Найти в Дзене
Литрес

Самое дерзкое ограбление в СССР: как гимнаст украл полтора миллиона рублей

История самого громкого ограбления в Советском Союзе началась летом 1977 года в Ереване. Тогда из хранилища Госбанка Армянской ССР исчезла немыслимая по тем временам сумма – полтора миллиона рублей, что сегодня эквивалентно примерно двумстам миллионам. В эпоху, когда за кражу даже нескольких тысяч рублей грозила «вышка», дерзкий налёт на государственную сокровищницу казался невозможным. Но братья Николай и Феликс Калачян не только решились – они сделали это с таким хладнокровием и точностью, что о них ещё долго ходили легенды даже среди опытных воров. Подробнее об истории ограбления, расследовании и ненайденных деньгах расскажем в нашей статье. Братья Калачян были очень разными. Старший, Николай, рос в бедной семье, голодал. Будучи подростком сбежал из дома, его юность была школой выживания. Мальчишка не думал работать, он собрал банду таких же мелких воришек-беспризорников. Однажды они, проломив стену сберкассы, провернули первое успешное ограбление. Феликс, напротив, был полной проти
Оглавление

История самого громкого ограбления в Советском Союзе началась летом 1977 года в Ереване. Тогда из хранилища Госбанка Армянской ССР исчезла немыслимая по тем временам сумма – полтора миллиона рублей, что сегодня эквивалентно примерно двумстам миллионам.

В эпоху, когда за кражу даже нескольких тысяч рублей грозила «вышка», дерзкий налёт на государственную сокровищницу казался невозможным. Но братья Николай и Феликс Калачян не только решились – они сделали это с таким хладнокровием и точностью, что о них ещё долго ходили легенды даже среди опытных воров. Подробнее об истории ограбления, расследовании и ненайденных деньгах расскажем в нашей статье.

Ереванское отделение Госбанка
Ереванское отделение Госбанка

Братья Калачян были очень разными. Старший, Николай, рос в бедной семье, голодал. Будучи подростком сбежал из дома, его юность была школой выживания. Мальчишка не думал работать, он собрал банду таких же мелких воришек-беспризорников. Однажды они, проломив стену сберкассы, провернули первое успешное ограбление.

Феликс, напротив, был полной противоположностью – скромный спортсмен, трудолюбивый гимнаст, мечтавший стать инженером. Но бедность, жена и двое детей, постоянные долги и случайная встреча с Николаем изменили его судьбу. Дальнейшие действия братьев достойны голливудской экранизации.

Мошенники и воры в деле

Вдохновлённые первым успехом – кражей партии дефицитных магнитофонов – Калачяны решились на более крупное дело. Им не хотелось более рисковать и размениваться по мелочам. К тому же, деньги постоянно заканчивались. Вот, если бы пойти на дело, и сразу унести миллион! Николай нацелился на банк. И вскоре случай представился. Через знакомого служащего Госбанка Еревана, Завена Багдасаряна, вор узнал всё о здании: где находятся хранилища, как устроена охрана, и даже – где «тонкое место» в стене, которое можно «вскрыть».

План был продуман до мелочей. 5 августа 1977 года братья решили брать банк в пятницу, чтобы выиграть два дня до понедельника, когда обнаружат пропажу. За неделю до «часа Х» Николай попал в аварию, но приказал брату не откладывать. Феликс отправился один. Через чердак соседнего жилого дома он пробрался в здание, которое имело общую стену с банком, но бетон оказался слишком толстым. У него был необходимый инструмент, но вор понял, что пробить стену за одну ночь у него не получится. Тогда Феликс стал осматривать здание и в банковской комнате отдыха увидел заклеенное плёнкой окно – там шёл ремонт. Он решился на невозможное – прыгнул с крыши прямо в окно третьего этажа. Невероятный трюк, который позже он не смог повторить даже на следственном эксперименте.

 Следственный эксперимент: Феликс Калачян показывает, как проник в хранилище
Следственный эксперимент: Феликс Калачян показывает, как проник в хранилище

Проникнув внутрь, он сделал отверстие в потолке и оказался в хранилище. Там находились мешки, набитые старыми и новыми банкнотами. Не касаясь сейфов, Феликс набил два рюкзака сторублёвками серии «АИ» – всего более 30 килограммов денег – и тем же путём выбрался наружу.

Деньги, которые нельзя тратить

Новость о дерзком налёте докатилась до Москвы молниеносно. Лично Леонид Брежнев приказал найти преступников любой ценой. Расследование кражи поручили МВД. Главная зацепка – серия купюр. Все сторублёвки имели серию «АИ», которая по распоряжению ЦК была снята с оборота. Каждый случай появления таких денег должен был фиксироваться. Но Калачяны догадались, что серию легко вычислить и не тратили добычу, они кутили на старые купюры. Однако деньги требовалось «отмыть». Весной 1978 года сторублёвки серии «АИ» неожиданно всплыли в Узбекистане. Кто-то обменял 150 тысяч рублей. Ошибка местных чиновников, проигнорировавших распоряжение Москвы, дорого обошлась. Сыщики так и не нашли преступников. Время шло, а деньги, как будто растворились.

Роковая ошибка

Братья могли бы избежать поимки, если бы Николай не доверил часть дела Владимиру Кузнецову, брату своей невесты. Тот должен был покупать облигации на сторублёвки в маленьких сберкассах, где кассиры не слишком внимательны. Но Кузнецов оказался слабым звеном. В одной из сберкасс он запаниковал – решил, что кассирша вызывает милицию, и убежал, бросив деньги на стойке. Проверка показала: купюры – из той самой серии «АИ». Вскоре оперативники установили внешность клиента и машину – зелёные «Жигули», на которых он приехал. Номера вычислили быстро – авто было оформлено на сестру Кузнецова, невесту Калачяна.

Арест и приговор

Ночью с 6 на 7 июня 1978 года братьев Калачян задержали в Москве. Они не сопротивлялись и почти сразу во всём признались. Братья в тот вечер планировали уехать на Кавказ, но не успели…

Аоест Николая
Аоест Николая

Суд не был долгим. Приговор – высшая мера, расстрел. Багдасарян получил 11 лет, Кузнецов – 7. Для братьев приговор стал ударом: они не пролили ни капли крови, но государство не прощало тех, кто тронул его кассу. Николай написал письмо председателю Верховного Совета Армении Бабкену Саркисову, обещая раскрыть имя покровителя, который, по его словам, помогал организовать ограбление. Саркисов действительно добился помилования, но органы почему-то так спешили с расстрелом, что расправились с братьями на неделю раньше положенного срока. Помилование пришло всего на сутки позже исполнения приговора.

По официальной версии, воры потратили только часть денег, бесследно пропало от 500 до 800 тысяч рублей. Бывшие сотрудники КГБ уверены: деньги остались у третьего соучастника, человека, который занимал высокий пост – возможно, в партийных или правоохранительных структурах. Тому, кто «крышевал» братьев, нужно было избавиться от свидетелей. И именно поэтому, считают некоторые, помилование опоздало «случайно».

Похожие материалы:

  1. Дело советского школьника-маньяка: как Вова Винничевский шокировал всю страну, а его родители потребовали расстрела.

Больше историй о громких преступлениях вы можете прочесть из следующих книг:

-4