Найти в Дзене
Pro.историю

Купальная машина. Специальная "карета" XIX века для уединения на пляже. Автор и время её изобретения до сих пор вызывают споры

Викторианская эпоха отличалась строгими нравственными устоями, однако люди XIX века не отказывались от развлечений и посещения пляжей. Правда, даже на побережье они сохраняли скромность в одежде: женщины носили кринолины, а мужчины - брюки с пиджаками. Для переодевания использовались специальные вагончики, на которых можно было даже заезжать прямо в воду. На береговой линии выстроились небольшие деревянные или брезентовые домики. С одной стороны такого вагончика была лестница, а с другой - крепления для оглоблей. В эти оглобли можно было впрячь либо сильного слугу, либо нанять извозчика с лошадью, которых в округе хватало. Внутреннее пространство купальной машины обустраивали с учётом пожеланий владельца и обставляли всё так, чтобы внутри было комфортно. Здесь находились вешалки для полотенец и халатов, шкафчик для хранения мыла и парфюмерии, а также мешок для мокрой одежды. Белые эмалированные стены часто декорировали зеркалами, а пол укрывали ковриком. Для большей приватности некото
Оглавление

Викторианская эпоха отличалась строгими нравственными устоями, однако люди XIX века не отказывались от развлечений и посещения пляжей. Правда, даже на побережье они сохраняли скромность в одежде: женщины носили кринолины, а мужчины - брюки с пиджаками. Для переодевания использовались специальные вагончики, на которых можно было даже заезжать прямо в воду.

Устройство купальной машины

На береговой линии выстроились небольшие деревянные или брезентовые домики. С одной стороны такого вагончика была лестница, а с другой - крепления для оглоблей. В эти оглобли можно было впрячь либо сильного слугу, либо нанять извозчика с лошадью, которых в округе хватало.

Внутреннее пространство купальной машины обустраивали с учётом пожеланий владельца и обставляли всё так, чтобы внутри было комфортно. Здесь находились вешалки для полотенец и халатов, шкафчик для хранения мыла и парфюмерии, а также мешок для мокрой одежды. Белые эмалированные стены часто декорировали зеркалами, а пол укрывали ковриком. Для большей приватности некоторые модели оснащались раздвижным брезентовым козырьком, который опускался прямо на воду, создавая закрытую зону для купания.

Купальные машины на пляже
Купальные машины на пляже

Извозчик затаскивал машину в воду, разворачивал ее на 180 градусов (хотя существовали и модели со сквозной конструкцией, имеющие два выхода) и затем отъезжал. На популярных курортах даже прокладывали рельсы, уходящие от берега прямо в воду. Машины, предназначенные для такого способа перемещения, оснащались паровым двигателем, позволяющим обходиться без помощи лошадей.

Теперь можно было сменить парадный костюм на более скромный пляжный наряд. Для мужчин предусматривалась купальная пижама (хотя до середины XIX века им даже разрешали купаться нагими), а для дам - купальное платье.

Справляться с корсетом дамам помогала специальная помощница, известная как диппер. Эта востребованная на курортах профессия включала не только помощь в переодевании, но и сопровождение в воду. Иногда дипперам приходилось страховать купальщиков, не умеющих плавать, используя верёвку, привязанную к специальной машине.

Можно представить себе инструкцию того времени: спуститесь в воду и насладитесь моментом. От солнечных лучей вас укроет навес, от посторонних взглядов - палатка из брезента. Не умеете плавать - поможет страховочная верёвка, закреплённая вокруг вашей талии и привязанная к фургону. После купания и переодевания достаточно поднять флажок на крыше фургона - это сигнал для оставшихся на берегу о том, что пора за вами заезжать.

С моральной стороной вопроса всё и так понятно, но зачем усложнения с доставкой в воду и обратно? Разве не проще было бы устанавливать стационарные купальные машины прямо в море? На это у рациональных людей нашлось очевидное объяснение - их бы попросту унесло штормом.

Автор и время изобретения неизвестны

Немного загадочный вопрос - кто же первым придумал этот символ морали и скромности - купальную машину? История, как водится, покрыта лёгким налётом таинственности. Одни источники утверждают, что первооткрывателем был некий англичанин Бенджамин Бил из графства Кент. По их мнению, он спроектировал первый фургон для комфортного купания ещё в далёком 1750 году.

Однако другие считают, что купальная машина впервые появилась лишь ближе к концу XVIII века, отражая идеи эпохи просвещения и культурных изменений.

Дама пользуется услугой купальной машины на пляже
Дама пользуется услугой купальной машины на пляже

Есть и третья версия, согласно которой историю этого своеобразного "дома на колёсах" следует искать куда глубже в прошлом. В английском курортном городке Скарборо, в местной публичной библиотеке, хранится гравюра, изображающая людей, весело плавающих у странного сооружения, удивительно похожего на купальную машину. Этот интригующий артефакт датирован 1736 годом, что явно оспаривает другие версии о датах изобретения купальной машины.

Так и остаётся загадкой, был ли это бесхитростный смекалистый джентльмен из Кента или же идея создания купального фургона возникла задолго до него, в эпоху, когда комфорт и приличия начинали обретать признание на британском побережье?

Куда делись купальные машины?

Купальные машины пользовались значительной популярностью в Англии и её колониях, но находили применение и в других странах, таких как Мексика, США, Франция, Германия и Россия. В Российской империи, например, они были известны как "купальные фургоны" и применялись, в частности, в Сестрорецке в начале XX века.

Женщины на пляже, 1925 год
Женщины на пляже, 1925 год

Их эпоха длиной в столетие завершилась с началом сексуальной революции в XX веке. Эта социальная трансформация, куда сильнее любого шторма, смела купальные домики с пляжей, и уже в период с 1910-х по 1920-е годы они практически полностью исчезли. Однако упадок произошёл не только из-за изменения моральных устоев. Главным фактором стала легализация смешанного купания на пляжах, которая сделала громоздкие конструкции, предназначенные для уединения, попросту ненужными.

Уцелевшие машины были переоборудованы в стационарные пляжные кабинки для переодевания, тем самым окончательно завершив историю этого изобретения Викторианской эпохи.