2010 год порадовал зрителей многими классными картинами. Кристофер Нолан подарил нам "Начало", а Дэвид Финчер – "Социальную сеть", Рассел Кроу сыграл в "Робин Гуде", а Джейк Джилленхол – в "Принце Персии", в России вышли драма "Как я провел этим летом" и трагикомедия "Неадекватные люди". Однако в топах вы вряд ли найдете одну выдающуюся картину, точно заслуживающую вашего повторного просмотра. Даррен Аронофски, автор "Реквиема по мечте" и "Рестлера", снял фильм о... балете – но такой, что он заставляет вас вжаться в кресло от ужаса. Сегодня мне хочется обсудить с вами историю создания и внутренние смыслы "Черного лебедя".
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Я не являюсь поклонником балета. Всё, на что меня хватило в жизни – это просмотр телеверсий "Щелкунчика", "Лебединого озера" и "Ромео и Джульетты". Наверное, это действительно прекрасно, но я больше люблю кино. В том числе и кино о балете, такое появляется нечасто, но тем ценнее каждый рассказ о тех, кто ставит спектакли и играет в них ведущие роли. "Черный лебедь" – один из самых любимых моих фильмов, он собрал не только великолепный актерский состав, но и выполнен в уникальном для темы жанре. К тому же финал картины о балерине погруженной в работу настолько, что это сводит ее с ума, открыт для самых разных интерпретаций. Зрители такое любят, а поскольку фильму недавно исполнилось 15 лет, я хочу раскрыть вам некоторые его тайны.
Начать стоит с того, что режиссер Даррен Аронофски долгое время был одержим балетом – он называл танец вершиной искусства и мечтал снять фильм о том, как рождается это волшебство. В какой-то момент Аронофски на полном серьезе планировал добавить сюжетную линию с балетом в свой фильм "Рестлер" – ему нравилась идея противопоставить "высокое" и "низкое" искусство: танец и борьбу. В первоначальном варианте сценария герой Микки Рурка должен был быть влюблен в балерину, что дало бы картине еще один уровень драматургического конфликта. К счастью, режиссер быстро понял, что миры балета и рестлинга заслуживают раздельного экранного воплощения, и балерина "отпочковалась" в обособленный проект.
За основу своей истории Даррен Аронофски взял сценарий Андреса Хайнца "Дублер" – действие в нем разворачивалось не на балетной сцене, а театральной, а главную героиню звали Александрия. Аронофски удалось увлечь Хайнца идеей перенести сюжет в мир танца – совместно с Джоном Махлохлином и Марком Хейманом сценаристы полностью перенастроили сеттинг, развили персонажей и нашли особый подход к жанровому представлению истории. Последнее особенно важно, ведь драма о конфликте внутри балетной труппы и конкуренции за ведущую роль в новой постановке – это слишком банально. Авторы трансформировали понятный сюжет о стремлении к совершенству в психологический триллер, соседствующий с хоррором. И это делает "Черного лебедя" совершенно особенным.
Лишь на старте лента двигается в колее классической драмы – зрителю кажется, что его окутывает классическая история о недружелюбной профессиональной конкуренции в мире искусства. Но по мере нарастания напряжения мы замечаем, что ухудшение психического состояния главной героини Нины ведет к изменению самой ткани реальности вокруг героини. Многим хорошо известны примеры пугающего погружения актеров в роль с головой – вспомним хотя бы жуткие эксперименты Кристиана Бейла с весом или сумасшедший трип Хита Леджера перед съемками "Темного рыцаря" – поэтому пугать одержимость Нины начинает не сразу. Но с каждой минутой тревожность растет, пока не взрывается шокирующим крещендо.
Психологическое давление, вроде встречи своего двойника на улице – это лишь вершина айсберга. Чем больше Нина погружается в работу над образом, тем страшнее становится ее оторванность от реальности. Аронофски – ничуть не Дэвид Кроненберг, но в "Черном лебеде" Даррен показывает себя мастером телесного хоррора. Его героиня получает не только бытовые или профессиональные травмы, выраженные через царапины и вывихи, ее начинают преследовать кошмары разрушения тела и трансформации – жуткий эпизод с заусенцем и появление признаков превращения в птицу нацелены не просто напугать зрителя, а продемонстрировать выход Нины за грань психической нормы. Это один из лучших примеров использования ужаса для углубления драматизма.
Финальная сцена "Черного лебедя" встала в один ряд с другими яркими картинами, концовка которых не может интерпретироваться однозначно. Как фанаты годами спорят о том, падает ли волчок в "Начале", выжил ли герой Цоя в "Игле" и снятся ли электроовцы Деккарду из "Бегущего по лезвию", так и падение Нины на сцене в "Черном лебеде" можно трактовать двояко. С одной стороны, нам показывают и рану, и лужу крови, и обволакивающий тускнеющую картинку белый свет – всё это можно воспринимать, как однозначное указание на гибель балерины. Но с другой – мы же понимаем, что Нина – тот самый "ненадежный рассказчик", которого так любят использовать в кино и сериалах для запутывания зрителя. Слишком многое в фильме указывает на то, что персонаж Натали Портман живет в собственном иллюзорном мире. Вполне вероятно, что отрыв от реальности давно стал причиной отстранения ее от постановки, а последний танец – лишь игра ее воображения.
Однозначных выводов, кстати, избегают и сами авторы. Так, например, известно, что Портман после съемок сцены, где она умирающая лежит на сцене, указала режиссеру на то, что кровь растекается немного странно – она бежит по колготкам так, словно у героини случились "женские проблемы". На это Аронофски заметил, что всё так и задумано – это символизирует превращение Нины в женщину. Постановщик убедил Натали, что ее героиня вовсе не умирает – Нина символически убивает в себе маленькую девочку, зависимую от мнения других, и превращается в женщину, устремленную к совершенству. В этом аспекте Аронофски подвергся даже небольшой критике, ведь и предыдущий его фильм – тот самый "Рестлер" – тоже ставит, скорее, не точку, а многоточие.
Раз уж я указал на Натали Портман, нужно обязательно упомянуть ее подлинную роль в проекте. Актриса не только исполнила главную роль, она стала настоящей опорой для Аронофски. На первых порах в проект мало кто верил, однако задолго до того, как режиссер получил от студии "добро" и скромный бюджет, Натали уже начала заниматься балетом, причем сама оплатила свои уроки. Она же подсказала Даррену обратить внимание на Милу Кунис, зная, что та в детстве профессионально занималась танцами. Еще один показательный случай произошел уже на съемках – выполняя пируэт Портман упала и повредила себе ребро, но на съемочной площадке не оказалось врача, на его услуги просто не оказалось денег. По возвращении из больницы Натали отказалась от персонального актерского трейлера в обмен на присутствие за кадром медиков. По признанию Аронофски, без Натали фильм бы не вышел.
Забавно, что Портман и Кунис очень быстро нашли общий язык и превратились в настоящих подруг. Аронофски же, наоборот, стремился внести в эти отношения раздор, чтобы в кадре актрисы проявляли подлинное соперничество, а не играли. Для этого режиссер рассылал Натали и Миле персональные сообщения, в которых хвалил другую. Но уловка не возымела успеха – подруги делились похвалами, искренне радуясь друг за друга. Куда большее напряжение вызвал наградной сезон. Дело в том, что после премьерного показа в рамках Венецианского кинофестиваля 1 сентября 2010 года награды удостоилась только Мила Кунис – она получила приз "Лучшему молодому дарованию". А вот Портман, несмотря на все прогнозы, осталась без Кубка Вольпи лучшей актрисе. Впоследствии Натали взяла и "Золотой глобус", и "Оскар", но нервы ей потрепать успели.
Прежде чем добраться до широкого зрителя, "Черный лебедь" облетел множество фестивалей и везде был принят с большим воодушевлением. Критики отмечали успешное преодоление штампов, связанных с темой балета в частности и творческих коллективов вообще. Практически всем пришлась по душе актерская самоотдача Портман, воодушевило удачное возвращение на экраны Барбары Херши и Вайноны Райдер, впечатлила эмоциональность Милы Кунис. Но нашлись и недовольные – Аронофски укоряли за прямолинейность, китчевость и перегруженность киноязыка. Проследовав через частокол фестивалей и киносмотров до массового зрителя лента добралась только в декабре (в России фильм и вовсе вышел в феврале 2011-го) – но релиз превзошел все ожидания. Лента стоимостью в 13 миллионов долларов в прокате собрала 332 миллиона!
Значение "Черного лебедя" для его создателей сложно переоценить. В карьере Даррена Аронофски это второй самый кассовый фильм, уступает он только "Ною", вышедшему в 2014 году. Однако критическая и зрительская оценки "Лебедя" значительно превосходят конкурента – кино о балете получило пять номинаций на "Оскар", а библейскую легенду отметили только номинацией на "Золотой глобус", да и то – за песню. Натали Портман роль Нины Сейерс принесла первый и пока единственный "Оскар", Милу Кунис, как я уже писал, отметили венецианской Наградой Марчелло Мастрояни. Небольшая, но яркая роль Вайноны Райдер открыла ей дверь для возвращения в Голливуд после некоторого забвения. Убедительность Венсана Касселя на несколько последующих лет поставила его в верхние ряды самых востребованных актеров.
Впрочем, стоит отметить и тот факт, что от съемок в "Черном лебеде" и у Кунис, и у Портман осталось довольно мрачное послевкусие. Мила, несмотря на весь опыт и подготовку, вышла из процесса тренировок довольно потрепанной. "Я порвала связку, вывихнула плечо, у меня два шрама на спине – вряд ли когда-нибудь я еще соглашусь танцевать. Эти съемки были самыми сложными в моей жизни" – вспоминала актриса. Помимо изнурительных танцевальных тренировок, Мила Кунис также придерживалась строгой диеты и курила сигареты, чтобы добиться изможденного вида, необходимого для образа Лили. Натали Портман, в свою очередь, получила несколько порезов во время съемок потасовки в гримерке, однако, актриса утверждает, что из-за перенапряжения она не помнит подробностей – мозг просто вытеснил тревожные воспоминания.
Всё это говорит о невероятной самоотдаче всех тех, кто приложил руку к созданию этого великолепного фильма. Совокупность стремления режиссера рассказать нетривиальную историю, таланта актеров, работоспособности исполнительницы главной роли и профессионализма ее партнерши выразилась на пленке (именно на пленке – Аронофски снимал по старинке, чтобы избежать глянца в изображении страданий персонажей) необыкновенно глубоким погружением в природу борьбы за совершенство. Болезненное стремление к перфекционизму показано действительно страшным недугом, уродливым психозом, опасным для окружающих и еще более – для самого себя. В этом есть противоречие – фильм о порочной тяге к совершенству снят людьми, которые каждым кадром этого совершенства и добивались. Но пусть вас это не удивляет – кино и работает только тогда, когда порождает противоречия...
Сколько бы я ни написал, текст не заменит изображения. Поэтому самой лучшей вашей реакцией на этот материал будет поиск возможности посмотреть "Черного лебедя" еще раз. Да, к сожалению, сейчас эта картина некоторыми своими аспектами перешла границы дозволенного в Российской Федерации (автор осуждает деятельность экстремистских и террористических организаций), но если отбросить часть сцен и не делать на них акцент (я же в статье обошелся без этого), то кино всё еще работает, трогает и поражает. Это действительно необычное кино – чарующее, эмоциональное и болезненное. Красота здесь соседствует с болью, конкуренция – с любовью к искусству, успех – с кровью. Ничего лучше о балете снято не было. Занавес.
Хочу напомнить, что на канале действует Премиум-раздел с материалами, которые недоступны в общей ленте - сейчас там публикуются тексты об истории фильмов для взрослых и анализ мнения иностранцев о советских и российских картинах. А впереди большая жанровая подборка по итогам первой четверти XXI века! Кроме того, вы можете отблагодарить автора целевым донатом - с вашей помощью я смогу продлить подписки на различные ресурсы, которые позволяют писать на актуальные темы и нестандартно рассказывать о классике. Вместе здесь будет интереснее!
Расскажите в комментариях о своем отношении к этой картине. Как вы воспринимаете финал? Пережила ли, по-вашему, свой триумф Нина? Чего для вас в "Черном лебеде" больше – ужаса, триллера, драмы или, может, производственного кино? Делитесь эмоциями и впечатлениями – они вдохновляют меня на новые статьи. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, Танцуйте, словно вас никто не видит, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: