Когда-то я, то ли сказал, то ли написал фразу: «Элиту русского рока составляют "профнепригодные" музыканты». И на меня набросились поклонники нашего рока, обвиняя в зависти, неумении играть и петь эту музыку и в прочих разнообразных фобиях, которые переполняют мой организм. А я ничего плохого и сквалыжного не имел в виду. Я объяснил, что многие рок-музыканты, достойно занявшие передовые позиции в нашем ещё советском роке, действительно не прошли, как сейчас это называют, кастинг в популярные и высокооплачиваемые ВИА и поэтому не стали профессиональными артистами, исполняющими поп-роковую музыку. Я был свидетелем прослушивания многих из них в ВИА «Весёлые ребята», «Пламя», «Голубые гитары».
Да, хочу сказать, что я повествую о младенческом возрасте нашей поп-рок-сцены. И ребята из самодеятельности, не получив одобрения «сиятельных худруков», уходили в ту же самодеятельность сочинять и петь свой русский рок или устраивались работать в кабак, чтобы исполнять хиты на английском и итальянском языках. И что вы думаете? Эти вот «профнепригодные» музыканты создали отечественное рок-направление, которое запела молодёжная аудитория страны. Такую я мысль заложил в своё высказывание и кого я хотел обидеть?
Я ещё говаривал, что не люблю рассуждать о действительности в сослагательном наклонении, но сейчас почему-то захотелось поразмышлять на эту тему. А что было, если бы условные Кутиков, Гелюта, Кинчев или Шевчук пошли пробоваться в профколлективы и подошли Слободкиным и Васильевым, Викштейнам и Гранову? Я думаю, велика вероятность, что система перемолола бы молодых ребят, и мы не услышали «Поворота» «Машины времени» и «Осени» «ДДТ»...
В этом есть какой-то парадокс: ведь музыканты, которые лабали ещё бит-музыку на заре отечественного рока, когда и слова такого ещё не было («Славяне», «Скифы», «Москвичи») и которые должны были стать той самой отечественной рок-элитой, прошли этот профотбор в ВИА первой волны, но так и остались в жанре ВИА. Витя Дегтярёв, Лёша Шачнев, Валера Шаповалов (Лимонадный Джо), Юра Антонов, Слава Добрынин... Последние, к слову сказать, хотя со временем и ушли в сольное плавание, остались рядом с жанром ВИА и вполне плодотворно сотрудничали с ним и писали для него.
Кстати, Саша Градский, придя в «ВИА», успешно вернулся на самодеятельную сцену и смастерил «Скоморохов».
Юрий Валов, спев в «Голубых» хит на все времена «Ветер северный», успешно эмигрировал в Штаты. Лерман и Бергер, записав несколько знаковых песен, тоже свалили из страны. Наверное, у каждого своя судьба, и умение мимикрировать тоже весьма индивидуально.
Примеры того, что музыканты часто идут на поводу у конъюнктуры, имеют место в истории. Так, джаз-музыканты, поняв, что формируется такое новое выгодное направление, как рок-музыка, быстро переквалифицировались в джаз-рок-направление. Благодаря этому мы получили такие легендарные коллективы, как «Chicago» и «Blood, Sweat & Tears». То же случилось и в нашей истории. Первый пример: джаз-ансамбль «Интеграл» п/у Бари Алибасова - сначала работал как джаз-квинтет, потом переформатировался в бит-группу, а затем уже в рок-группу.
Следующий пример: профессиональный джазист и предприимчивый организатор Игорь Гранов, очень быстро смекнув, что эпоха джаз-бэндов уходит и с Запада уже повеяло «новым звуком», попытался создать коллектив, который этот новый звук должен был воспроизвести. Но коллектив этот он собирал из своих коллег — джаз-музыкантов, которые играть новую музыку просто не умели. Тогда умнейший Игорь Яклич не стал изобретать велосипед, а пригласил уже готовых бит-музыкантов из андеграунда: Дегтярёва, Дюжикова и Валова. Вот тогда ансамбль «Голубые гитары» зазвучал так, как того требовали время и слушатель.
Как сказал Юра Валов: «Мы продались ВИА». И ведь никто всерьез не думал бросать бит-музыку! Та же троица Валов, Дегтярёв и Дюжиков — играли в «Голубых гитарах» то, что играли и на вольных хлебах, — свою бит-музыку, которую через несколько лет назовут «роком». Но потом это всё трансформировалось в ВИА-жанр. Это, к слову, об истоках понятия «русский рок».
Виктор Дегтярёв так и остался в ВИА, поработав и в «Голубых гитарах», и в «Современнике» Тухманова, и в ансамбле «Пламя»...
Про себя скажу, что, попав в «Весёлые», хотел заработать денег на гитару, вернуться в андеграунд, но в отличие от Градского застрял на этой профессиональной сцене на долгие годы!
А ведь было и обратное явление! Когда в 80-е уже профессионалы из ВИА стали уходить в рок-музыку. Валерий Кипелов («Лейся, песня», «Поющие сердца»), например. Но это тема для отдельной публикации.
Да, в последнее время я всё чаще, если мне не удаётся объяснить произошедшее, обращаюсь к небесам. И, наверное, мы можем сказать, что всё произошло так, как должно, но, с другой стороны, можно пофантазировать, что было бы, если наших звёзд рока пригласил к себе поработать тот же Слободкин или Гранов…
А Вы что думаете по этому поводу?