«Звезда»: советский «Барминград» — лунная база, оставшаяся на чертежах
Долговременная лунная база «Звезда» — это первый в мире проект обитаемой станции на Луне, проработанный с невероятной для своего времени детализацией. Его активная разработка велась в Советском Союзе на протяжении целого десятилетия, с 1964 по 1974 годы.
Программа была выстроена с присущей советской космонавтике логикой и последовательностью. В беспилотном режиме на Луну запускался основной обитаемый модуль будущей базы.
Подпишитесь на мой II-ой канал, про жареные факты стран, эксклюзивные советы перед посещением стран и просто любители путешествий:
Вслед за ним отправлялись автоматические аппараты: один для забора и доставки на Землю образцов грунта в районе посадки, а второй — в виде подвижного лунохода для детального осмотра внешней поверхности этого первого модуля.
В смелых планах инженеров была возможность устанавливать обитаемые модули на колёсные шасси, сцеплять их между собой, создавая целый подвижной поезд. Энергию для этого «лунопоезда» должен был производить компактный ядерный реактор.
История амбициозного проекта
Инициатором создания лунного форпоста выступил в 1962 году сам Сергей Королёв. Разработку он поручил ГСКБ «Спецмаш» под руководством Владимира Бармина. Работа, в которую погрузились проектировщики, растянулась более чем на десять лет.
Интересно, что проект имел разные названия в разных организациях: в документах «Спецмаша» он значился как «ДЛБ» (Долговременная Лунная База), в ОКБ-1 его знали как «Звезда», а в НИИ-85 — как «Колумб». Среди самих разработчиков бытовало и неофициальное, шутливое название — «Барминград».
Конструкторское бюро «Спецмаша» изучало широчайший спектр вопросов: от глобальных целей создания базы и принципов строительства в инопланетных условиях до стадий ее развертывания, состава научного оборудования и даже возможных военных перспектив.
Техническое воплощение мечты
Планировалось, что в финале база будет состоять из девяти обитаемых модулей, рассчитанных на столько же членов экипажа. Каждый модуль длиной 4,5 метра доставлялся бы на Луну по отдельности и имел строго специализированное назначение: лабораторный, складской, жилой и другие.
Выбор места для строительства должен был стать результатом масштабной подготовительной работы. Сначала — картографирование с орбитального спутника Луны, затем — забор проб грунта автоматической станцией и их доставка на Землю, и, наконец, обследование территории луноходами.
Лишь после этого на Луну отправилась бы первая экспедиция из четырех человек на том самом «лунном поезде».
Этот «поезд», детище КБ Бармина, изначально предназначался для строительства временного городка, а после — для научных экспедиций. В его состав входили: тягач, жилой вагон, изотопная энергоустановка мощностью 10 кВт и буровая установка. Ходовая часть была высоконадежной: каждое колесо имело собственный электродвигатель, так что отказ даже нескольких из 22 моторов не останавливал движение.
Для защиты от метеоров, перепадов температур и ультрафиолета корпус был трехслойным: внешняя и внутренняя стенки из специальных сплавов, а между ними — подушка из вспененного наполнителя. Общий вес комплекса достигал 8 тонн. Экипаж мог собирать образцы грунта манипуляторами, не выходя в открытый космос.
Важным открытием для проекта стал анализ доставленного грунта, в котором обнаружилось много окислов. Это означало, что большие запасы воды везти с Земли необязательно: можно было использовать более легкий водород и, проведя химическую реакцию, получать воду прямо на Луне.
Конструкторы бюро Бармина совместно с НПО имени Лавочкина даже создали автомат для такого водоснабжения, но испытать его в реальных условиях так и не вышло.
По мере развития проекта прорисовывались контуры будущей базы на 12 человек. Изначально она должна была состоять из девяти цилиндрических блоков с габаритами: длина 8,6 метра, диаметр 3,3 метра и масса 18 тонн.
На заводе блок производился в виде «гармошки» длиной 4,5 метра, чтобы поместиться в транспортный корабль. На Луне внутрь подавался воздух, и блок расправлялся до полной длины. В составе базы были командный пункт, лаборатория, хранилище, мастерская, медпункт со спортзалом, камбуз со столовой и три жилых модуля.
Почему «Звезда» не зажглась над Луной
Проект «Звезда» не был самостоятельной программой, а логичным продолжением советской пилотируемой лунной программы Н1-Л3. Доставку экипажей планировалось осуществлять кораблями ЛК, разработанными как раз для этой программы.
К 1971 году эскизный проект был готов. После шестичасовой встречи с министром обороны Дмитрием Устиновым, курировавшим космос, было получено принципиальное согласие на дальнейшее развитие «Звезды». Были созданы детальные чертежи, изготовлены макеты модулей и транспортных средств.
Однако судьба проекта напрямую зависела от сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1, все четыре испытательных пуска которой в период с 1969 по 1972 год завершились авариями.
Перед закрытием лунной программы успели создать новый проект — Н1Ф-Л3М, который предполагал долговременные экспедиции на Луну к 1979 году, а в 1980-х — строительство базы «Звезда».
Сменивший Королёва генеральный конструктор Валентин Глушко предложил альтернативу — проект «Вулкан»-ЛЭК с новой ракетой, но и он не был реализован.
Расчеты показали, что на реализацию всего замысла требовалось около 50 миллиардов рублей (эквивалент 80 миллиардов долларов того времени). Экономика СССР, перегруженная военными расходами, не потянула такую ношу.
К работе привлекались и гражданские институты. Например, в Ленинграде в 1973-74 годах даже создали полномасштабный макет жилых модулей. После свертывания программы специалистов переориентировали на изучение природных ресурсов Земли из космоса.
Подпишитесь на мой II-ой канал, про жареные факты стран, эксклюзивные советы перед посещением стран и просто любители путешествий:
Советские лунные программы, включая «Звезду», были строго засекречены и стали публичными лишь в 1990-х годах. До этого СССР официально отрицал их существование, делая ставку на орбитальные станции и автоматические межпланетные станции.