В хорошей пьесе можно долго описывать внутренние терзания героя. В пьесе для сцены он должен принять решение, которое перевернет всё. Поступок — мотор драматургии.

3. Не литература, а «театральная плоть».
Это самое неуловимое. Ты пишешь не только для ума, ты пишешь для сцены. Ты должен мысленно ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ то, что ты написал.

Пауза. Ты ставишь паузу не для красоты, а потому что актеру и зрителю нужно время, чтобы это молчание ПРОЖИТЬ.

Ремарка. «Входит и хлопает дверью» - это действие. «Он говорит, и в его глазах мерцает отчаяние» - это литература. Первое - сыграют. Второе - в лучшем случае проигнорируют.

Диалог. Это не обмен мнениями. Это пинг-понг, где каждый удар по мячу - это атака или защита. Каждая реплика должна менять ситуацию для говорящего и слушающего.

Хорошая пьеса - это как изысканный рецепт, который приятно читать. В нем описаны редкие специи, философия отношения к продукту.

Пьеса, которая ставится - это тот же рецепт, но из доступных на любом рынке продуктов, из которого любой повар (режиссер) сможет приготовить сытное, острое и вкусное блюдо (спектакль), которое будут есть зрители, а не читать гурманы.

Твоя задача - не перестать писать хорошо. Твоя задача - научиться вплетать свою «хорошесть» в эту самую «театральную плоть». Сделать так, чтобы твои мысли и чувства могли дышать на сцене, а не храниться в библиотеке.

ОТКРЫТ НАБОР НА КУРС "ПЬЕСА"
СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!

Ваш

Молчанов