Это могла быть самая красивая свадьба советской богемы. Дочь легендарного Вертинского и сын автора гимна СССР Михалкова. Две творческие династии, сливающиеся в один могущественный клан. Этого ждали все. Но вместо свадебного марша прозвучал грохот аварии, а вместо белого платья — баргузинские соболя, которые так и не стали подарком.
История любви Марианны Вертинской и Андрона Кончаловского — это не романс, а настоящая драма с ревностью, материнским вмешательством и неожиданной развязкой. Почему рыжеволосая муза, вдохновлявшая Кончаловского на поэтические сравнения, так и не стала его женой?
«Счастье — это сидеть у Вертинских, когда за окном идет снег»
Они встретились на съёмках фильма «Мне двадцать лет...», где 17-летняя Марианна получила свою первую большую роль. Дочь великого артиста Александра Вертинского, она была окружена ореолом загадочности. Все на студии бегали на нее посмотреть.
«У Марьяны были синие глаза, вздёрнутый нос и рыжие волосы, — вспоминал Кончаловский в мемуарах. — Когда она сидела на подоконнике, казалось, что перед тобой картина Магритта. Лицо, а за ним сквозь дыры глаз небо просвечивает».
Для молодого режиссера она стала воплощением чего-то неземного, хрупкого и прекрасного. Их роман развивался стремительно. Молодёжная компания, вечеринки на Николиной горе, купания в реке и волейбол. Казалось, сама судьба предназначила их друг для друга.
Но в этой идиллической картине были свои тревожные звоночки. Однажды у себя дома Марианна с изумлением обнаружила на полке свою… обнажённую фотографию. Как выяснилось, фотограф со съёмок под предлогом «для картотеки актёров» выманила у доверчивой девушки фото в нижнем белье, а потом то ли дарила, то ли продавала их.
Испытание соболями Мать Кончаловского устраивает смотр невесты
Наталья Петровна Кончаловская, мать Андрея, была женщиной с характером. Она обожала старшего сына и ревностно относилась к его избранницам. Однажды она пригласила Марианну к себе на Николину гору — без Андрея, для серьезного разговора.
Вот как сам этот визит описывала Вертинская
«Раздевайся! — приказала Наталья Петровна. — У тебя одни мини. В чём же пойдёшь Новый год встречать в ВТО? Рядом с моим сыном ты должна выглядеть прилично, будем думать, во что тебя одеть».
Было ужасно неловко. Спутя годы Вертинская была уверена, что мать Андрея внимательно её осматривала, пытаясь понять, чем эта девчонка зацепила её сына. Затем Наталья Петровна, как настоящий режиссёр, достала отрез жоржета, задрапировала его на смущённой Марианне и накинула на плечи роскошный соболиный мех.
«Вот так и иди с моим сыном!» — удовлетворённо заключила Кончаловская.
Девушка наивно подумала, что это подарок. Но нет — лишь образец для подражания. В панике она помчалась домой и потребовала у матери, Лидии Владимировны, те самые баргузинские соболя, подаренные когда-то знаменитым отцом.
«Мама, а платье горчичного цвета есть у тебя? Мне надо на Новый год! А то Андрон на мне не женится, если я буду без соболей...»
Мама лишь рассмеялась в ответ. «Ну какие соболя?! Пойдёшь в том, что у тебя есть». Для аристократичной Лидии Владимировны вся эта история с нарядами выглядела пошловато.
Тёплые штаны «прощай молодость» и роковая авария
Несмотря на материнское противодействие, роман продолжался. Кончаловский проявлял заботу, хоть и своеобразную. Марианна даже зимой ходила в мини-юбках, и это бесило Андрея.
«Андрон купил мне трикотажные тёплые штаны с байкой на изнаночной стороне — «прощай, молодость» — и заставлял их носить! Я рыдала, так их надевать не хотела... Зато к лету доставал мне фильдеперсовые дефицитные чулки!» — вспоминала Вертинская.
