Найти в Дзене
Смотри в себя

Почему наказанием человека не исправишь? Объясняет священник

Бывает ли эффективным наказание человека, в частности, ребёнка? Об этом рассказал протоиерей, миссионер и педагог Димитрий Смирнов. Димитрий Смирнов, протоиерей: Нам всем нужно обязательно учиться находить в человеке доброе. Тут иной пьяница может сказать: «Я — негодяй, пью, а люди мне ни одного худого слова не сказали, не укорили...» И, возможно, его станет мучить совесть. Он ещё один раз выпьет, второй, третий, а потом перестанет. Раньше он мог бы сказать: «Все вокруг такие злые и скандальные, постоянно ругаются. Я поэтому пью». А когда вокруг мир и тишина, то ему самому станет совестно от того, что он делает. Собственно, только совесть и может заставить человека измениться, но никак не ругань. Ругань никого и ни в чём убедить не может. Это бесполезное занятие. Ругань не только не убеждает, она отталкивает человека. На маленького ребёнка ещё можно воздействовать тем, чтобы наподдать ему. Наподдать с любовью. А вот со взрослым этот номер не пройдёт. Есть у нас в стране исправительно-

Бывает ли эффективным наказание человека, в частности, ребёнка? Об этом рассказал протоиерей, миссионер и педагог Димитрий Смирнов.

Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель.
Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель.

Димитрий Смирнов, протоиерей:

Нам всем нужно обязательно учиться находить в человеке доброе. Тут иной пьяница может сказать: «Я — негодяй, пью, а люди мне ни одного худого слова не сказали, не укорили...»

И, возможно, его станет мучить совесть. Он ещё один раз выпьет, второй, третий, а потом перестанет. Раньше он мог бы сказать: «Все вокруг такие злые и скандальные, постоянно ругаются. Я поэтому пью».

А когда вокруг мир и тишина, то ему самому станет совестно от того, что он делает. Собственно, только совесть и может заставить человека измениться, но никак не ругань.

Ругань никого и ни в чём убедить не может. Это бесполезное занятие. Ругань не только не убеждает, она отталкивает человека. На маленького ребёнка ещё можно воздействовать тем, чтобы наподдать ему. Наподдать с любовью.

А вот со взрослым этот номер не пройдёт. Есть у нас в стране исправительно-трудовые колонии. Разве там кого-то перевоспитывают? Нет. Люди выходят оттуда ещё хуже, чем пришли. Пришёл вор, ушёл убийца. И кому это надо?

Существует мнение, что наказания надо ужесточать. Ужесточение только зло умножает. Чем хуже к человеку относишься, тем больше злобы в нём возникает. По большому счёту, к преступнику надо относиться с ещё большей любовью, чем в семье или производственном коллективе. Если мы хотим в нём что-то изменить.

Изоляция от общества, конечно, нужна. Потому что есть люди, которые управлять собой не могут никак. Конечно, надо изолировать. Но не надо бить, истязать, мучить голодом, лишать переписки с родственниками, лишать свиданий... В тюрьме жизнь должна быть вполне нормальная. С любовью и добром.

Рождается ребёночек хорошим. Почему же он становится преступником? Почему за пятнадцать лет он превращается в плохого? Кто виноват в этом? Мы. Потому что мы не научили его любви. И поэтому он стал плохим.

Нам надо это понять. Потому что именно из-за этого жизнь наша такая мрачная, страшная и тяжёлая. И если мы это поймём, то жизнь вокруг нас начнёт преображаться. Но преображение всегда начинается с нас самих. С меня.

Когда меня спрашивают, надо ли применять телесные наказания к детям, я отвечаю, что моя тридцатилетняя практика показывает, что телесные наказания неэффективны.

Девочек вообще нельзя бить. А по отношению к мальчикам телесные наказания можно применять во временном отрезке от девяти до двенадцати лет. И то это можно осуществлять только в связке «сын-отец», только один раз в год и только за что-то серьёзное, вопиющее.

Дать ремня, а затем утешить ребёнка, объяснив ему, что это — вынужденная мера. Объяснить причину таковых действий без злобы, без раздражения... Потому что агрессия может породить только агрессию.

Как разовая мера это может быть очень эффективным методом. Ко мне однажды подошёл прихожанин и сказал, что он очень благодарен своему отцу за то, что он его выпорол за первую сигарету. С тех пор он ни разу не курил.

Почему я делаю акцент на том, что это должна быть разовая мера? Если это делать часто, то наказание превратится в садизм. И ребёнок в результате такого воспитания научится только врать, скрывать и изворачиваться. А наша задача — оказать положительное воздействие.

Нельзя наказывать детей сгоряча. Потому что человек в гневе не может сотворить правды Божьей. В гневе человек даже может не рассчитать силу удара и нанести вред организму.

В гневе, злобе, раздражении нельзя осуществлять педагогический процесс.

Димитрий Смирнов: «Рождается ребёночек хорошим. Почему же он становится преступником? Почему за пятнадцать лет он превращается в плохого? Кто виноват в этом? Мы. Потому что мы не научили его любви».
Димитрий Смирнов: «Рождается ребёночек хорошим. Почему же он становится преступником? Почему за пятнадцать лет он превращается в плохого? Кто виноват в этом? Мы. Потому что мы не научили его любви».

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.