Найти в Дзене

Куда идут российские танцы на льду?

Посчитал, что стоит немного порассуждать о наших танцах по прошествии 1,5 этапа Гран-при России. Идеологически у нас тут есть, что обсудить. Во-первых, в Красноярске, который сейчас идет, мы наконец-то увидели Александру Степанову/Ивана Букина. Мои глаза и уши не подвели – ритм-танец и правда очень хорош. Пожалуй, лучший среди тех, что ставил им Александр Жулин. Для ребят это первый старт в сезоне во всех отношениях. У них, в отличие от конкурентов, не было даже контрольных прокатов, поэтому в Красноярске они выступали с чистого листа. Прога явно нуждается в совершенствовании, что абсолютно логично, но для проката с колес все было достойно. Во-вторых, не подвела борьба за промежуточное третье место. Считал абсолютными фаворитами Екатерину Миронову/Евгения Устенко, но в ритм-танце Катя сорвала твизлы – по итогу чуть проиграли Ане Щербаковой/Егору Гончарову. Из засады подпирают Екатерина Рыбакова/Иван Махноносов. Все плотно и конкурентно, с интригой. В общем, произвольный будет огненным.

Посчитал, что стоит немного порассуждать о наших танцах по прошествии 1,5 этапа Гран-при России. Идеологически у нас тут есть, что обсудить.

Во-первых, в Красноярске, который сейчас идет, мы наконец-то увидели Александру Степанову/Ивана Букина. Мои глаза и уши не подвели – ритм-танец и правда очень хорош. Пожалуй, лучший среди тех, что ставил им Александр Жулин.

Для ребят это первый старт в сезоне во всех отношениях. У них, в отличие от конкурентов, не было даже контрольных прокатов, поэтому в Красноярске они выступали с чистого листа. Прога явно нуждается в совершенствовании, что абсолютно логично, но для проката с колес все было достойно.

Александра Степанова/Иван Букин. Источник: РИА Новости
Александра Степанова/Иван Букин. Источник: РИА Новости

Во-вторых, не подвела борьба за промежуточное третье место. Считал абсолютными фаворитами Екатерину Миронову/Евгения Устенко, но в ритм-танце Катя сорвала твизлы – по итогу чуть проиграли Ане Щербаковой/Егору Гончарову. Из засады подпирают Екатерина Рыбакова/Иван Махноносов. Все плотно и конкурентно, с интригой.

В общем, произвольный будет огненным. Но сейчас немного не об этом. Посмотрел я на Александру с Иваном, на их оценки и на баллы Василисы Кагановской/Максима Некрасова (84,29 против 80,87) – и запутался в идеологических дебрях. Сейчас объясню подробнее.

Вот наши современные танцы – они про что? Они куда идут и к чему хотят прийти? В том году вектор был понятен – приоритет молодежи, все направлено на ее постепенный рост и подтягивание к лидерам. По этой причине с дистанции сошли в недавнем прошлом чемпионы России Елизавета Худайбердиева/Егор Базин.

Елизавета Худайбердиева/Егор Базин. Источник: ТАСС
Елизавета Худайбердиева/Егор Базин. Источник: ТАСС

По множеству кулуарных сигналов и стратегических решений было ясно, что руководство федерации в долгосрок на пару не рассчитывает. Да, на прошлогоднем ЧР Лиза с Егором удержали серебро в яростной борьбе с молодыми Ириной Хаврониной/Девидом Нарижным, но, во-первых, итоговый разрыв вышел меньше чем в балл (а в ритм-танце молодежь и вовсе была впереди), а во-вторых, Девид уже тогда серьезно мучился с коленом, от проблем с которым не может оправиться по сей день.

Вердикт по олимпийской заявке лишь подтвердил, что курс на омоложение действительно встал на вооружение. Поэтому Худайбердиева/Базин, фактически будучи второй парой страны, даже не рассматривались в запас, куда в итоге попали Кагановская/Некрасов (Нарижный к тому моменту уже прооперировался и не претендовал на квоту по здоровью). Итог – Лиза с Егором закончили карьеру и перешли на административную/судейскую работу. Хотя Лиза еще чрезвычайно молода для танцев, а Егор, судя по современным реалиям, легко мог бы претендовать еще не на один олимпийский цикл.

Те решения были понятными и вряд ли вызывали столь уж серьезные вопросы. Да, ветеранов жалко, они заслужили другого к себе отношения, но тут уже не до сантиментов. Выживать надо, а не думать о красивых проводах. Жестоко, но таковы наши суровые реалии.

Ирина Хавронина/Девид Нарижный. Источник: РИА Новости
Ирина Хавронина/Девид Нарижный. Источник: РИА Новости

А сейчас – мы что, кто и про что? Я немного перестал улавливать нить мыслей нашего коллективного фигурного разума. Степанова/Букин – по сути, последний ветеранский дуэт наших танцев на льду. Их класс велик, программы – хороши. Не знаю, какая конкретно музыка у них будет в произвольном танце, но слышал, что «красивая и мелодичная лирика с сильными кусками». Один из источников сказал мне, что «произвольный танец у них выглядит даже посильнее ритма».