Их богемная жизнь была бурной. Застолья в ВТО (Всероссийском театральном обществе) часто заканчивались драками. Кончаловский ревновал Марианну к незнакомцам, поэт Геннадий Шпаликов — к актрисе Инне Гулая. Мать Вертинской, жившая с дочерью Анастасией прямо над ВТО, иногда выбегала на улицу, чтобы разнимать дерущихся гениев.
«Хватит вам дурака валять, дочка! — как-то заявила Лидия Владимировна. — Если Андрон так любит тебя, пусть женится. А то, ишь, какие страсти у вас!»
Инцидент, который мог стоить Марианне жизни, произошел в машине. Кончаловский, не имея прав, сел за руль «Волги» их общей подруги Люси. Когда та спросила, когда же наконец свадьба, Андрей от неожиданности рванул руль. Произошла авария.
«Со стороны Марианны открылась дверь, она выпала из машины и сильно ударилась головой, потеряв сознание».
Примчался Сергей Михалков, и дело, как это часто бывало в те времена в кругу избранных, замяли. В своих мемуарах Кончаловский этот эпизод скромно опускает, ограничиваясь фразой «Так окончился этот роман».
Свидание у Пушкина и киргизская измена
Но роман на этом не закончился. Как раз после аварии Лидия Владимировна настояла на решительном разговоре. Встретились, как и полагалось московской интеллигенции, у памятника Пушкину.
«Андрон, мама говорит, что ты у нас всё время торчишь и орёшь, как меня любишь. Получается, надо пожениться».
«Маш, а тебе-то это зачем?»
«Мама думает, что когда люди сильно любят друг друга, они женятся!»
«Хорошо, давай!»
Дата свадьбы была назначена. Вскоре Кончаловский уехал в Киргизию на съёмки своего фильма «Первый учитель». Оттуда он периодически звонил невесте. Марианна и не подозревала, что жених уже увлёкся юной балериной Натальей Аринбасаровой, которой прочили большое будущее.
Та, в отличие от ветреной Вертинской, была строга и недоступна, что лишь разжигало интерес режиссёра.
«Меня воспитывали очень строго. Именно поэтому, если Андрей Сергеевич пытался меня приобнять на съемочной площадке, я сразу просила его убрать руки», — рассказывала Аринбасарова.
Их свадьба была скромной — маленькая комнатушка, заполненная мухами, и скромное застолье с ребятами из съёмочной группы.
"Числилась бы в списке его брошенных жён"
Известие о женитьбе Кончаловского стало для Марианны ударом.
«Я не хотела жить, — вспоминала актриса. — У меня распухли губы на пол-лица. Проплакала несколько месяцев».
Но время лечит. Спустя годы она смогла посмотреть на эту историю с горькой иронией.
«Сейчас оглядываюсь назад и думаю: «И хорошо, что не поженились! Числилась бы сейчас в списке его брошенных жён»».
Судьба распорядилась по-своему. Династии Михалковых и Вертинских всё же породнились, но не через Андрея и Марианну, а через Никиту Михалкова и Анастасию Вертинскую. Их брак, впрочем, тоже оказался недолгим, но он подарил миру продолжателя фамилии — Степана Михалкова.
А история любви Марианны и Андрона так и осталась прекрасным, но несбывшимся намёком на то, какой могла бы быть самая романтическая свадьба советского кино. Может, оно и к лучшему. Ведь, как известно, самые страстные романы редко заканчиваются тихим семейным счастьем. А как вы думаете, смогли бы они быть счастливы вместе? Поделитесь своим мнением в комментариях.
У нас появился телеграмм канал, подписывайтесь туда!
А еще мы появились в одноклассниках!
Ну а на этом все. Спасибо, что дочитали до конца! Пишите свое мнение в комментариях и подписывайтесь на канал!
Тоже интересно: