В 70-х ее обожали. Наверное, не было в Союзе девушки, которая не хотела бы быть хоть немного на нее похожей. Елена Коренева, с ее бездонными глазами и светлой, словно из другого мира, улыбкой, одним махом взорвала экраны, снявшись в «Романсе о влюбленных».
Она мгновенно превратилась в икону, в эталон чистой, жертвенной и преданной любви. Миллионы зрителей прилипали к телевизорам, следя за судьбой ее героини. Вот только никто и представить не мог, что за этим лучезарным экранным образом скрывается реальная жизнь, больше похожая не на лирический романс, а на беспощадный, почти жестокий триллер.
Ее собственная судьба была переполнена таким количеством личной боли, молчаливого предательства и глубоких унижений, которого с лихвой хватило бы на десяток голливудских драм. Она была элитой, «золотой девочкой» Мосфильма, но познала дно эмигрантской жизни в одиночестве. Ее история — это история победы духа над обстоятельствами, за которую пришлось заплатить непомерную цену.
Золотая клетка «Большой перемены» и побег, который не состоялся
Казалось, у Лены Кореневой не было выбора. Она родилась не просто в семье, а в самом сердце советского кинематографа. Ее отец — знаменитый режиссер Алексей Коренев, подаривший стране «Большую перемену» и «По семейным обстоятельствам». Мать работала ассистентом режиссера. В их доме постоянно бывали звезды первой величины, а разговоры о новых съемках и сценариях были обычным делом за семейным ужином.
Именно этот мир, предсказуемый и расписанный на годы вперед, ее нещадно душил. Она отчаянно не хотела идти по стопам родителей, не желала быть «папиной дочкой», которой все роли и успех достаются по протекции. Ее бунтующая, тонко чувствующая душа искала другого выхода и, казалось, нашла его — в балете.
Лена фанатично истязала себя у станка, мечтая о сцене Большого театра, втайне видя себя новой Плисецкой. Это был не просто подростковый каприз, а настоящий, осознанный побег из мира кино. Но мир этот, властный и всесильный, оказался сильнее. Путь в большой балет для нее был закрыт. Окончив школу и прекрасно владея языками, она готовилась к совершенно земной, непубличной карьере — поступать в МГУ на переводчика.
Но гены, судьба или что-то большее взяли свое. В самый последний момент, вопреки всем логичным планам, она забрала документы и отнесла их в Щукинское училище. И — провалилась. Для «золотой девочки» с Мосфильма это стало оглушительной пощечиной. Но именно этот провал закалил ее характер.
Великий Олег Ефремов, разглядевший в ней нечто большее, чем просто смазливое личико, бросил ей с присущей ему прямотой «Готовься дальше». Через год она поступила. Ее учили не играть, а проживать каждую роль, пропускать ее через обнаженные нервы. Она еще не знала, что этот дар — жить ролью — станет и ее благословением, и главным проклятием.
Роман с гением, который оставил выжженную душу
Едва ей исполнилось 20, на нее обрушилось абсолютно все — слава, всесоюзное обожание, миллионы поклонников и роковая, всепоглощающая любовь. Фильм «Романс о влюбленных» сделал ее звездой номер один. А режиссер картины, 37-летний Андрей Кончаловский, стал ее личной катастрофой.
Гений, интеллектуал, виртуозный мастер обольщения, он был на 17 лет старше и безнадежно, как тогда казалось, женат. Юная Лена, только что выпорхнувшая из-под родительской опеки, влюбилась с отчаянной, слепой силой. Она верила каждому его слову, каждому обещанию, что вот-вот он разведется и они будут вместе.
Начались три мучительных года жизни в тени. Украденные встречи в гостиницах, звонки шепотом, вечное ожидание и вынужденная ложь. Она жила в его тени, готовая на все ради него. А он? Для мастера это был просто очередной яркий, эмоциональный роман.
Разрыв был не просто болезненным — он был ампутацией части души без наркоза. Кончаловский, получив разрешение на выезд из страны, просто вычеркнул ее из своей жизни, как пройденный, закрытый этап. Он уехал покорять Голливуд, оставив ее одну на руинах собственной души.
Позже, в своей беспощадно честной книге «Идиотка», она назовет эту любовь «несвободной», отравленной присутствием чужой семьи. Она осталась наедине с руинами, не зная, что самое страшное предательство случилось с ней задолго до этой «великой любви».
Тайна, похороненная на сорок лет Подвал, который убил в ней мать
О том, что произошло, когда ей было всего 17, Елена Коренева молчала почти всю свою жизнь. Об этом не просто не говорили — в советском обществе на подобные темы было наложено табу, где жертва почти всегда оказывалась крайней и «самой виноватой».
Это был не Кончаловский. Тот, кому она доверяла, был ее первой школьной любовью, близким другом. Когда он узнал о ее новом мире, о романе со знаменитым, взрослым режиссером, слепая ревность и зависть свели его с ума. Он подкараулил ее. И то, что случилось потом, было не просто насилием. Это было показательное, жестокое уничтожение невинности и доверия.
Последствия оказались чудовищными. Тайная, постыдная в тех условиях беременность. В те годы для начинающей актрисы это означало неминуемый конец всему — карьере, репутации, будущему. Она не могла рассказать родителям, не могла ни у кого попросить помощи. И она пошла на отчаянный шаг — подпольный аборт.
Это была грязная, страшная процедура в каком-то подвале, которая едва не стоила ей жизни. Она выжила физически. Но тот день навсегда убил в ней возможность стать матерью. Врачи вынесли бесповоротный приговор детей у нее не будет никогда.
