Его карьера – это роковые связи с ЦРУ и КГБ, предательства, интриги, взлёты и трагический финал. История жизни шпиона под кодовым именем Тригон (Трианон) отражена не только в документах спецслужб, но и в различных фильмах и телесериалах. О судьбе уроженца Севастополя, Александре Дмитриевиче Огороднике, одном из самых резонансных двойных агентов Холодной войны, расскажем в этой статье.
Его дед был зажиточным кузнецом, а семья едва пережила революцию – чуть не став жертвой крестьянского самосуда в 1917 году, но спасло их лишь отсутствие ограды вокруг фамильного дома. Его путь – типичен для советской элиты: Александр окончил МГИМО и стал специалистом по Латинской Америке – идеальным кандидатом для КГБ. Огородник вскоре добился желаемого, и в качестве сотрудника Министерства иностранных дел СССР был направлен в зарубежные дипломатические миссии. Его мечта, увидеть мир за пределами Союза, сбылась. Однако реальность отличалась от его ожиданий. Работая в Боготе, Огородник столкнулся с жестокими реалиями советской дипломатии. Он видел доносы, карьеризм и фальшь, что окончательно подорвало его веру в идеалы коммунизма.
Он писал в дневнике, что самым сильным потрясением для него стали документы, раскрывающие масштабы сфабрикованных дел и вынесенных смертных приговоров во времена сталинских репрессий. Огородник осознал, что за фасадом прославляемого гения и государственного лидера скрывался человек замкнутый, недальновидный и зачастую некомпетентный. По его наблюдениям, именно эта ограниченность и страх потерять власть едва не привели страну к военной катастрофе.
Эти записи впоследствии будет использовать дочь Огородника, чтобы «отбелить» отца.
В Колумбии шпион встретил испанскую фотомодель Пилар Суарес, и между ними вспыхнул роман. Их отношения попали под наблюдение ЦРУ, которое решило использовать чувства Огородника. Вскоре агенты предложили ему сотрудничество. Вербовка прошла в турецком хаммаме. Ему обещали деньги и американское гражданство, в том числе и для Суарес. С того момента советский дипломат стал агентом «Трианон».
ЦРУ снабдило его миниатюрными камерами, шифровальными устройствами и адресами тайников. Огородник передавал секретные документы, включая планы СССР по Китаю. Американцы получили ценнейшую информацию, а Огородник стал важным агентом внешней разведки. Он получал деньги на счета Пилар Суарес, которой удалось сколотить приличное состояние. Американцы были очень щедры, вспоминала она. Когда разведчика срочно вызвали в Москву, Пилар была беременна, но ЦРУ запретило ей сообщать ему об этом. Его дочь Алехандра Суарес много лет будет считать, что её отцом был погибший немецкий математик.
Огородник продолжал работать под всё возрастающим риском в Москве. Связь поддерживала с ним сотрудница посольства США Марта Петерсон, передавшая оборудование, плёнку и ручку с ядом для самоубийства в случае провала. Государственный секретарь США Генри Киссинджер лично признавал работу Трианона важной и очень полезной. ЦРУ ценило шпиона, однако, даже не подозревало, что он уже попал под контроль КГБ. Двойной агент в то время решил обзавестись связями. Он избавился от бывшей возлюбленной и сделал предложение дочери секретаря ЦК КПСС Русакова Константина. Невеста Ольга даже не подозревала, что агенты ЦРУ очень интересуются её жизнью. Для Трианона она была бы идеальным прикрытием, к тому же, могла обладать ценными сведениями.
Однако стать супругой шпиона ей не удалось: 21 июня 1977 года Огородник был пойман. Он знал, что его ждёт, и попросил бумагу, чтобы дать подробные показания. Ручку использовал свою – с ядом в колпачке, который успел принять. Существует ещё одна версия смерти разведчика – его устранили в собственной квартире, чтобы избежать скандала в случае судебного процесса. Вскоре была задержана и Марта Петерсон.
Позже выяснилось, что их выдал чехословацкий переводчик Карел Кёхер, работавший на советские спецслужбы. Его впоследствии обменяли на политзаключённых.
Память
Не понятно, как Огородник хотел вернуться к Суарес, какой у него был план. История Трианона вдохновила советского писателя Юлиана Семёнова на создание романа, по которому был снят одноимённый сериал «ТАСС уполномочен заявить...». Некоторые моменты из биографии Огородника использовал режиссер Стивен Спилберг в картине «Шпионский мост».
Спустя годы дочь Огородника, Алехандра Суарес, защищала имя отца, заявляя, что он не был предателем, а боролся с несправедливостью внутри системы. Сейчас она ищет родственников в России, надеясь восстановить связь с семьёй отца. Суарес также опубликовала две книги: «Кодовое имя: Тригон» и «Мой отец – русский шпион». Вы бы хотели их прочесть?
Похожие материалы:
Полезная литература:
- «Атомные агенты Кремля. Западные ученые укравшие секреты ядерной бомбы», Александр Колпакиди, Сергей Чертопруд.
- «Пережить холодную войну. Опыт дипломатии», Александр Гольц.
- «Дожать Россию! Как осуществлялась Доктрина ЦРУ», Аллен Даллес, Райнхард Гелен.