Найти в Дзене
X5 Transport

От Лебедя к ЯГам: история Ярославского моторного завода

Оглавление

История Ярославского моторного завода (ЯМЗ) — яркое отражение развития отечественного машиностроения на протяжении более века. Основанный в 1916 году по указу Царского правительства и вскоре национализированный в годы революции, завод прошёл через множество преобразований, становлений и эпох. Сегодня мы расскажем о наработках завода, его самых интересных проектах и дальнейшей судьбе. Как всегда, в этом нам помог водитель АТП Краснодар Алексей Кузнецов.

Ранние годы

Жизнь завода, основанного в 1916 году, очень богата и продолжается до сих пор. Ярославский завод был одним из шести предприятий, которые должны были быть построены по решению Царского правительства и утверждению этого же решения самим Царем Николаем II. Так началась история предприятия — «Акционерное общество механических передвижений и производств В.А.Лебедев» в Ярославле.

Изначально в Ярославле планировалось наладить выпуск 1,5-тонных грузовиков «Лебедь» по образцу английских автомобилей «Кроссли», но этим планам не суждено было воплотиться в реальность. 25 октября 1917 года радиостанция крейсера «Аврора» сообщила о свершившейся революции.

28 июня 1918 года вышел декрет Совета Народных Комиссаров «О национализации предприятий», в том числе металлургических и металлообрабатывающих с основным капиталом в миллион и более рублей. В результате завод Лебедева был национализирован и получил название «Ярославский Государственный авторемонтный завод» (ЯГАРЗ). Всего за год предприятие выросло из автомастерских в крупнейший в стране авторемонтный завод, восстанавливавший более 100 машин в год.

Первые серийные машины

В 1917 году в недостроенных цехах начали изготавливать кабины и кузова для грузовиков FIAT-15 Ter, которые собирал завод АМО, а затем — ремонтировать грузовики White. Когда в Москве начала выпускать автомобили АМО-Ф-15, в Ярославле решили создать собственный вариант, взяв за основу отремонтированный White-AМО.

 АМО-Ф-15. Источник: kolesa.ru
АМО-Ф-15. Источник: kolesa.ru

Первым автомобилем, созданным в 1925 году на предприятии, стал тяжелый грузовик Я-3, который должен был закрыть острую потребность СССР в тяжёлых машинах. Я-3 стал воплощением проекта У‑3 завода АМО и модернизацией американского грузовика White TAD, поставлявшегося в Россию еще до революции. Этот грузовик стал прародителем серии довоенных моделей, таких как Я-4, Я-5, ЯГ-3, ЯГ-4, ЯГ-5, ЯГ-6, ЯГ-10, а также самосвалов ЯС-1, ЯС-3 и ЯС-4.

Не менее важной моделью стал первый отечественный четырехосный грузовик ЯГ-12 (12 тонн), имевший привод на все колеса.

Грузовик Я-3 — первый автомобиль предприятия
Грузовик Я-3 — первый автомобиль предприятия

С 1928 по 1943 год завод выпускал автомобили колесной формулы 4×2 с грузоподъемностью от 3,5 до 5 тонн. В основе лежала клепаная рама. Каждая новая модель немного отличалась от предыдущей, но в целом все двухосные грузовики этого периода были похожи.

Грузовики Я-3 оснащались двигателем от АМО-Ф-15 — 4-цилиндровым агрегатом объёмом 4,4 литра, развивавшим 42 л.с. при 1700 об/мин. В конструкции использовались сцепление и коробка передач московского производства.

-4

Дальнейшая судьба завода

В 1926 году завод был преобразован в Ярославский государственный автомобильный завод № 3 (ЯГАЗ). В 1930-х годах завод активно расширял свои производственные мощности, став одним из ведущих автозаводов страны.

Во время Великой Отечественной войны завод сыграл важную роль — здесь осуществлялся ремонт и производство военной техники, грузовиков для фронта и тыловых нужд, таких как гусеничные тягачи Я-12.

В послевоенные годы предприятие продолжило наращивать производство для восстанавливающейся страны, внедряя новые технологии и модели грузовых машин.

Я-12. Тягач, производившийся в годы Великой Отечественной
Я-12. Тягач, производившийся в годы Великой Отечественной