Вы заметили, что творится вокруг? Такое ощущение, что наш автомобильный мир треснул пополам. Вчера еще все молились на «Камри» и «Солярисы», а сегодня на каждой парковке, в каждом споре в гаражах - только «китайцы», «китайцы», «китайцы». И, кажется, трон «народного автомобиля» окончательно занял Haval Jolion. Он - как новый «Солярис» нашего времени, только кроссовер. Его берут все - и в кредит, и за наличку, и стар, и млад.
И вот в эту воронку «общественного мнения» затянуло и одного моего хорошего знакомого. Назовем его Павел. У него - абсолютная классика, живая легенда вторички: 5-летний Hyundai Solaris. Честный пробег 120 тысяч. Машина, которая, по его словам, была «боевым товарищем». За 5 лет - ни одного «чека», ни одной серьезной поломки. Только плановые ТО, бензин и «омывайка».
Но... вы же знаете, как это бывает. 120 тысяч на одометре начинают давить на мозг. Жена говорит: «Что-то мы засиделись, пора менять». Во дворе сосед паркует блестящий новый кроссовер. И ты начинаешь чувствовать себя... устаревшим.
- Решил - хватит, - рассказывал он мне. - Пора вливаться в тренд. Хочу новое, на гарантии, чтобы сидеть повыше, чтобы экран был во всю панель.
Выбор был очевиден - Haval Jolion.
Подготовка к «сделке века»
Павел - парень тертый, не из тех, кто с головой в омут. Прежде чем ехать к дилеру, он сделал «домашнюю работу». Открыл все известные площадки по продаже машин и проанализировал рынок.
Картина была ясной. Его «Солярис», в его комплектации, с его пробегом и кристально чистой историей, спокойно уходил на «вторичке» за 1,35 - 1,4 миллиона рублей.
- Я же не идиот, - говорил он. - Я понимаю, что дилер - это не благотворительность. Им надо заработать. Я готов был «подвинуться» на 100-150 тысяч за удобство и скорость. Ну, то есть, если бы мне предложили 1,25 миллиона - я бы отдал не глядя.
С этими совершенно разумными мыслями он натер свой «Солярис» до блеска, вытряхнул коврики и поехал в сияющий огнями дворец... то есть, в дилерский центр Haval.
«Аттракцион невиданной щедрости»
В салоне, конечно, все как надо. Музыка, запах новой пластмассы и дешевого кофе, менеджеры в белых рубашках с натянутыми улыбками.
Его «Солярис» тут же забрали на «комплексную оценку», а его самого отправили на тест-драйв «Джолиона».
- И ты знаешь, - признается он, - машина-то в целом не подкачала. Сел - высоко. Тихо. Руль легкий. А экран этот... он просто гипнотизирует. Я уже почти «поплыл». Мысленно прикидывал, какой цвет выбрать - белый или синий.
Расслабленный, довольный, он вернулся за стол к оценщику. И тут начался цирк. Менеджер, который пять минут назад был его лучшим другом, надел на лицо серьезную, почти скорбную маску.
- Павел, - начал он издалека, - мы посмотрели вашу машину... Ну... что сказать. Пробег 120 тысяч. Это уже серьезный пробег, вы же понимаете. Плюс, диагностика показала... (тут он потыкал в какую-то бумажку) ...ну, вот тут скол на капоте от камня. На бампере царапинка.
Павел напрягся. Он ожидал торга, но не такого захода.
- Но главное не это, - продолжал менеджер. - Рынок «корейцев» сейчас... ну, он стоит. Запчастей нет. Они никому не нужны. Все берут «китайцев». Ликвидность у них теперь нулевая.
«Ликвидность 'Соляриса' - нулевая?» - эта фраза эхом пронеслась в голове у Павла.
- В общем, - подытожил менеджер, - с учетом всех этих факторов, рисков... мы готовы забрать ее за 900 тысяч рублей.
Простая арифметика
Павел сначала подумал, что ослышался.
- Сколько? Девятьсот? Вы шутите? Ее рыночная цена почти полтора миллиона!
- Ну что вы, какой рынок! - замахал руками менеджер. - Но! Павел! Только для вас! В честь того, что вы берете у нас новый «Джолион», мы дадим вам дополнительную скидку за трейд-ин 150 тысяч!
И менеджер откинулся на стуле, сияя, как будто только что сделал ему подарок всей жизни.
В этот момент, по словам Павла, он просто прозрел. Улыбка сошла с его лица. Он сидел и в уме прикидывал эту «арифметику для идиотов».
"Так, стоп," - думал он. - "Моя машина, которая на рынке стоит 1.4 миллиона, вы оцениваете в 900 тысяч. То есть, вы 'откусываете' от МОЕЙ машины ПОЛМИЛЛИОНА рублей. А потом из этих же моих украденных 500 тысяч, вы 'дарите' мне 150 тысяч в виде скидки? И 350 тысяч просто кладете себе в карман? На ровном месте?"
Эта схема была настолько наглой, настолько циничной, что он даже не стал злиться. Он просто устало рассмеялся.
- Ребят, вы серьезно? - спросил он вслух. - Вы мне сейчас втираете, что «Солярис» - это «неликвид»? Да это самая ликвидная машина на «вторичке», ее как горячие пирожки разбирают! Да любой таксопарк ее с руками оторвет!
- Ну... - заюлил менеджер, поняв, что «клиент сорвался». - Это «рыночная цена», а у нас «цена выкупа». Мы же рискуем, нам ее еще продавать...
Финал
Павел даже кофе допивать не стал.
- Знаете что, - сказал он, вставая. - Я, пожалуй, на своем «неликвиде» еще поезжу. А вы свои «Джолионы» с такими «скидками» кому-нибудь другому продавайте.
Он забрал ключи, сел в свой теплый, понятный, честный «Солярис» и уехал. По его словам, в этот момент он почувствовал, как будто чуть не предал старого друга.
А знаете, что было дальше? Он мне позвонил через три дня.
- Прикинь, - говорит, - выставил на «Авито» в тот же вечер. Поставил 1.420.000. Торг. Три дня. ТРИ. Приехал первый же покупатель, скинул 40 тысяч на «сколы» и забрал за 1.380.000.
Почти на полмиллиона дороже, чем ему предлагали эти «бизнесмены».
Он так и не купил «Джолион». Говорит, что после такого откровенного «развода» на входе, у него пропало всякое желание связываться с этим брендом. Он теперь боится представить, что у них там с гарантией и сервисом, если они на этапе продажи уже ведут себя, как наперсточники.
Вот так дилеры Haval, ослепленные «золотой лихорадкой», сами отгоняют от себя вменяемых клиентов.
А вы сталкивались с таким «аттракционом невиданной щедрости» в трейд-ин? За сколько дилеры оценивали ваши машины? Делитесь в комментариях, очень интересно!