Года полтора-два назад я, как и многие, поддался всеобщей «китайской» лихорадке. Старый «кореец» был успешно продан, а на рынке в тот момент не было ничего, что могло бы сравниться по соотношению «цена-вау» с ним. С Geely Monjaro.
Вы же помните этот эффект? Ты садишься в него – и проваливаешься. Огромный, салон – космос, алькантара, три экрана, проекция, 238 «лошадей» и, главное, «тот самый» 8-ступенчатый автомат Aisin, а не какой-то там «робот». Я был уверен, что покупаю «Lexus» по цене «Тойоты». Я отдал за него больше 4.5 миллионов рублей и год ездил с ощущением, что переиграл систему.
А неделю назад я выставил его на продажу. Выставил и, перекрестившись, продал с диким, сумасшедшим убытком. Продал Geely Monjaro, пока не поздно. А на вырученные деньги (и добавив еще, конечно) купил 10-летний Land Cruiser Prado 150, 2015 года выпуска, с 3-литровым дизелем 1KD-FTV и пробегом 160 тысяч километров.
Мои друзья крутят пальцем у виска. Жена до сих пор в шоке. Как? Как можно было поменять ультрасовременный, гарантийный, напичканный технологиями флагман на «ведро» десятилетней давности? А я вам рассказываю, почему "старый японец" лучше нового "китайца".
Год с Monjaro: эйфория и разочарование
Я буду честен: Monjaro – очень комфортная машина. Она тихая, быстрая, отлично рулится (спасибо платформе Volvo) и привлекает взгляды. Первый год я не знал проблем. Только ТО. Но чем ближе подходил конец гарантии (а на основные узлы она, как известно, не 5 лет, а меньше), тем чаще я стал просыпаться в холодном поту.
Мой страх был основан на трех вещах:
- Чудовищная потеря стоимости. Я купил его за 4.5+ миллиона. А когда выставил, то еле-еле продал за 3.2, и то, покупатель торговался до слез. Потерять 1.3 миллиона за год – это как? Это по 100 тысяч в месяц я просто выкидывал в трубу! Мой «статус» обесценивался быстрее, чем прошлогодний смартфон.
- Стоимость ремонта. Я как-то ради интереса заехал в «неофициальный» сервис по «китайцам» и спросил: «Что, если...». Мне «что если» посчитали. Оказалось, что одна светодиодная фара на Monjaro (если не по КАСКО) стоит 200 000 рублей. Лобовое стекло с проекцией и подогревом – 250 000. А потом я наткнулся на историю, где владельцу отказали в гарантийной замене того самого «вечного» Aisin (из-за перепробега в 1000 км на ТО) и выставили счет в 900 тысяч рублей.
- Сложность. Эта машина – один сплошной компьютер. Три экрана, куча ассистентов, проекция, камеры 360... И все это завязано на одну шину. У меня за год мультимедиа «зависала» раза три. А что будет, когда ей стукнет 5 лет? 7? 10? Она просто превратится в недвижимость, которую никто не сможет починить.
Я понял, что владею не автомобилем, а гаджетом. Дорогим, одноразовым гаджетом, который хорош, пока он новый и на гарантии. А потом он превращается в финансовую черную дыру.
Обмен «гаджета» на «инструмент»
Я поехал смотреть «Прадо». 10-летний. 2015 год, дизель 3.0, 160 000 км пробега. Я сел в него после Monjaro, и у меня был шок.
Салон. Вместо алькантары – жесткая, но не затертая кожа. Вместо трех экранов – убогая магнитола с зелененькой подсветкой и экранчиком размером с часы. Кнопки! Огромные, как в лифте, кнопки из 90-х.
Динамика. После 238 турбо-сил «Монжаро» этот 3-литровый дизель (173 л.с.) просто не едет. Он тарахтит, вибрирует, и разгоняется, как груженый «Камаз».
Комфорт. Он жесткий. Он рамный. Он валкий.
Я посидел в нем 10 минут, вышел, и сказал: «Беру».
Почему «Прадо» 2015 года лучше Monjaro 2023-го
Друзья, вы должны понять мою логику. Я не сошел с ума. Я просто устал бояться.
1. Активы против пассивов.
Geely Monjaro – это пассив. Он теряет 1.3 миллиона в первый год. Сколько он будет стоить через 10 лет? 500 тысяч? 300?
10-летний Prado, который я купил, – это актив. Я купил его за 3.6 миллиона. И если я буду нормально за ним следить, я продам его через 3 года за те же самые 3.6 миллиона. Он больше не теряет в цене. Он ее сохраняет.
2. Стоимость владения.
Monjaro – это мина. Если, не дай бог, что-то случится после гарантии – я попадаю на сотни тысяч (900 тысяч за коробку!).
Prado 150 3.0D – это самый надежный и изученный внедорожник в мире. Его «болячки» (если они вообще есть) известны каждому механику в любом гараже. Да, у него нет гарантии. Она ему не нужна. Запчасти (неоригинал, контракт) стоят копейки по сравнению с Monjaro. Я могу его починить кувалдой в любом селе.
3. Философия.
Monjaro – это «казаться». Красивые экраны, панорама, быстрый разгон. Это машина, чтобы произвести впечатление на парковке у офиса.
Prado – это «быть». Это инструмент. Он архаичный, но у него есть рама. У него вечный мотор. У него кнопочный салон, который будет работать и в -40. Его задача – не впечатлять соседа, а довезти меня из точки А в точку Б. Всегда. В любую погоду. И через 10 лет – тоже.
Я продал «смартфон на колесах», который устареет через два года, и купил «вечный» аналоговый инструмент. Да, я потерял в комфорте. Я потерял в динамике. Я потерял в «вау-эффекте». Но я купил то, что не мог дать мне ни один «китаец» – уверенность. Уверенность в том, что завтра он заведется. Уверенность в том, что он не сожрет еще 1.5 миллиона моих денег. И уверенность в том, что я всегда смогу его продать.
А как вы считаете, что важнее – современные технологии и комфорт «с новья» или «легендарная» надежность и ликвидность? Готовы ли вы, как и я, «даунгрейднуться» с нового «китайца» на старого «японца»? Поделитесь своим мнением в комментариях, очень интересно узнать ваш взгляд!
Понравилась история? Обязательно подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые честные отзывы. Поставьте лайк этому разбору и, конечно же, оставьте свой комментарий!