Найти в Дзене
Лариса Чебатуркина

"Талант ... всегда слышен" : об А.Н.Островском

Статья написана в рамках объявленного марафона Александр Николаевич Островский не обладал такой горестной судьбой как Пушкин, не дрался на дуэлях как Лермонтов, не отбывал каторгу как Достоевский, не сражался на бастионах Севастополя, как Лев Толстой - он просто родился в Замоскворечье и жизнь прожил домоседом почти по одному и тому же адресу, сменив его только однажды при переезде с одной улицы на другую, соседнюю. Недаром его называют одним из самых закрытых литераторов России. .Даже переписки его не сохранилось. Можно ли считать полноценной перепиской пару писем издателям? О нём самом, его мировоззрении говорят только его произведения, его герои, рядом с которыми он незримо присутствует всегда. Островский гордился тем , что он открыл лежавшую у всех на виду "страну, никем из путешественников не обнаруженную. Он приподнял завесу таинственности, как туманом расстилавшуюся над Замоскворечьем…" В Замоскворечье редко слышно было о каких-либо изобретениях, достижениях науки или новинках
Оглавление

Статья написана в рамках объявленного марафона

Колумб Замоскворечья

Александр Николаевич Островский не обладал такой горестной судьбой как Пушкин, не дрался на дуэлях как Лермонтов, не отбывал каторгу как Достоевский, не сражался на бастионах Севастополя, как Лев Толстой - он просто родился в Замоскворечье и жизнь прожил домоседом почти по одному и тому же адресу, сменив его только однажды при переезде с одной улицы на другую, соседнюю.

Недаром его называют одним из самых закрытых литераторов России. .Даже переписки его не сохранилось. Можно ли считать полноценной перепиской пару писем издателям?

О нём самом, его мировоззрении говорят только его произведения, его герои, рядом с которыми он незримо присутствует всегда.

Островский гордился тем , что он открыл лежавшую у всех на виду

"страну, никем из путешественников не обнаруженную. Он приподнял завесу таинственности, как туманом расстилавшуюся над Замоскворечьем…"

В Замоскворечье редко слышно было о каких-либо изобретениях, достижениях науки или новинках литературы и искусства, о культурной жизни, протекавшей в столице. Чаще можно было слышать о способах приготовления варенья или засолки огурцов.

Замоскворечье жило по законам примет, снов и гаданий.

Здесь на подоконниках цвела герань и стояли на солнце бутыли с настойкой. Здесь в домах на видном месте висел "дурак" (специальным способом сплетённый кнут, для наказания домашних). Правда плеть эту не часто пускали в ход, всё больше воспитывали словом Божиим (поедом ели) или ором, слышным, казалось, даже на другом берегу реки.

Здесь бородатые купцы степенно беседовали за самоваром (или за стаканчиком "пунштика"). Чай пили не с сахаром (барское кушанье), а с мёдом или изюмом.

Здесь молодые купчихи и купеческие дочери на улицу одни не выходили, только выглядывали из-за выбитых занавесок.

Здесь туго-натуго ужинали, спать ложились рано, рано и вставали. По праздникам, правда, спали до обеда. По воскресеньям пекли пироги…

В праздники "во всю Ивановскую" гудели колокола, но шли к поздней обедне не столько по зову души, сколько "себя показать, на людей посмотреть" : купчихи в расписанных цветами шалях, барышни в чепчиках и мантильках, купцы в армяках и поддёвках, а молодые приказчики и чиновники в узеньких фраках и с коконами завитых спереди волос.

Б.М. Кустодиев, "Деревенская Масленица (гармонист), 1916 г.
Б.М. Кустодиев, "Деревенская Масленица (гармонист), 1916 г.

А какие тут встречались типы! Какие нравы проявлялись! Вспомним "Женитьбу Бальзаминова". Мечтательность главного героя, его вдохновенное фантазёрство – тоже признак этой замоскворецкой жизненной позиции. Он мечтает о богатой жизни, столичном шике, а сам настолько пуст, бездеятелен и легковесен, что похож на воздушный шар. За его словами "Мы себя ещё покажем!.."- стоят только планы женитьбы на богатой вдове Белотеловой.

Но думается, что "показал себя" прежде всего молодой драматург - Александр Островский. Взяв за основу сюжет водевиля, лёгкий, брызжущий смехом, он поднял его на высоту социальной сатиры.

«Островский начал необыкновенно»

Это слова Ивана Сергеевича Тургенева относятся к дебюту драматурга.

Трудно не согласиться.

Судите сами : над фактически первой драмой "Банкрот" или "Свои люди сочтёмся" Островский работал три с лишним года : оттачивал каждое словечко, логически выверял каждую реплику диалога, соотносил её с раскрытием образа…

Когда же пьеса была готова, театральная цензура пьесу отвергла (от самого царя поступил "совет" : купцов не обижать! Чиновников кстати, тоже, да и военное сословие трогать не рекомендовалось.

О постановке даже думать не приходилось. Печатать пьесу тоже не решались. И тогда Островский взялся сам читать её в знакомых домах.

По воспоминаниям М.Н. Погодина (историка и издателя журнала "Москвитянин") : 3 декабря 1849 года в его доме перед многочисленными гостями (все ждали обещанного приезда Н.В.Гоголя) читал свою пьесу "Банкрот" никому ещё не известный автор. Это был Островский. Читал он за героинь, очень талантливо. Мужские роли взял на себя актёр Малого театра Пров Садовский.

Слушали хорошо. От души смеялись.

Неожиданно во время чтения тихо проскрипели ступени, послышались лёгкие шаги на лестнице – и в проёме двери возник бледный, с прямым длинным носом профиль. Пришедший оперся о притолоку двери, да так и простоял неподвижно до конца чтения. Потом так же незаметно исчез.

Это был Гоголь, написавший чуть позднее Островскому по поводу услышанного им чтения :

Самое главное, что есть талант, а он всегда слышен

Эта записка станет ещё одним фактом, за который драматург будет полон гордости. Первый, как Вы помните, уверенность в открытии Замоскворечья.

Островский был не одинок в открытии купечества

Колумбом купеческой жизни называют ещё художника Б.М. Кустодиева, родившегося на целое поколение позднее Островского в Астрахани, и знакомого с купеческим бытом не понаслышке.

Кустодиев Б.М. Масленица В свободном доступе.
Кустодиев Б.М. Масленица В свободном доступе.

Его картины полны радости, разудалого веселья, светлого юмора.

-4

Вот ещё несколько репродукций картин Кустодиева, чтобы Вы почувствовали атмосферу купеческого Замоскворечья, которая несколько отличалась от атмосферы купеческого Заволжья А.Н. Островского., где протекала жизнь более поздних его пьес.

-5
-6

Правда несколько расходится с представлением обстановки, которое рождают пьесы "Гроза" и "Бесприданница"?

PS Кустодиев, это не ложка мёда в бочке дёгтя, это просто просьба не относиться к творчеству А.Н. Островского с позиции советского литературоведения, "обличитель "тёмного царства". Истина в этом восприятии должна всё же быть где-то посередине.

PPS Удачного всем марафона.

О Чехове (да и о Островском) буду ещё писать, не смогу не писать. Чехов ведь мой земляк, и в Таганроге всё им дышит.