Найти в Дзене

При поддержке ПФКИ: спектакль «Красный обоз» о подвиге сибиряков вдохновляет молодежь

Оглавление

Спектакль «Красный обоз» возвращает зрителя к истории подвига сибиряков и современным примерам гражданской солидарности. Пьесу о трудовом подвиге сибиряков специально для Томского театра драмы написал драматург из Курска Александр Демченко. Действие происходит в маленьком селе на берегу большой реки, где все рыбаки ушли на фронт, а их место заняли женщины, подростки и старики. Этот спектакль не просто рассказ о героическом труде в тылу, это житейская драма с юными влюбленными, с ревностью и преданностью, коварством и подвигом. Кстати, жители Томской области в какой-то мере продолжают традицию Красного обоза - они собирают и отправляют участникам СВО гуманитарные грузы. Работа над постановкой шла полтора года.

Историю о Красном обозе хорошо знают почти все жители Томской области. В 1942 году металлурги и шахтеры Кузбасса обратились к рыбакам Нарымского края с призывом развернуть соревнование за досрочное выполнение плана. Обращение было поддержано. Рыбаки Каргасокского района, в свою очередь, предложили организовать Красный обоз — подводы с рыбой из Оби в подарок рабочим Кузбасса. Начинание поддержал весь Нарымский край. В декабре 1942 года с томского Севера отправились подводы с мороженой рыбой. Обоз находился в пути 18 дней, в Томск пришли 2100 подвод, на которых было загружено 38 тысяч пудов (622,5 тонны) обской рыбы. С подвод продукцию перегрузили в вагоны и по железной дороге доставили в Кузбасс.
Фото со спектакля «Красный обоз»
Фото со спектакля «Красный обоз»

Основной целью проекта о подвиге сибиряков является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Как рассказала его руководитель Валентина Волынко, грантовая поддержка Президентского фонда культурных инициатив помогла создать пронзительный спектакль, основанный на реальных событиях, который мотивирует молодёжь на добрые дела и поступки.

Об истории и идее проекта

— Как появилась идея создать спектакль «Красный обоз»? Что стало отправной точкой проекта?

— Отправной точкой можно считать 2020 год, когда в Томской области началась подготовка к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тогда краеведы подняли тему исторического события, когда кузбассовцы обратились к жителям нашего региона с предложением поддержать рабочих Кузбасса. Кажется, идея исходила из Анжеро-Судженска — сделать современную интерпретацию той истории. Наши северные районы активно откликнулись, и возникла целая «историческая картина». Жители находили одежду, похожую на ту эпоху, запрягали лошадей, делали транспаранты — как в 1942 году. Это движение прошло по северным районам области и дошло до Кемеровской области, где состоялось итоговое мероприятие. Планировалось завершить проект большим событием в Томске на главной сцене театра драмы, но из-за пандемии всё пришлось отменить.Позже была выпущена книга о «Красном обозе», тема получила развитие — особенно в школах. Мы много говорили о героях Советского Союза, ушедших на фронт с Томской земли. Хотя бои в Сибири не велись, вклад жителей региона в Победу был огромен. Не случайно Томску присвоено звание города трудовой доблести. И когда мы начали размышлять, чем можем внести свой вклад в празднование 80-летия Победы, материал «Красного обоза» оказался буквально на поверхности. Мы поняли, что важно не только рассказывать, но и показать эту историю через театральное искусство.

Интересно, что идея спектакля впервые прозвучала на одном из проектных семинаров Школы-студии МХАТ, где наш коллега представлял концепцию постановки. Тогда проект не вошёл в число рекомендованных — из двадцати участников выбирали пять лучших. Но спустя время, когда мы подали заявку в Президентский фонд культурных инициатив, именно этот проект был поддержан.

В каком-то смысле «Красный обоз» продолжает жить и в наше время. С начала специальной военной операции жители Томской области снова собирают гуманитарные грузы, и одна из участниц нынешней инициативы рассказала, что её прадед участвовал в Красном обозе 1942 года. Так возникла преемственность поколений — они решили назвать свою миссию в СВО тем же именем.

— Вы решили приурочить постановку к 80-летию Победы. А до этого у вас были мысли продолжить эту тему?

— Да, идея продолжить проект витала в воздухе давно. Наш спектакль уникален тем, что режиссёр выбрал особый акцент — через судьбы людей. В центре сюжета не только подвиг рыбаков, но и человеческие отношения, истории молодых девушек, красноармейцев. Это делает спектакль живым и эмоциональным. К тому же пьесы как таковой не существовало — её нужно было написать. Материал не лежал на полке, его нужно было создать с нуля. Именно на арт-кластере «Таврида» мы познакомились с драматургом Александром Демченко. Он сразу заинтересовался темой, мы передали ему все документальные материалы, и он написал пьесу специально для нас. В процессе репетиций текст неоднократно дорабатывался, линии героев уточнялись. Когда прошла первая читка, мы поняли, какие моменты нужно усилить, и работа продолжилась.

Фото с гастролей в Минске
Фото с гастролей в Минске

О гастролях и зрителях

— Спектакль «Красный обоз» показывали в Беларуси. Почему показ прошёл именно там?

— С Минском нас связывают давние отношения. Ещё во время Великой Отечественной войны театр имени Янки Купалы отправился на гастроли и не смог вернуться домой — началась война. Тогда актёры нашли приют именно в Томске, где продолжили работу на сцене. С тех пор связь между нашими театрами сохраняется. Минчане не раз приезжали к нам на гастроли, а вот мы — к ним нет. Поэтому, когда в составе делегации администрации Томской области мы отправились в Минск, решили обязательно включить в программу культурный блок. И выбор пал именно на «Красный обоз». Белорусы восприняли спектакль очень тепло. Для них, как и для нас, тема войны и Победы — священная. После показа мы получили множество приглашений — из Минского государственного колледжа искусств, Молодёжного театра, других учреждений. Нас звали снова приехать, обещали приём «на высшем уровне». Теперь мы готовимся к следующему этапу: в декабре спектакль будет представлен на фестивале молодой режиссуры «Һөнәр» - «Ремесло» в Казани. Тема спектакля оказалась действительно живой. В нашем театре она пользуется большим интересом — особенно среди школьников. Патриотическое воспитание сегодня только набирает силу, и к нам поступают групповые заявки на показы.

— Планируете ли вы гастроли по Томской области?

— В рамках проекта мы уже проехали по основным северным районам области — там, где эта история особенно актуальна. Пока на этом этапе гастрольная история завершена, но не потому, что мы не собираемся больше показывать спектакль. У нас есть ещё одна постановка — о специальной военной операции. Это был спецзаказ от заместителя губернатора: спектакль нужно показать в районах Томской области. Поэтому 2025 год мы разделили между двумя постановками: «Красный обоз» и спектаклем по СВО. В этом году мы действительно охватили всю область, включая самые северные районы, куда добраться можно разве что вертолётами.

— Есть ли в планах показ спектакля в других регионах?

— Мы думали показать спектакль в Кемерово. Даже предлагали руководству завершить год Победы именно там — это было бы логично. Пока планы немного другие, но у нас хорошие отношения с Кемеровским драматическим театром: мы ездили к ним в прошлом году. Поэтому, думаю, в будущем поездка состоится. Также рассматриваем Алтайский край и Новосибирскую область — возможно, будем играть на малых сценах.

Фото со спектакля «Красный обоз»
Фото со спектакля «Красный обоз»

О работе над проектом

— Вы упоминали, что в основе спектакля лежат реальные исторические события. Подскажите, как проходила работа с материалом? Насколько глубоко вы в него погружались? Были ли трудности?

— Трудности, скорее, были у режиссёра. Мы обсуждали с ним, как передать всю тяжесть того времени. Он создавал ощущение холода, лишений, не показывая их напрямую. Ведь 1942 год был одним из самых холодных — и в Ленинграде, и у нас, температура доходила до минус пятидесяти. Сложность ещё была в переходе от исторической части к современности. Мы просили режиссёра сделать этот переход очень мягким, чтобы не было надуманности. В спектакле история начинается сценой, где внучка спрашивает бабушку о войне, а в финале герой говорит: «Я продолжаю миссию своих дедов и прадедов». Это важный, деликатный момент — чтобы не вызвать у зрителей отторжения, ведь отношение к специальной военной операции у всех разное.

— Как проходила ваша работа с драматургом?

— С Александром Демченко мы работали плотно: отправляли ему не только документальные материалы, но и фотографии, чтобы он прочувствовал атмосферу, понял, где и как всё происходило, хотя снимков сохранилось немного. Когда формировался исторический путь «Красного обоза» в 2020 году, оказалось, что почти никто из участников уже не жив. По-моему, в одном районе осталась лишь одна труженица тыла, которая участвовала в формировании этого обоза. Конечно, хотелось бы приехать туда, поговорить, записать живые воспоминания, но, к сожалению, это оказалось невозможно. Это тоже одна из трудностей, с которыми мы столкнулись при работе над постановкой.

— Если говорить о работе вашей команды — кто помогал вам воплощать проект? Как подбирали актёров и как строилась совместная работа?

— Команду мы формировали постепенно. Режиссёром стал Данила Дейкун — довольно молодой, для него это первая серьёзная работа. Перед началом мы провели читку — это помогло понять, насколько Данила попал в характеры, правильно ли подобрал актёров. После читки мы вместе дорабатывали пьесу, звонили Демченко, обсуждали детали. Режиссёр всё внимательно выслушал и внёс нужные изменения. По пластике работала Екатерина Авдюшина — настоящий мастер. Она сделала не одну постановку у нас в театре и сама ставит спектакли по пластике. Все выразительные сценические картины — её работа: когда актёры словно рыбы, попавшие в сети, или сцена, где герой возвращается замёрзшим — всё это придумано и выстроено ею. Каждое движение, каждый взгляд продуман. Ведь в те годы люди двигались иначе, смотрели друг на друга иначе. Иногда один взгляд говорил больше, чем слова. Кроме того, Данила сам подбирал музыку. Мы переживали, но он справился и с этим, и с актёрами. Правда, недавно у нас произошла замена: Константин Зуев покинул театр, и Данила сам вошёл в состав спектакля — теперь он не только режиссёр, но и актёр.

Фото со спектакля «Красный обоз»
Фото со спектакля «Красный обоз»

«Весь спектакль в зале стояла тишина, только слышались всхлипы. Никто не отвлекался, не разговаривал, не доставал телефоны. Это редкость, особенно среди подростков».

О реакции зрителей

— Были ли сцены, которые особенно тронули зрителей?

— Конечно, были. И, если честно, сложно даже выделить — весь спектакль трогает. Есть сцены, где хочется улыбнуться: когда председатель и Татьяна смотрят друг на друга — видно, как между ними рождается чувство, даже в трудное время. Или когда герои танцуют парами — зрители улыбаются вместе с ними. А когда Маришка говорит: «Я пойду на фронт!» — ты ей веришь. Веришь, что она действительно хочет туда, несмотря на возраст. Ведь и правда, были такие юные девчонки и мальчишки, дети полка. Драматург сумел передать эти живые, цепляющие моменты, которые трогают каждого зрителя.

— Как молодёжь реагирует на спектакль?

— «Красный обоз» всегда идёт при полном зале — пусть он и небольшой, всего на 100 человек. Мы получаем целевые заказы, берём отзывы у ребят и педагогов. Многие зрители признаются, что после спектакля хочется прийти домой и обнять бабушку. Это действительно трогает. У меня самой бабушка — труженица тыла, ей 96 лет. Каждый год 9 Мая мы просим рассказать о войне, но она, набрав воздух, начинает плакать. В такие моменты понимаешь, что лучше не спрашивать — слишком больно вспоминать. И я думаю, мои дети уже не услышат от неё тех живых историй. Но через спектакль они могут почувствовать то время, увидеть в персонаже свою молодую бабушку. Именно поэтому постановка так откликается у зрителей. Особенно это заметно на школьниках. Когда мы делали первую читку, пьеса была довольно длинной — даже больше, чем сам спектакль, который идёт около 1,5 часов. И всё это время в зале стояла тишина, только слышались всхлипы. Никто не отвлекался, не разговаривал, не доставал телефоны. Это редкость, особенно среди подростков. Поэтому особенно приятно видеть, что молодёжь чувствует и понимает, насколько это важно.

Фото со спектакля «Красный обоз»
Фото со спектакля «Красный обоз»

О грантовой поддержке

— Могли бы вы дать совет тем, кто хочет подать заявку на грант, но пока не решается?

— Я бы сказала так: ищите материал, который вам действительно близок, который вам родной. Важно начать с себя — заглянуть внутрь, почувствовать, чем уникален твой регион, найти ту особенность, которой нет больше нигде. Иногда это не приходит сразу — нужно искать, читать, изучать. Часто идеи рождаются в краеведческом музее: если не просто пройтись по залу, а задержаться у экспонатов, задуматься, почему они здесь — может родиться совершенно новая идея, связанная с твоей землёй. О необходимости профессиональной команды говорят все, и это действительно так: рассчитывайте на тех, кто сможет воплотить вашу идею в жизнь. Но важно и не отпускать процесс — нужно контролировать. Контроль помог нам добиться нужного результата: мы читали, обсуждали, просили что-то переделать, уточнить — и всё это пошло спектаклю на пользу. Наш спектакль родился не ради галочки. Мы могли бы ограничиться показами в районах и на этом завершить историю, но нет — продолжаем ездить, участвовать в фестивалях. Нам кажется, что эта работа достойна внимания зрителей, критиков и жюри.

«Могу сказать: пробуйте и еще раз пробуйте! Даже если не получится с первого раза — подавайте снова, дорабатывайте идею. Всегда найдутся люди, которые подскажут, как сделать лучше — не только в оформлении заявки, но и в тематическом, смысловом направлении. Ведь любая заявка должна нести идею, ответ на вопрос «зачем».

, — отметила Валентина Волынко.

— Планируете ли вы подавать новые заявки, реализовывать другие проекты?

— Да, мы уже подали две заявки и ждём результатов. Первая — постановка Олега Молитвина «Васса», вторая — детский фестиваль школьных театров. Мы заметили, что большинство конкурсов проводятся только для городских школ, а дети из районов остаются в стороне. А ведь президент говорил, что в каждой школе должен быть свой театр. Некоторые спрашивают, зачем профессиональному театру заниматься школьными. Но нам важно поддерживать и сельских ребят.

— И напоследок — если бы вы могли сформулировать миссию спектакля «Красный обоз» одной фразой, как бы она звучала?

— Думаю, что так: сибиряки тоже приближали победу. Даже в самых отдалённых посёлках шла тяжёлая работа в тылу — здесь были эвакуированные заводы, госпитали, женщины и подростки трудились не меньше, чем на фронте. И мы хотим показать, что вся страна была едина — от центра до самого севера. Неважно, где ты живёшь, важно, что ты делаешь для общей победы.