Признаюсь, начинал статью словами: "Наверняка вам знакома эта серия! Она настолько актуальная и жизненная, что, буквально, можно увидеть ее героев в зеркале!"
Но потом вспомнил, про какую серию пишу, и осекся... Что, впрочем, не умаляет актуальности и жизненности у "Планеты обезьян".
Из прошлой статьи может показаться, что классическая серия какая-то неудачная, и не оставила после себя достойного наследия. Но нет!
Самое главное, что неудачными в полной мере старые фильмы не назовешь, так как каждая часть пользовалась успехом у зрителей. И художественная ценность тоже найдется, потому что кино 21-го века многое заимствовало у кино 20-го.
Планета обезьян (2001)
В 2001-м году легендарный Тим Бертон выпустил ремейк самого первого фильма…
Сюжет, впрочем, различается. Во время эксперимента астронавт направляет челнок с шимпанзе в непонятную космическую аномалию. А затем, поняв, что профукал казенную аппаратуру и обезьяну, отправляется следом. Герой (кстати, сыгранный Марком Уолбергом) попадает в уже знакомое по прошлым фильмам и книге общество, где люди – дикари, а разумные, но воинственные обезьяны держат их в рабстве.
Тима Бертона подвело не только то, что он максимуму убрал из «Планеты обезьян» политику и сатиру, выпустив на первый план драму и боевик (подобным грешит последнее «Новое царство», но его не назовешь провальным).
С другой стороны, ремейк во многом консервативен – тут и привычный, но уже не удивляющий межвидовой конфликт, и грим, явно основанный на старом дизайне обезьян.
Кино может похвастаться эпичной финальной битвой, напоминающей, но не дотягивающей до «Властелина колец» того же года выпуска.
Одна из главных заслуг режиссера – он попытался повторить концовку оригинальной книги: Герой возвращается домой… А там все не так. Вместо памятника Аврааму Линкольну – статуя «Абезяна Горилкольна»!
Но какой же зритель дотерпит до финала, если кино – скучноватое?
Фильм с треском провалился – и стало ясно, что именитый режиссер вытащил из «Планеты обезьян» ее сердце.
Поэтому в следующем перезапуске хватало и политики, и сатиры.
Восстание планеты обезьян (2011)
Перед создателями стояла задача не просто выпустить подражание старым фильмам, но снять кино для современных зрителей, с их проблемами и тревогами. И, как и всякой хорошей научной фантастике, отталкиваясь от современного уровня достижений попытаться заглянуть в будущее.
Итак, молодой ученый ищет лекарство от синдрома Альцгеймера, чтобы помочь отцу. Он берет из лаборатории детеныша шимпанзе, на чьей матери испытывался препарат, нарекает его Цезарем и начинает воспитывать дома.
Однажды ученый не уследил за питомцем, и тот попадает в приют для животных, где содержатся другие обезьяны. Устав от жестокого обращения надзирателей, Цезарь устраивает восстание…
А дальше герой, будто Моисей, ведет свой народ (то есть, шимпанзе, орангутангов и горилл) к свободе. Финальное сражение тоже напомнит Ветхий Завет – как и Моисей, Цезарь и собратья пытаются перейти реку, а им противостоят превосходящие и хорошо вооруженные поработители.
Помнится, «резиновый» грим отчасти погубил старых «обезьян» – люди попросту перестали в них верить. Поэтому на помощь пришла компьютерная графика, что наконец-то научилась передавать настоящие эмоции.
И это весьма кстати, потому что шимпанзе Цезарь – главный герой новой трилогии. Все его движения и мимика считывались с Энди Серкиса (ранее известного как Голлум из «Властелина колец»).
Спайка актерского таланта и графических технологий оказалась столь сильна, что зрители устроили целую кампанию, чтобы номинировать Серкиса на Оскара. Номинации не произошло, но это не умаляет заслуг актера.
То есть, уже в первом фильме перезапуска благодаря глубоко проработанным персонажам и убедительной актерской игре получилась настоящая драма. В нее хочется погружаться и сопереживать, а не оценивающе наблюдать со стороны.
Но фантастика не была бы фантастикой, если бы сюжет не развивался на глобальном плане. А там все гораздо драматичнее… Экспериментальный препарат вызывает пандемию вируса, что буквально выкашивает население земного шара.
Таким образом, новый взгляд на старую франшизу предупреждал не только о классовых столкновениях, но и об опасности научных экспериментов.
Зрители восприняли фильм с восторгом, дело оставалось за малым – сохранить в продолжениях свежий взгляд и не повторяться.
Планета обезьян: Революция (2014)
Если «Восстание планеты обезьян» было, по сути, ремейком «Завоевания планеты обезьян». То «Планета обезьян: Революция» – это переделка неудачной пятой части «Битва за планету обезьян».
Цезарь основал колонию и пытается мирно сосуществовать с выжившими людьми. Но ближайший соратник Цезаря по кличке Коба решает предать.
Коба, в отличие от своего идеологического наставника, жесток и брутален. Он мечтает силой и коварством захватить власть и устроить репрессии как среди соратников (то есть, обезьян), так и среди обычных, собственно, людей. Он хорошо помнит, как его унижали в лаборатории, и готов за свои страдания расправиться с окружающими.
Субъективно, лучший злодей в серии, учитывая, что главные антагонисты в старых фильмах либо скучноватые чиновники, либо чересчур прямолинейные военные. Предыстории же Кобы была посвящена прошлая часть, так что ясно откуда, цитируя «бэтменовского» Джокера, он «получил свои шрамы». И теперь Коба движим ненавистью и глубинными животными инстинктами.
Пожалуй, «Революция» – пик новой серии. Шекспировских размахов история об интригах и предательстве буквально отодвигает людей на задний план. Даже харизме оскароносного Гэри Олдмана, что сыграл лидера выживших, не получается переиграть Цезаря и Кобу, что не могут поделить власть.
Тем не менее, постапокалиптическое внешне, но драматическое по сути кино дарит надежду, что любые разногласия можно разрешить, если в сердцах и умах участников конфликта отыщется понимание и сострадание.
Планета обезьян: Война (2017)
Самая мрачная в новой трилогии картина во многом напоминает «Апокалипсис сегодня», что основан на романе Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Только вместо зловещего полковника Курца здесь не менее зловещий полковник Маккаллоу. Он взял под свое начало людей и обезьян, бывших сторонников мятежника Кобы, и теперь безжалостно истребляет друзей и близких Цезаря.
Заключительная часть трилогии минимально заимствует из классических фильмов. Военная группировка «Альфа-Омега» отсылает к названию ядерной боеголовки из продолжения оригинального фильма.
Успех триквела и новой трилогии в целом строится на реализме, но не в плане научной достоверности. А в плане проработки персонажей и естественности их реакций. Жестокость, если она есть, не внезапна – к ней подводят постепенно, чтобы зритель понял, почему тот или иной участник действа ее применил. В результате получается сопереживать даже самым небольшим персонажам. Например, таким, как Плохая обезьяна. Если вначале шимпанзе труслив и вороват, то под влиянием хорошего отношения окружающих проявляет смекалку и даже героизм.
И вновь повествованием двигают библейские мотивы – Цезарь, подобный Моисею, просто хочет спасти свой народ и отвести их в «землю обетованную», где никто не будет трогать. Цезарь не желает людям зла – он даже находит немую девочку и решает позаботиться о ней.
На этом религиозные мотивы не заканчиваются – Цезарь, подобно мессии, терпит муки и в конце завещает соратникам продолжить его учение, которое сводится к тому, что все должны жить в мире.
Планета обезьян: Новое царство (2024)
По хронологии четвертый фильм новой серии идет триста лет спустя после «Войны» и выглядит даже не послесловием, а необязательным приложением к мощной трилогии.
Мирные шимпанзе живут в низине и дрессирует соколов, пока на них не нападает другое сильное, более агрессивное племя. Их лидер Проксимус будто воплощает древние мифы о жадных царях – он хочет всех поработить и мечтает найти гробницу с сокровищами, то есть бункер с оружием и научными достижениями.
Связи со старыми фильмами никуда не делись – в «Под планетой обезьян» брутальный обезьяний вожак тоже искал бункер с технологиями.
Скажем прямо, если прошлые фильмы – это драма, то четвертая часть скорее сказка. Библейские мотивы никуда не делись, главного героя зовут Ноем, но эта деталь слишком нарочитая, потому как ключевой момент сюжета связан с потопом.
Но не будем «искать блох в обезьяньей шерсти»…
Видимо, понимая, что достигнуть планку новой трилогии «Планеты обезьян» – задача непосильная, создатели «Нового царства» решили поискать новую аудиторию, с прошлыми фильмами не особо знакомую. Местные путешествия по живописным землям и опасные, но не очень жестокие приключения вполне пригодны для семейного просмотра, чем-то даже напоминая «Аватара» или «Книгу Джунглей» (одну из версий которой снял Энди Серкис, исполнитель роли Цезаря в новой трилогии, но это уже другая история).
Таким образом, у нас редкий случай, когда по большей части ремейки получились лучше оригинальных фильмов. Спустя более чем полвека после выхода на экраны самой первой «Планеты обезьян» серия живет, процветает и умудряется привлекать новую аудиторию.
До финансового успеха «Звездных войн» серии далековато… Но новые фильмы «Планеты обезьян» точно превосходят третью трилогию «Звездных войн» в последовательности сюжета и постановке, при этом бережно относясь к наследию оригиналов.
Конечно, «обезьяномании» никогда в помине не было. И если вы встречали человека в маске шимпанзе, то вероятность, что он фанат серии, стремилась к нулю. Но у франшизы был запас прочности, и она могла позволить себе откровенные провалы, не распугав зрителей окончательно.
За все это и хочется сказать создателям отдельное «спасибо» и пожелать им успеха в следующем фильме. Он, если верить официальному расписанию, должен выйти на свет в 2027-м году. Кто знает? Возможно, это снова будет ремейк первого фильма. Или серьезная драма в духе новой трилогии. Как показало время, идей, заложенных в оригинальной книге, хватит, чтобы построить самые разные сюжеты в самых разных жанрах!
Прочитали? Подписались?
В любом случае СПАСИБО!
Мы стараемся ради Вас!
Про классические фильмы серии "Планета обезьян" можно прочитать здесь
Обзоры других фантастических фильмов всегда можно найти в отдельной рубрике.
Ко всем неравнодушным просьба поставить оценку и/или высказаться в комментариях
👇