Этот ужас она похоронила в себе так глубоко, что сама старалась не вспоминать. Лишь спустя четыре десятилетия, когда груз непрожитой боли стал невыносимым, она выплеснула ее на страницы своей книги. Это был не поиск сочувствия или жалости. Это была отчаянная, исповедальная попытка наконец освободиться от демона, который всю жизнь шел за ней по пятам.
Американская иллюзия и брак, построенный на лжи
Она отчаянно пыталась сбежать — от призраков прошлого, от навязчивой памяти о Кончаловском, от той неизлечимой боли, что она похоронила в себе. И Америка в далекой перспективе показалась ей тем самым спасением, чистым листом.
Она познакомилась с Кевином Моссом — умным, интеллигентным американцем, профессором, специалистом по русской литературе. Он, казалось, искренне боготворил ее, цитировал ее роли, видел в ней не просто красивую актрису, а глубокую, сложную личность.
Он казался ее тихой гаванью, надежным, спокойным — полной противоположностью всем ее прошлым мужчинам. Елена решила — вот он, ее шанс на обычное человеческое счастье. Она вышла за него замуж и, бросив все — головокружительную карьеру в СССР, друзей, родную страну, — уехала в США. Этот поступок стал для нее роковым в отношениях с отцом. Алексей Коренев так и не смог простить дочери этого «предательства». Их общение оборвалось на долгие, мучительные годы.
А в Америке ее ждало новое, не менее страшное разочарование. Идиллическая жизнь с заботливым интеллектуалом Кевином оказалась очередной, чудовищной по своему масштабу, иллюзией. Спустя время Елена с ужасом осознала шокирующую правду ее муж имел романтическую привязанность к другому мужчине.
Для нее, воспитанной в традиционной советской культуре, где подобные темы были абсолютно табуированы, это был удар, от которого невозможно было оправиться. Не было ни громких скандалов, ни истерик. Она просто молча, с разбитым сердцем, собрала чемодан и ушла в никуда, оставшись одна в чужой, недружелюбной стране.
Одиннадцать лет на дне Забегаловка вместо Голливуда
Так начались ее долгие одиннадцать лет полного забвения и борьбы за выживание. Чтобы хоть как-то прожить, она пошла на унизительную для звезды всесоюзного масштаба работу — официанткой в простой нью-йоркской забегаловке.
Вы только вдумайтесь в этот абсурд — женщина, которую в Союзе знал в лицо абсолютно каждый, теперь до поздней ночи разносила кофе и убирала со столов, мыла грязные тарелки, выслушивая вечные жалобы случайных клиентов. А они даже не догадывались, кто на самом деле стоит перед ними с подносом.
Ее домом на долгие годы стала крошечная, убогая съемная квартирка, где зимой по комнатам гулял ледяной сквозняк. Денег не хватало катастрофически, еле-еле получалось купить самое необходимое. О каком Голливуде тут можно было мечтать?
Американская киноиндустрия так и осталась для нее несбыточной, далекой мечтой. Иногда ей, конечно, перепадали какие-то минутные, ничего не значащие роли в сериалах, но это было больше похоже на горькую насмешку — просто болезненное напоминание о том, кем она была и кем стала.
Это была ежедневная, изматывающая борьба не за славу, а за право просто существовать. Эти одиннадцать лет выковали из нее совершенно другого человека — жесткого, навсегда лишенного иллюзий, но при этом не сломленного.
Возвращение к руинам и главная боль длиною в жизнь
В 1993 году, измученная и опустошенная до предела, она вернулась в Россию. Но страна, которую она когда-то покинула, попросту исчезла. СССР больше не было. В новой, хаотичной и жестокой России ее никто не ждал. Ее почти забыло новое поколение. Пришлось начинать абсолютно все с нуля.
Была в ее жизни еще одна попытка построить личное счастье — с талантливым актером Андреем Ташковым, сыном знаменитого режиссера. Но и он, как и многие до него, не смог дать ей того, о чем она мечтала всю жизнь. Их отношения так и не привели ни к прочному браку, ни к созданию семьи.
Сегодня Елене Кореневой 72 года. Она продолжает сниматься в кино, но уже в другом — в авторском, сложном, некоммерческом. Она играет в театре, сама стала режиссером, пишет откровенные, пронзительные книги. Она нашла в себе титанические силы, чтобы жить дальше и реализоваться как художник.
Но за всем этим внешним спокойствием, мудростью и достоинством скрывается одна-единственная, незаживающая рана ее жизни. Та, что родом из того страшного подвала, из ее семнадцати лет. «Я не родила. Это моя боль», — тихо, без надрыва признается она в редких, откровенных интервью. Это та цена, которую она платит до сих пор.
История Елены Кореневой — это не просто рассказ о взлетах и падениях звезды. Это судьба женщины, которая прошла через ад молчания, предательства и одиночества, но сумела сохранить внутренний стержень. Ее жизнь задает нам неудобные вопросы о цене славы, о хрупкости человеческой души и о том, какие шрамы оставляют на ней чужие поступки.
Что вы думаете о ее судьбе? Могла ли ее жизнь сложиться иначе, если бы не то первое, страшное предательство в юности? Поделитесь своим мнением в комментариях, давайте обсудим эту удивительную и трагическую историю.
У нас появился телеграмм канал, подписывайтесь туда!
А еще мы появились в одноклассниках!
Ну а на этом все. Спасибо, что дочитали до конца! Пишите свое мнение в комментариях и подписывайтесь на канал!
Тоже интересно: