Найти в Дзене
Смотри в себя

Осуждая других, мы тешим свою гордость. Объясняет священник

Почему нам нравится осуждать, рассказал протоиерей Димитрий Смирнов. Димитрий Смирнов, протоиерей: Самый распространённый наш грех — это осуждение. Мы всё время осуждаем других людей. Нам очень нравится это занятия. Даже ко всяким уловкам прибегаем: «Это я — не в осуждение, а в рассуждение». На какие только хитрости не пускаемся, чтобы согрешить. А что такого привлекательного в том, чтобы осудить? Осуждая, мы тешим свою гордость. Когда я говорю о ком-то какие-то гадости, то я возвышаюсь над ним. И это тешит моё самолюбие. Потому что всякая страсть нуждается в пище. Если страсть чревоугодия нуждается во вкусной пище, то страсть гордости нуждается в осуждении. Почему ты осуждаешь? Вероятно, ты забыл, что ты — такой же грешник. Ты — такой же приговорённый осужденный, а не судья. А судья — это Господь Бог. И когда ты судишь кого-то, то ведёшь себя, как бессовестный наглец. Ты присваиваешь себе Божьи прерогативы. В Евангелии говорится: «Кто ты, осуждающий чужого раба...?» Ты не имеешь никак

Почему нам нравится осуждать, рассказал протоиерей Димитрий Смирнов.

Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель.
Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель.

Димитрий Смирнов, протоиерей:

Самый распространённый наш грех — это осуждение. Мы всё время осуждаем других людей. Нам очень нравится это занятия. Даже ко всяким уловкам прибегаем: «Это я — не в осуждение, а в рассуждение».

На какие только хитрости не пускаемся, чтобы согрешить. А что такого привлекательного в том, чтобы осудить? Осуждая, мы тешим свою гордость.

Когда я говорю о ком-то какие-то гадости, то я возвышаюсь над ним. И это тешит моё самолюбие. Потому что всякая страсть нуждается в пище. Если страсть чревоугодия нуждается во вкусной пище, то страсть гордости нуждается в осуждении.

Почему ты осуждаешь? Вероятно, ты забыл, что ты — такой же грешник. Ты — такой же приговорённый осужденный, а не судья. А судья — это Господь Бог.

И когда ты судишь кого-то, то ведёшь себя, как бессовестный наглец. Ты присваиваешь себе Божьи прерогативы. В Евангелии говорится:

«Кто ты, осуждающий чужого раба...?»

Ты не имеешь никакого права судить. Ты сам тонешь в грехах. Но гордость не даёт тебе увидеть собственные грехи. Тебе кажется, что другой человек — грешный. На самом деле, ты хуже его в тысячу раз.

Авва Исайя сказал:

«Если придёт тебе помысел осудить ближнего в каком-либо грехе, то сначала подумай о себе самом — не более ли его сам ты грешен? И если ты думаешь, что делаешь доброе — не надейся, что ты угодил Богу. Тогда не дерзнёшь осуждать ближнего».

Потому что каким судом судишь, таким судом будут судить и тебя. И вскоре от тебя пух и перья полетят. В неосуждении ближнего и в неуничижении его заключается спокойствие совести. Это очень важный момент.

Если человек осуждает другого, то совесть его не может быть спокойной. При условии, что она ещё жива. Если она умерла, то человек осуждает всех подряд с утра и до вечера. Так поступает человек с сожжённой совестью. А если она жива, то она даёт о себе знать.

Если человек уничижает кого-то, осуждает, оговаривает, сплетничает о ком-то, благодать Святого Духа сразу отходит от человека. И ему становится сначала грустно, потом тоскливо, а потом уныло.

И всё, что он делал хорошего до этого, сделано впустую. Он, может быть, молитвенное правило с вниманием прочитал, Писание почитал, соседу соль дал. Всё — насмарку. Из-за одного только осуждения.

Как только человек начинает осуждать, то на него сразу же нападают блудные помыслы. Как только осудил — сразу блуд. Хуже, чем от вина. Поэтому надо бояться осуждения. Тогда сердечко твоё останется в покое.

В Патерике сказано:

«Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, также как он, преступаешь закон. Ибо Сказавший: не прелюбодействуй, сказал также: не суди».

На эту фразу можно было бы сказать: «Гениально!» Но это — от Духа Святого. Гении тут не при чём.

Ещё одна цитата из Патерика:

«Один из отцов, увидев некоего согрешающего, сказал с горькими слезами: сей ныне пал, а я — завтра».

Он невольно согрешил, потому что в его словах был оттенок осуждения. А почему он сказал «я — завтра»? Потому что есть такой закон духовной жизни: если ты видишь сучок в глазу брата твоего, то завтра из твоего глаза будут вынимать бревно того же сорта. Потому что увидеть грех можно только тот, который есть в тебе.

Если мы увидим, как кто-то согрешил, нужно воздержаться от осуждения. И нужно считать себя грешником более его. А чтобы считать себя грешником более его, это нужно увидеть. А увидеть это может только человек смиренномудрый.

Дело в том, что первая ступень блаженства — это нищета духовная. Святые отцы говорили, что нищета духовная — это когда человек видит себя хуже всех людей. И когда увидишь, что каждый грешник лучше меня, тогда устроение в твоей душе будет правильным.

А если ты приобрёл смиренномудрие, то, значит, приближаешься к блаженству.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.