Повышение ставки после спада на рынке, подорожание топлива и важные изменения в законодательстве — все это меняет баланс спроса и предложения на рынке. Как прошел этот сентябрь, что ждать от сезона и каким будет период после него? Разобрали в статье на основе наших данных и мнения эксперта.
Рост рынка после весеннего спада
За последние несколько месяцев мы видим восходящую динамику тарифов. Дно рынка было в марте, после этого периода он начал постепенно оживать — это наглядно заметно на графике ниже. Стоимость перевозки в абсолютном значении в среднем по России в этом сентябре — 73,8 руб. Это на 3 рубля больше, чем в августе и на 10,2 рублей больше, чем в марте.
Отдельно отметим повышение ставки по самому популярному направлению (Москва — Санкт-Петербург) в августе этого года (с 77,3 до 83,5 руб). В сентябре тенденция роста сохраняется: ставка по этому направлению составила 88,6 руб.
Также заметен рост по отношению с прошлым годом: индекс ставок вырос на 8,64% по сравнению с сентябрем 2024-го.
Такой рост индекса ставок в этом сентябре едва ли можно связать только с сезонными изменениями. Как говорит директор по продажам ГК «Монополия» Евгений Ивлев, тенденция скорее связана с тем, что начинает устанавливаться баланс между спросом и предложением:
«Покупательская способность остается на низком уровне, производства тоже во флэте — ставка большая, кредиты дорогие, стройка выдает в рынок намного меньше квадратных метров. Машин тоже становится меньше: в 2022-23 годах их накупили много, и они привели к дисбалансу спроса и предложения. Сейчас же многие компании не выдерживают экономическую ситуацию и закрывается. Из-за этого лизинговые компании изъяли у перевозчиков около 90 тысяч единиц техники — машины буквально "стоят под забором" без дела. А это примерно 10% от всех ТС, которые катаются по России».
Серьезных холодов еще нет, дороги не замело, а рынок уже испытывает дефицит машин. Скорее всего, с наступлением сезона нехватка ТС только усилится — особенно, если погода этой зимой будет плохой. Метеорологи говорят о том, что зимняя погода будет нестабильной — плюсовые температуры будут сменяться отрицательными значениями. А это значит, много мокрого снега, большая влажность и сложности на дорогах. Посмотрим, насколько сбудутся их прогнозы, но к трудностям стоит готовиться уже сейчас.
Помимо нехватки машин, стоит ожидать дефицит рефрижераторов. По словам Евгения Ивлева, рынок перестал закупать технику в прежних объемах — у перевозчиков просто не хватает денег. К тому же, подорожал ремонт, и многие просто-напросто на нем экономят. По данным Монополии, в этом сентябре ставка на перевозки с рефрижератором уже превышает цифры прошлого сентября: 76,8 руб в 2025 году по сравнению с 72,3 руб в 2024-м.
Топливо: рост цен, рост тарифов
Другой фактор, который, вероятно, отразится на росте тарифа — увеличение стоимости топлива. Директор по продажам ГК «Монополия» Евгений Ивлев уточняет, что уже сейчас для транспортных компаний она увеличилась примерно на 15 рублей — а это 20% стоимости. Не стоит забывать, что топливо составляет треть всех расходов компании — значит, эти цифры придется закладывать в цену перевозки, чтобы отбить затраты.
По данным Монополии, в сентябре этого года цена на дизельное топливо составляет 70,6 руб по Москве и Московской области. По сравнению с прошлым годом стоимость выросла на 4,28%. Самая высокая стоимость топлива в сентябре — в Иркутской области (75,9 руб) и Приморском крае (75,3 руб). Там тоже заметен рост по сравнению с сентябрем 2024-го — на 6,75% и 4,87% соответственно.
Низкий сезон впереди: что от него ждать
Сезон рано или поздно закончится — что ждать после? На этот вопрос трудно ответить прямо сейчас — все-таки ситуация будет сильно зависеть от того, как пройдет сам сезон. Рынок ожидает бурный рост тарифов — к стоимости точно прибавится еще 20-25%.
После этого неизбежно произойдет спад, но насколько сильным он будет, пока непонятно. Все зависит от того, сколько компаний переживут сезон и не обанкротятся, а также каким будет баланс спроса и предложения в начале 2026 года. Вот что говорит об этом директор по продажам ГК Монополии Евгений Ивлев:
Помочь с прогнозами может Индекс тарифов Монополии. Это инструмент, который анализирует тарифы по определенным направлениям за конкретный период и строит прогнозы на основе больших данных, как цена будет двигаться дальше. С помощью этой информации грузовладельцы и перевозчики могут устанавливать оптимальную цену перевозки или ориентироваться на актуальные тарифы при поиске заказов. Найти это инструмент можно на платформе в разделе Сервисы — Индекс тарифов.
Изменения в налоговом законодательстве: как повлияет на тарифы
На 2026 год государство запланировало много изменений. Так, планируется снизить с 10 до 60 млн руб. предельный размер дохода для УСН, при превышении которого придется платить НДС. А саму ставку НДС хотят повысить с 20% до 22%.
Если эти изменения вступят в силу, низкого сезона может и не быть. Точнее, сам по себе он, конечно, будет, но связанное с ним уменьшение ставки может и не произойти. Ведь каждому ИП на УСН может дополнительно добавится еще минимум 5% налогов. Это не может не отразиться на увеличении тарифов — денег у предпринимателей и так немного, так что эти проценты они будут закладывать в стоимость перевозки.
Этот год действительно сложный для перевозчиков — помимо дисбаланса спроса и предложения, на компании давит большое количество внешних факторов: подорожание топлива, возможное повышение налогов, а также неизменно высокая ключевая ставка. К счастью, за последние несколько месяцев рынок ожил. Мы будем наблюдать, как пройдет сезон и анализировать изменения в грузоперевозках — следите за нашими статьями.