Но насколько они нужны нашему коллективному разуму в будущем? У них за спиной, помимо всего вышеперечисленного, солидный возраст и отказ в нейтральном статусе. Если допуск к международке в следующем сезоне действительно состоится, нас снова ждут проверки и фильтрации. Пройдут ли они их – вопрос. Но, кажется, могут и не пройти.

В таком случае кто сейчас Степанова/Букин для наших танцев на льду? Они – мощнейший ориентир для молодежи? Звучит, кстати, довольно логично. В таком случае их высокие баллы – как бы планка для новых дуэтов. Смотрите и учитесь, так сказать.

Но вот в чем нюанс – для мотивации в танцах нужно хотя бы изображать видимость борьбы. Когда между тобой и лидером 10-20 баллов, ты не грызешь землю, чтобы сократить разрыв. Ты терпеливо встаешь в очередь и сидишь, сидишь, сидишь… Не похоже на конкуретную среду для молодых и голодных.

Василиса Кагановская/Максим Некрасов. Источник: Первый канал
Василиса Кагановская/Максим Некрасов. Источник: Первый канал

В таком случае СБ – лидеры? Слышал, кстати, что ребята задумываются над тем, чтобы проехать еще один олимпийский цикл. Пока не знаю, как относиться к такому слушку, но разговоры ходят.

Если все и правда так, тогда Александра с Иваном – наша первая пара на следующий цикл? Вполне возможно. Но это плохо коррелируется с прошлогодним курсом партии. Зачем ориентироваться на молодежь, если не давать ей выходить на первый план? Получается, сменили курс все-таки?

Косвенно на это намекает судейство некоторых наших молодых пар. Например, Елизавета Пасечник/Дарио Чиризано, проводящие второй сезон вместе. В том году они бодро влетели в топ, а в этом получают такие баллы, будто они только учатся кататься.

На этапе в Магнитогорске Лиза с Дарио в пух и прах уступили Лизе Шичиной/Павлу Дрозду, с которыми раньше были, казалось бы, в разных весовых категориях. И, кстати, Павел по возрасту куда ближе к тому же Ивану Букину, поэтому его вряд ли можно считать долгосрочной инвестицией в светлое будущее. Можно сколько угодно говорить о физической форме, об ошибках, которые Лиза с Дарио сами допускают, но одномоментно лишиться даже подобия судейской лояльности – в танцах подобное не происходит просто так.

Елизавета Пасечник/Дарио Чиризано. Источник: РИА Новости
Елизавета Пасечник/Дарио Чиризано. Источник: РИА Новости

Можно сказать, что в том сезоне они были перспективной молодежью. А сейчас стали парой, которая нашему коллективному фигурному разуму будто бы и не нужна.

Кстати, почему я вообще говорю о некоем «коллективном разуме»? Объясню метафору. Дело в том, что в наших (да и в мировых) танцах на льду ничего не происходит просто так. За каждым баллом, за каждым уровнем и за каждым местом на пьедестале стоит не только работа тренерского штаба и самих фигуристов, но еще и определенные ставки и надежды руководства.

Буквально каждый танцевальный старт – не просто раздача медалей, а своего рода ступенька заранее построенной лестницы в светлое будущее. Фигуристам остается либо твердо идти по ней, либо оступиться и сорваться. Но общий вектор пути боссы размечают на годы вперед. И свернуть с него без поползновений сверху гораздо сложнее, чем в том же одиночном катании.

Поэтому – «коллективный разум». Руководство дало установку, средний «офицерский» состав берет под козырек и разрабатывает концепцию, после чего судьям говорят, как надо, а как не надо. На выходе – в едином порыве, плечом к плечу, шагаем куда-то вдаль.

И вот в этой связи вопрос – куда шагают наши танцы на льду? Есть ли у нас вектор развития или в какой-то момент мы зашли в воду и поплыли по течению? Возникло у меня ощущение, что этот самый коллективный разум в попытках изобрести конкуренцию в дисциплине, погрязшей в застое и беспросветно застрявшей в километровых очередях, запутал сам себя. И рискует дать кругаля и вернуться к тому, с чего начинал.

Екатерина Миронова/Евгений Устенко. Источник:
Екатерина Миронова/Евгений Устенко. Источник:

Так оно или нет – узнаем совсем скоро. Завтра посмотрим, как судьи распределят СБ, КН, МУ, ЩГ и так далее в произвольном танце. Если разрыв между первым и вторым местом увеличится баллов, скажем, до 10 и выше (сейчас, напоминаю, там 3,5), тогда можно смело утверждать, что либо курс на молодых свёрнут, и мы возвращаемся в концепцию очередей. Но тогда вопрос – а зачем мы проводили Худайбердиеву/Базина? Есть какой-то элемент нечестности в этом всем, не находите?

Ну, либо мы и правда заблудились и сами не знаем, чего хотим.

С первым вариантом все понятно – реставрация старых порядков в каком-то их виде может не нравиться, но это хотя бы какая-никакая стратегия и системность. А вот если действительно потерялись и запутались, тогда совсем беда.

В таком случае наши танцы на льду рискуют остановиться в развитии. И тогда наши позиции перед Олимпиадой-2030 (а на нее, я напоминаю, сейчас направлены все надежды и чаяния руководства) будут ничем не лучше, чем сейчас.

В общем, поглядим. Пока лично я что-то теряюсь в догадках, что же конкретно нас ждет в будущем.