Чему учит нас Господь Иисус Христос? И почему Он не учит справедливости? Об этом рассказал протоиерей Димитрий Смирнов.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Все люди от мало до велика чувствуют, что должна быть на свете справедливость. Ко мне одна женщина пришла и говорит: «Почему я за свою работу получаю мало, а другая, работая меньше, получает гораздо больше?»
Человек себя любит чуть больше, чем любого другого. А Господь хочет нас научить, чтобы мы любили ближнего, как себя самого. Любили ближнего не больше себя (это для нас невозможно), а хотя бы как себя. Потому что, если мы любим ближнего меньше, чем себя, то никакой любви тут нет.
Придите в любую больницу, подойдите к больному человеку и скажите ему: «Вот ты не болел раньше, а теперь справедливо будет, если ты поболеешь». Вы думаете, ему станет легче? Нет. Наоборот, эти слова его обидят. Они его не утешат. Потому что в справедливости нет утешения. Слова справедливости бессмысленны.
Бог наш — это не Бог справедливости. Исаак Сирин говорит: «Не называй Бога справедливым. Потому что если бы Он был справедливым, то ты уже был бы в аду». Бог не справедлив, Он милостив.
Отец Небесный за нас, грешников, отдал на смерть Сына Своего единородного, который ни в чём не был виноват. Причём на самую лютую смерть. Христос умер на кресте от боли. Если человеку на кресте удаётся превозмочь боль, тогда он умирает от удушья. Это даже представить невозможно.
Бог не справедлив, он милосерден. И человек, у которого сердце не отзывается на чужую боль, не может быть с Богом. Потому что Бог есть любовь. И не потому что Бог его за что-то наказал. Просто Царство Божие — внутри нас. И Царство Божие приходит в сердце с благодатью. А если сердце каменное, то благодать просто не может туда войти.
Апостол Павел говорит:
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать».
В чём сила? Главная сила у человека — в уме. Умный должен не отталкивать ногой дурака, а помочь ему. Физически сильный должен защитить физически слабого. Богатый должен помочь бедному. Здоровый должен помочь больному.
Тот, у которого счастливая семья, должен дать возможность погреться у своего очага тому, у кого с этим очень большие проблемы. Потому что всё самое основное человек получает в семье. А если в семье не было нормального отношения и воспитания, то вообще очень трудно стать человеком.
Везде царит закон джунглей. И как, живя в джунглях, жить по любви? Задача фантастическая. Но Иисус Христос её выполнил. За Ним эту задачу выполнили и апостолы. Ну, и до нас докатилось.
Собственно, только ради этого и стоит жить. Потому что это — вечное. А всё остальное, к сожалению, временное. И с точки зрения высоты человеческого духа, малоинтересное. Потому что интересно послужить ближнему, а не одеваться дорого и богато или есть креветки и кальмары, запивая их коньяком.
На любой банкет приди — одни сплошные изыски. Даже картошка с огурцами солёными и то кажется приятней. Это же — совершенно не жизнь, не говоря уже о том, что это очень вредно. Может быть, кому-то это кажется престижным. Но это какой-то поросячий престиж. Немецкий философ Фейербах говорил: «Человек есть то, что он ест». Если мы будем жить по Фейербаху, то мы просто-напросто превратимся в свиней.
У нас должны быть какие-то другие задачи, которые не связаны с нашей животной сущностью. Единственный дефицит в обществе — это дефицит любви. И Христос пошёл на смерть, чтобы дать нам любовь. И мы нигде её не можем взять, кроме как у Бога.
Цель у христианина должна быть только одна: смягчение своего злого сердца. Чтобы за свою недолгую жизнь научиться любить. И не надо за этим в Африку ездить или в Китай. Всё рядом. Протяни руку — вот твой муж, сын, мама. Сделай ещё шаг — вот твой сосед...
Можно жить в злобе годами. Можно всё время что-то друг другу доказывать, выдвигать претензии, можно без конца друг другу надоедать. Можно на земле устроить такой ад. Можно устроить ад в своей собственной семье и мучить самых близких людей.
Ну, и что, если ты в среду отказался от яичка? Да ты съешь кровавый ростбиф и хотя бы один вечер помолчи. Дай людям отдохнуть от твоих бесконечных нравоучений: что можно, а что нельзя. Дай людям выспаться.
Бывает, что человек сорок лет ходит в церковь и не может прилично себя вести. А как человек может стать христианином, если он ведёт себя неприлично? Это просто невозможно. Сначала мы учимся более простым вещам.
На самом деле, христианство — это очень простая вещь. Люби ближнего, как самого себя. Не делай другому того, чего не хочешь себе.
Вот, собственно, и всё.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.